г. Саратов |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А57-25105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2020 года по делу N А57-25105/2019,
по иску товарищества собственников жилья "Кировский" (ИНН 6452938330, ОГРН 1086450009029), г. Саратов,
к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области (ИНН 6450999440, ОГРН 1146400001351), г. Саратов, и Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов",
об обязании организовать привлечение подрядной организации для проведения ремонта крыши в многоквартирных жилых домах,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" - Бочаровой Е.Е. по доверенности от 03.03.2021,
в отсутствие представителей товарищества собственников жилья "Кировский", Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Кировский" (далее - ТСЖ "Кировский", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к некоммерческой организации "Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" (далее - Фонд, ответчик) об обязании произвести капитальный ремонт кровельного покрытия в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Университетская, 89 и ул. Большая Горная, 353.
Определением от 04.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, соответчик).
До принятия судебного акта по существу спора, истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изменил предмет исковых требований, просил обязать ответчиков организовать привлечение подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 и г. Саратов, ул. Университетская, д. 89.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2020 по делу N А57-25105/2019 исковые требования удовлетворены: суд обязал Фонд и администрацию организовать привлечение подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Кировского района МО "Город Саратов", НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в иске отказать.
Заявители апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Администрация Кировского района МО "Город Саратов" в своей апелляционной жалобе указывает, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку действует только в пределах предоставленных полномочий, установленных Положением об администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 (далее по тексту - Положение), иными муниципальными правовыми актами; функции технического заказчика переданы администрации района только в части, определенной указанным договором; в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, функции технического заказчика администрации района не передавались, что подтверждается приложением к указанному договору; аукцион проведен и избран подрядчик для проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома N 353 по ул. Большая Горная в г. Саратове, в связи с чем вина администрации отсутствует. Кроме того, заявитель считает, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора с администрацией района, в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" в своей апелляционной жалобе считает, что электронные аукционы на привлечение подрядных организаций на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, строительно-монтажных услуг, на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций и оказанию услуг строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. Большая Горная, д. 353, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, должны объявляться администрацией Кировского района муниципального образования "Город Саратов". Кроме того, заявитель пояснил, что Фондом капитального ремонта заключен договор от 14 марта 2019 года N РТС264Г190365 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 с ООО "ФКС", однако проектно-сметная документация была представлена. Впоследствии распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.09.2019 N 525-р капитальный ремонт крыши указанного дома был исключен из краткосрочного плана. Заявитель указывает, что электронные аукционы по выполнению капитального ремонта крыш спорных домов не состоялись в связи с отсутствием заявок участников. Таким образом, до момента передачи функций технического заказчика администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" Фондом капитального ремонта были приняты все возможные меры согласно действующему законодательству для организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д.353 и г. Саратов, ул. Университетская, д. 89. Согласно действующему договору от 10.02.2020 N 4-2020 электронные аукционы на привлечение подрядных организаций на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, строительно-монтажных услуг, на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций и оказанию услуг строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту является прямой обязанностью администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов". Таким образом, Фонд капитального ремонта не может организовать привлечение подрядных организаций в целях обеспечения проведения капитального ремонта в вышеуказанных многоквартирных домах.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2020 по делу N А57-25105/2019 отменено, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2021 года отменено постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А57-25105/2019, дело направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Арбитражным судом Поволжского округа указано, что с учетом обстоятельств дела, характер и последовательность действий ответчиков, исходя из представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, подлежали оценке с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации как добросовестные или недобросовестные.
Суд кассационной инстанции указал, что отказ в удовлетворении исковых требований не способствует защите прав и законных интересов граждан - собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, то есть лиц, в интересах которых осуществляется законодательное регулирование в сфере жилищных правоотношений, в также сохранности жилищного фонда.
Представитель Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании просил решение суда отменить, его апелляционную жалобу - удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области - отказать.
