г. Саратов |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А57-12985/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, д. 48, ИНН 6452093964, ОГРН 1046405512229)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 апреля 2021 года по делу N А57-12985/2020
по заявлению Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, д. 48, ИНН 6452093964, ОГРН 1046405512229)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045), Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Прокуратура Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. им. Е.Ф. Григорьева, д. 33/39, ИНН 6450014678, ОГРН 1026402204619), общество с ограниченной ответственностью СК "Открытие" (410536, Саратовская область, Саратовский район, пос. Зоринский, промзона Промузел Зоринский, ком. 1, ИНН 6432021224, ОГРН 1196451002351)
о признании незаконным решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17.02.2020 по делу N 064/06/33-186/2020 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
о признании незаконным предписания N 1 Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17.02.2020 об устранении допущенных нарушений;
о признании незаконным решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24.04.2020 по делу N 064/06/99-589/2020;
о признании незаконным предписания N 4 Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24.04.2020 об устранении допущенных нарушений,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Е.И. Гречушкиной по доверенности от 29.12.2020 N 03/1-8181, сроком по 31.12.2021, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - М.В. Акимовой по доверенности от 22.01.2021 N 01-40/73, от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - С.С. Пасечного по доверенности от 10.07.2020 N 01-08/65, Прокуратуры Саратовской области - Н.Н. Кольцова по служебному удостоверению ТО N266602,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (комитет, заказчик) с заявлением о признании незаконным решения Саратовского УФАС России (антимонопольный орган) от 17.02.2020 по делу N 064/06/33-186/2020 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок; о признании незаконным предписания N 1 Саратовского УФАС России от 17.02.2020 об устранении допущенных нарушений; о признании незаконным решения Саратовского УФАС России от 24.04.2020 по делу N 064/06/99-589/2020; о признании незаконным предписания N 4 Саратовского УФАС России от 24.04.2020 об устранении допущенных нарушений.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Антимонопольный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в целях исполнения предписания о 17.02.2020 г. Комитетом в установленные сроки внесены изменения в документацию об аукционе: уточнена форма заявки на выполнение работ; в проект муниципального контракта внесен дополнение, что при формировании заявки заказчиком исключаются участки (места) автомобильных дорог, находящиеся на гарантии, по объектам ремонта, расположенных вблизи гарантийных участков, место работ уточняется заказчиком на месте. В рамках исполнения предписания от 24.04.2020 г. Комитетом внесены все возможные изменения в документацию об электронном аукционе. Представитель Комитета указал, что потребность в текущем ремонте автомобильных дорог значительно превышает имеющиеся ресурсы и предугадать заранее, на значительный промежуток времени, на какой улице и в каком объеме потребуется текущий ремонт, невозможно. Конкретизация участка дороги, на котором необходимы работы по восстановлению изношенного слоя асфальтобетонного покрытия, определяется заказчиком совместно с подрядной организацией после подписания муниципального контракта с учетом фактического состояния проезжей части автомобильной дороги. Копия решения от 17.02.2020 г. в адрес Комитета не поступала. Апеллянт также указывает, что Саратовским областным судом производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета по ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено.
В судебное заседание явились представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов", Прокуратуры Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
Представитель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 апреля 2021 года по делу N А57-12985/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 апреля 2021 года по делу N А57-12985/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал позицию Комитета, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель прокуратуры Саратовской области поддержал позицию антимонопольного органа, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что 03.02.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 000 000,00 рублей.
В документации об Аукционе указано, что предметом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных работ.
Согласно протоколу N ПРО 0160300002720000002-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.02.2020 аукцион признан несостоявшимся в связи с допуском единственной заявки ООО СК "Открытие".
На основании приказа N 209 от 14.02.2020 Саратовского УФАС России "О проведении внеплановой камеральной проверки" в соответствии с положениями пп. "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Саратовским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
17.02.2020 Саратовским УФАС России вынесено решение по делу N 064/06/33-186/2020 о признании в действиях Заказчика Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 3 ст. 33, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
17.02.2020 Комитету выдано предписание N 1 об устранении допущенных нарушений:
- в срок до 12.03.2020 внести изменения в документацию об Аукционе, приведя положение документации об Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом решения Саратовского УФАС России N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020;
- продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
28.02.2020 в Саратовское УФАС России поступило письмо (исх. 01-07/129 от 28.02.2020) от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" об исполнении предписания N 1 об устранении допущенных нарушений от 17.02.2020, из которого следует, что Заказчиком были внесены изменения в документацию об электронном Аукционе.