Фонд представил отзыв, в котором суду сообщил, что до настоящего времени подрядные организации на ремонт крыш спорных домов не определены, ремонт не выполнен.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя администрации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Кировский" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 и ул. Большая Горная, д. 353.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, товарищество указало, что в результате дождей и таяния снега в январе, феврале и марте 2018-2019 годов произошли заливы в названных многоквартирных домах, вследствие чего причинен материальный ущерб собственникам квартир, при этом, ремонт отдельных участков кровли должного результата не приносит, крыши находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта.
Истцом в Фонд неоднократно направлялись письма (исх. N 23-07/05 от 23.07.2018, N 09-01/01 от 09.01.2019, N 17-04/01 от 17.04.2019, и др.), в которых ТСЖ "Кировский" просит направить в адрес товарищества копии проектно-сметной документации, договоров об оказании услуг на спорные дома для рассмотрения и утверждения данной документации на собрании собственников помещениях в данных домах.
В ответ на данные обращения Фонд отвечал, что согласно областной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, запланированы работы по капитальному ремонту крыши в отношении вышеуказанных домов.
Как установлено судом апелляционной инстанции, проектно-сметная документация по спорным домам разработана ООО "ФКС" на капитальный ремонт крыши дома по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 на основании заключенного с Фондом договора от 14.03.2019 N РТС264Г190365, и ООО "Межрегиональный кадастровый центр - бюро техников и инженеров" - на капитальный ремонт крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на дом по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 на основании заключенного с Фондом договора от 06.03.2019 N РТС264Г190366, однако, как пояснил истец, подрядные организации так и не привлечены к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту кровельного покрытия спорных домов.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал заявленные товариществом исковые требования (с учетом их изменения в порядке статьи 49 АПК РФ) подлежащими удовлетворению, мотивировав данные выводы указанием на то, что в нарушение требований статей 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, Фонд и администрация в связи с осуществлением ею функций технического заказчика работ и услуг на основании договора от 10.02.2020 N 4-2020, заключенного с Фондом, не провели в 2019 и 2020 годах отбор подрядных организаций и закупку работ и услуг по капитальному ремонту крыш многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 и ул. Большая Горная, д. 353, в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положения N 615), что является незаконным.
При этом судом первой инстанции указано, что обстоятельств, препятствующих ответчикам исполнить обязанность проведения отбора подрядных организаций в части капитального ремонта крыши спорных домов, не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда.
Из содержания положений части 1 и пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения N 615.
В соответствии с пунктом 196 Положения N 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Согласно областной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, изначально капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 был запланирован на 2018 год, капитальный ремонт крыши по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 - на 2019 год.
В плановые сроки капитальный ремонт крыш проведен не был, в связи с отсутствием технических паспортов на спорные многоквартирные дома, которые были запрошены у истца Фондом письмом от 03.09.2018 N 7088 и предоставлены в январе 2019 года.
В последующем, Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П в редакции от 08.06.2020 капитальный ремонт крыши по адресу г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 запланирован на 2020 год, капитальный ремонт крыши по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 запланирован на 2019 год.
Между тем, ни в плановые сроки, установленные изначально, - 2018 и 2019 годы, ни в утвержденные в последующем сроки - 2019 и 2020 годы - капитальный ремонт кровельного покрытия в спорных домах проведен не был.
Таким образом, в нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, региональным оператором не обеспечена организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не осуществлена обязанность по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту и заключения с ними соответствующих договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план реализации субъектом Российской Федерации программы капитального ремонта на соответствующий год.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Лицо, вступая в отношения, урегулированные нормами права, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Положение N 615 определяет порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принципами которого являются, в том числе, эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания (подпункт "д"); создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (подпункт "е").
Таким образом, целью деятельности Фонда как регионального оператора является обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Саратовской области, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Исходя из смысла действующего законодательства, само по себе проведение отбора подрядных организаций в целях привлечения к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту, без последующего обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не свидетельствует о надлежащем выполнении Фондом в отношении граждан, проживающих в таких многоквартирных домах, своих обязательств в установленном законом порядке.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (абзац 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
В силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 АПК РФ).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении установлено, что в целях привлечения подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, Фондом 21.06.2019 и 25.07.2019 были объявлены электронные аукционы.