На основании приказа N 658 от 24.04.2020 Саратовского УФАС России "О проведении внеплановой камеральной проверки" в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Саратовским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
24.04.2020 Саратовским УФАС России вынесено решение по делу N 064/06/99-589/2020 о признании в действиях Заказчика Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушения п. 2 ч. 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
24.04.2020 Комитету выдано предписание N 4 об устранении допущенных нарушений:
- в срок до 06.05.2020 внести изменения в документацию об Аукционе, приведя положение документации об Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом решений Саратовского УФАС России N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020 и N 064/06/99-589/2020 от 24.04.2020;
- продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, Комитет обратился в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при описании объекта закупки заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 3 ст. 33, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выявленные нарушения согласно предписаниям, Комитетом не устранены в нарушение п. 2 ч. 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
Апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечёт в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок является антимонопольный орган.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе, в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).
В соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч.1 ст. 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.2 ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что на основании приказа N 209 от 14.02.2020 Саратовского УФАС России "О проведении внеплановой камеральной проверки" в соответствии с положениями пп. "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Саратовским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Внеплановая проверка проведена антимонопольным органом по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, в результате непосредственного обнаружения Саратовским УФАС признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, проведена внеплановая проверка заказчика - Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог".
Антимонопольным органом установлено, что 03.02.2020 г. в ЕИС в сфере закупок размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу N ПРО 0160300002720000002-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.02.2020 аукцион признан несостоявшимся в связи с допуском единственной заявки ООО СК "Открытие".
В соответствии с аукционной документацией (утв. 03.02.2020), предметом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.
В техническом задании документации об аукционе установлены объемы работ, подлежащих выполнению победителем аукциона:
- ямочный ремонт,
- ремонт асфальтобетонного покрытия,
- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси,
-установка дорожных бортовых камней,
-ремонт тротуаров,
-нанесение линии дорожной разметки.
Место выполнения работ подлежит определению в соответствии с перечнем объектов (приложение к части III Техническая часть документации об аукционе).
В указанном приложении к Технической части указано: "Наименование объектов по содержанию автомобильных дорог - Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
Согласно п. 1.1 проекта контракта Подрядчик обязан выполнить работы по содержанию автомобильных дорог, указанные в Смете (Приложение N 1 к Контракту), согласно перечню объектов (Приложение N 2 к Контракту), перечню материалов, используемых при выполнении работ (далее по тексту - Перечень материалов) (Приложение N 3 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и сдать результат работ Заказчику.
Согласно п. 2.3 проекта контракта место выполнения работ - согласно перечню объектов (Приложение N 2 к Контракту).
Приложение к контракту N 2 содержит аналогичное указание на Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов", без конкретизации места выполнения работ.
Таким образом, документация об аукционе не содержит место выполнения работ, не содержит конкретного перечня автомобильных дорог.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов", в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" включены 1783 автомобильные дороги.
Ведомость объемов работ в технической части документации об аукционе не содержит объемов работ, которые необходимо выполнить на определенной улице города.
В соответствие с документацией об Аукционе и п. 2.3 проекта контракта работы по содержанию автомобильных дорог выполняются на основе Заявки, которая направляется Заказчиком Подрядчику за 1 (один) день до начала выполнения работ любым доступным, оперативным способом (например: телефонограммой, факсимильной связью, электронной почтой, сотовой связью) по номерам либо адресу Подрядчика, указанным в Контракте. В заявке указывается перечень (объем) работ и перечень объектов.
Таким образом, объект закупки, места проведения работ по содержанию автомобильных дорог сформулированы без возможности их конкретной идентификации и известны только заказчику, что не позволяет потенциальным участникам Аукциона подать заявки на заранее известных условиях. Кроме того, заявки Заказчика не размещены в ЕИС.
Антимонопольным органов в решении от 17.02.2020 г. указано, что ранее 04.10.2019 Заказчиком размещалось извещение N 0160300002719000058 о проведении аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. По итогам проведения закупки с ООО СК "Открытие" заключен контракт на содержание автомобильных дорог согласно перечню объектов (Приложение N 2 к контракту) до конца 2019 года.
В приложении N 2 к контракту также указано постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат, размещенной в ЕИС, работы выполнены на ул. Барнаульская, д. 20 / пр. Энтузиастов (пересеч. с трамв. рельсами), ул. Барнаульская, д. 7А (пересеч. с трамв. рельсами), ул. Московская / ул. Астраханская (пересеч. с трамв. рельсами), ул. Огородная, д. 118/129 (пересеч. с трамв. рельсами), пр. Энтузиастов / ул. Баранаульская (пересеч. с трамв. рельсами), пр. Энтузиастов, д. 20В по пр. Энтузиастов (пересеч. с трамв. рельсами), ул. 7-я Нагорная, д. 18А/1 по пр. Энтузиастов, ул. Вольская, д. 215 по ул. Б. Горной, ул. Орджоникидзе (от просп. Энтузиастов до д. 11 к 2 по ул. Орджоникидзе), ул. Астрахансткая /ул. Кутякова (пересеч. с трамв. рельсами), ул. Астраханская /ул. Слонова (пересеч. с трамв. рельсами).
В ЕИС размещены сведения об оплате работ по контракту (платежное поручение N 1370 от 06.12.2019).
В соответствие с п. 7.2 контракта, заключенного с ООО СК "Открытие", гарантийный срок составляет 6 месяцев с момента подписания акта о приемке выполненных работ.
Однако согласно п. 2.2 проекта контракта документации об Аукционе N 0160300002720000002 подрядчик обязан приступить к выполнению работ в течение 1 рабочего дня с даты заключения настоящего Контракта, за исключением неблагоприятных погодных условий. Подрядчик обязан завершить работы: до 31 декабря 2020 года.
Вместе с тем, в документации об Аукционе N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог" указаны улицы, аналогичные улицам на которых были проведены работы по контракту с ООО СК "Открытие" и указанные в постановлении администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, документация об Аукционе N 0160300002720000002 содержит те же объекты, что и в предыдущем аукционе, несмотря на то, что срок действия гарантийных обязательств исполнителя по контракту не истек.
На основании изложенного, в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1,2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация электронного аукциона N 0160300002720000002 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог" не содержит конкретного места выполнения работ, объема работ, конкретного перечня автомобильных дорог, подлежащих ремонту.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что решение антимонопольного органа от 17.02.2020 г. является законным и обоснованным, не нарушает права заявителя.
В соответствии с п.2 ч.22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании указанного решения заказчику антимонопольным органом выдано предписание N 1 от 17.02.2020 г. об устранении допущенных нарушений:
- в срок до 12.03.2020 внести изменения в документацию об Аукционе, приведя положение документации об Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом решения Саратовского УФАС России N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020; - продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020 и предписание N 1 от 17.02.2020 направлены в адрес заказчика посредством электронной почты, почты России и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.
28.02.2020 в Саратовское УФАС России от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" поступило письмо (исх. 01-07/129 от 28.02.2020) об исполнении предписания N 1 об устранении допущенных нарушений от 17.02.2020, из которого следует, что Заказчиком отменены протоколы проведения электронного аукциона, 27.02.2020 внесены изменения в документацию об электронном аукционе, продлены сроки подачи заявок на участие.
Комитетом указано, что им внесены изменения в документацию об аукционе: уточнена форма заявки на выполнение работ; в проект муниципального контракта внесен дополнение, что при формировании заявки заказчиком исключаются участки (места) автомобильных дорог, находящиеся на гарантии, по объектам ремонта, расположенных вблизи гарантийных участков, место работ уточняется заказчиком на месте.
Вместе с тем, анализ представленной информации, в том числе, документации об аукционе не позволяет сделать вывод об исполнении Комитетом предписания N 1 от 17.02.2020 и устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, установленных в решении N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020.
Таким образом, в установленный срок Комитет не исполнил предписание N 1 от 17.02.2020, что в свою очередь нарушает п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В связи с неисполнением предписания, антимонопольным органом вынесено решение N 064/06/99-589/2020 от 24.04.2020 о признании в действиях Комитета нарушения п.2 ч.22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
На основании указанного решения заказчику антимонопольным органом выдано предписание N 4 от 24.04.2020 г. об устранении допущенных нарушений:
- в срок до 06.05.2020 внести изменения в документацию об Аукционе, приведя положение документации об Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом решений Саратовского УФАС России N 064/06/33-186/2020 от 17.02.2020 и N 064/06/99-589/2020 от 24.04.2020;
- продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком 13.05.2020 г. в антимонопольный орган представлена информация о том, что 27.04.2020 г. закупка N 01603000027200000002 отменена в связи с невозможностью указания конкретного места выполнения работ и объема работ.
Довод Комитета о невозможности адресно определить каждый дефект дорожного полотна, его объем, временной промежуток появления дефекта, в связи с чем, предписания Управления являются неисполнимыми, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предметом Контракта является выполнение подрядчиком работ по содержанию автомобильных дорог. Предметом договора подряда является как сама работа, так и ее овеществленный результат.