В связи с отсутствием заявок от подрядных организаций на участие в электронном аукционе, аукционы признаны несостоявшимися.
Фондом сделаны запросы в Комитет по жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.06.2019 N 5201 и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 04.06.2019 N 5202 осуществить актуализацию в части исключения вида работ "капитальный ремонт ХВС".
Комиссией администрации муниципального образования "Город Саратов" принято решение от 02.08.2019 об оценке технического состояния многоквартирного дома.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.09.2019 N 525-р исключены виды работ "капитальный ремонт крыши, ХВС" из краткосрочного плана на 2019 год.
В краткосрочный план на 2019 год по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 был включен вид работ "оценка технического состояния", но не ремонт крыши.
В последующем, между Фондом и администрацией Кировского района муниципального образования "Город Саратов" заключен договор от 10.02.2020 N 4-2020 о передаче функций технического заказчика, в соответствии с которым региональный оператор передает, а технический заказчик обязуется принять и осуществлять функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
При этом дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, включен в перечень домов, ремонт которых запланирован на 2020 год, только дополнительным соглашением от 14.08.2020 N 3 к договору от 10.02.2020 N 4-2020.
До настоящего времени ремонт крыши данного дома не произведен, сведения о фактической организации привлечения либо Фондом, либо администрацией подрядной организации в целях проведения капитального ремонта отсутствуют, при том, что ремонт крыши данного дома был запланирован на 2020 год.
В отношении многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 353 из материалов дела усматривается следующее.
Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2019 год в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 353 предусмотрены работы по капитальному ремонту крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, а также и разработка проектно-сметной документации.
В целях привлечения подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 353, Фондом были объявлены электронные аукционы 15.10.2019 N РТС264А198149, а также 22.11.2019 N РТС264А199176, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от подрядных организаций на участие в электронном аукционе.
Как указано ранее, с 10.02.2020 функции технического заказчика на основании договора N 4-2020 перешли к администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
При этом согласно пояснениям непосредственно самой администрации письмом от 14.12.2020 N 01-33/2722 администрация уведомила Фонд об отказе от продления договора о передаче функций технического заказчика от 10.02.2020 N4-2020, срок действия которого истек 31.12.2020, в связи с чем в настоящее время администрация не вправе осуществлять полномочия по заключению договоров о проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
Данные полномочия в настоящее время вновь отнесены к компетенции Фонда.
Как усматривается из материалов дела, действия ответчиков, как до предъявления иска в суд, так и в период рассмотрения спора, не привели к достижению цели - надлежащему привлечению подрядных организаций для выполнения капитальных ремонтов крыш многоквартирных домов, как это предусмотрено положениями действующего законодательства в интересах граждан, проживающих в данных многоквартирных домах.
При этом, наличие отдельных несостоявшихся аукционов не может рассматриваться, как основание, освобождающее от действующей, предусмотренной законом обязанности по привлечению подрядной организации для выполнения ремонта многоквартирного дома.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности выполнения указанных положений действующего законодательства.
Как указано ранее, истец ссылается на то, что какие-либо действия по фактическому ремонту крыш указанных многоквартирных домов не проводились.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года N 103- ЗСО "О региональном операторе в Саратовской области" установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно положениям ст. 182 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
На основании ч. 2 указанной статьи, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Согласно п. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
На основании Распоряжения Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года N 171-Пр была создана специализированная некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области" в организационно-правовой форме фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В настоящее время организация капитального ремонта многоквартирных домов на территории Саратовской области в силу вышеуказанных норм права осуществляется путем заключения договоров подряда, одной из сторон по которым является региональный оператор (Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Таким образом, обязанность по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, региональным оператором прямо предусмотрена законом.
На основании п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Таким образом, именно Фонд капитального ремонта, вне зависимости от того кому он передал функции технического заказчика, отвечает перед гражданами за проведение капитального ремонта и исполнение региональной программы.
Кроме того ч. 6. ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно же договору о передаче функций технического заказчика от 10.02.2020 N 4-2020 технический заказчик - Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлечёнными подрядными организациями перед заказчиком - фондом капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области.
Из материалов дела следует, что необходимость проведения капитального ремонта кровельного покрытия многоквартирных домов подтверждена экспертными исследованиями от 05.06.2017 N N 05/17-101, 05/17-102.
Однако в нарушение требований законодательства фонд не обеспечил привлечение подрядных организаций, проведение капитального ремонта кровельного покрытия в спорных домах в 2019, 2020 годах.
Доказательств невозможности проведения ремонта фондом не представлено.
В ходе повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции фондом даны дополнительные пояснения в апелляционной жалобе о том, что по организации капитального ремонта кровельного покрытия в многоквартирном жилом доме N 89 по ул. Университетской - иных действий, кроме указанных в апелляционной жалобе, не совершалось.
По организации капитального ремонта кровельного покрытия в многоквартирном жилом доме N 353 по ул. Большая Горная фондом дополнительно сообщено, что в целях привлечения подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме Фондом капитального ремонта был объявлен очередной электронный аукцион РТС264А211070 от 4 июня 2021 года, заявки принимались до 25.06.2021.
В отношении многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89 судом апелляционной инстанции установлено, что администрацией заключен договор с ООО "ТЭНЭФ" от 05.11.2020 N РТС264Г203859 на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши указанного дома, тогда как функции технического заказчика администрации не передавались.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что фактический ремонт крыш вышеуказанных многоквартирных домов в настоящее время так и не выполнен.
Подрядные организации в целях проведения капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 и г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, фондом не привлечены, что свидетельствует о нарушении прав и интересов граждан, проживающих в данных многоквартирных домах.
Таким образом, во исполнение указаний суда кассационной инстанции апелляционный суд расценивает действия (бездействие) фонда, выразившиеся в непривлечении подрядных организаций по ремонту крыши спорных многоквартирных домов, по статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, как недобросовестные.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что иск, предъявленный к Фонду капитального ремонта, обоснованно удовлетворен судом первой инстанции.
Удовлетворение судом исковых требований, предъявленных к Фонду капитального ремонта, способствует защите прав и законных интересов граждан - собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, то есть лиц, в интересах которых осуществляется законодательное регулирование в сфере жилищных правоотношений, в также сохранности жилищного фонда, обеспечиваемой государством.
Вместе с тем, правовые основания для возложения обязанности на администрацию по организации привлечения подрядных организаций в целях проведения капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353 и г. Саратов, ул. Университетская, д. 89, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку такая обязанность законом возложена на Фонд по основаниям, изложенным выше.
Кроме того, на дату рассмотрения апелляционных жалоб администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" утратила функции технического заказчика в связи с истечением срока действия договора от 10.02.2020 и отказа администрации от его пролонгации.
В этой связи апелляционный суд отказывает в удовлетворении иска, предъявленного к администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы суда, изложенные в решении в отношении администрации, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит частичной отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределены судом пропорционально размеру удовлетворённых судом требований по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возложены судом в связи с удовлетворением иска на Фонд капитального ремонта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2020 года по делу N А57-25105/2019 отменить.
Обязать некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" организовать привлечение подрядных организаций в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 353, и крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 89.
В удовлетворении иска, предъявленного к Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" в пользу товарищества собственников жилья "Кировский" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 6000 руб., за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25105/2019
Истец: ТСЖ "Кировский"
Ответчик: Администрация Кировского района МО "Город Саратов", Фонд капитального ремонта
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4883/2021
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-641/2021
16.11.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9046/20
16.09.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-25105/19