Существенными условиями договора являются: условие о его предмете, условия, существенные для договоров данного вида в силу закона или иных правовых актов, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" указано, что если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным и к нему неприменимы правила об основаниях недействительности сделок.
Таким образом, требования к существенным условиям договоров устанавливаются законодателем с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон и для предупреждения разногласий относительно исполнения договора.
В рассматриваемом случае, документация об аукционе не содержит место выполнения работ, отсутствует конкретный перечень автомобильных дорог, объем работ, условия аукциона потенциальным участникам аукциона неизвестны.
В соответствии ст. 1 Устава муниципального образования "Город Саратов" город является городским поселением, наделенным законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2014 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В жалобе Комитета указано, что предугадать заранее, на значительный промежуток времени, на какой улице и в каком объеме потребуется текущий ремонт, невозможно, что в силу требований федерального закона о безопасности дорожного движения, руководства по производству работ дорожным мастером при содержании и ремонте автомобильных дорог приоритетом очередности проведения работ является производство работ по исправлению дефектов, угрожающих сохранности дорог и обеспечение безопасности дорожного движения и в первую очередь устранение дефектов, параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-2017.
Суд апелляционной инстанции считает, что согласно п.п. 3.1.2, 3.1.6 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-281, в обязанности Комитета входит осуществление обследования состояния автомобильных дорог местного значения, разработка нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Обследование дорог и разработка нормативов финансовых затрат, в том числе, на содержание дорог, определены в качестве функций Комитета и проводятся им на постоянной основе.
Таким образом, при объявлении закупки Комитет должен исполнить обязанность по обследованию автомобильных дорог и включить в документацию об аукционе конкретное место и виды работ, подлежащие выполнению.
У заказчика Комитета имеется возможность установить цену за единицу работ (услуг), в связи с невозможностью определения объема работ. Контракт может быть заключен по ценам за единицу работ (услуг), при этом электронный аукцион проводится путем снижения данной цены. Оплата осуществляется по цене единицы работы (услуги), исходя из объема фактически выполненных работ (услуг), в размере, не превышающем максимальное значение цены Контракта.
Таким образом, в документации об аукционе должен быть указан конкретный предмет закупки (конкретный перечень автомобильных дорог), место выполнения работ, объем работ.
Указание в документации на постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов", в которое включено 1783 автомобильные дороги, недопустимо.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупки, при одновременном соблюдении принципа обеспечения конкуренции.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться как положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, так и принципами ответственности за результативность обеспечения государственных нужд в соответствии с положениями статьи 6 и части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
Не включение в документацию об аукционе детализированных требований к предмету закупки, а именно места выполнения работ и их объем, создало одним участникам преимущество перед другими, не позволило потенциальным участникам Аукциона подать заявки на заранее известных условиях. Кроме того, заявки Заказчика не размещены в ЕИС.
Обжалуемые предписания соответствуют требованиям действующего законодательства, направлены на устранение выявленных нарушений, соответствуют закону, являются обоснованными, отвечают принципу исполнимости и определенности, не нарушают прав заявителя.
Оспариваемые решения и предписания вынесены в пределах компетенции антимонопольного органа.
Антимонопольным органом указано на пропуск Комитетом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения Саратовского УФАС России от 17.02.2020 по делу N 064/06/33-186/2020 и предписания N 1 от 17.02.2020.
Суд первой инстанции посчитал, что срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения и предписания от 17.02.2020 г. Комитетом пропущен, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Представитель Комитета в жалобе указал, что антимонопольным органом не направлена в адрес Комитета копия решения. Размещение Управлением информации в ЕИС не является доказательством надлежащего извещения Комитета, по почте решение от 17.02.2020 г. Комитетом не получено.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Поскольку Саратовское УФАС России приняло решение не на основании поступившей жалобы, а по результатам инициативной внеплановой проверки, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе не подлежит применению.
Как следует из материалов дела, решение Саратовского УФАС России от 17.02.2020 по делу N 064/06/33-186/2020 и предписание N 1 от 17.02.2020 были направлены в адрес Заказчика посредством электронной почты (20.02.2020 г.), простым письмом (исх. N 03/1-1217179822 от 20.02.2020), что подтверждается журналом регистрации исходящей корреспонденции, а также 19.02.2020 размещены в установленные законом сроки в Единой информационной системе в сфере закупок.
Ответственность за ненадлежащий контроль по получению юридически значимой корреспонденции, не может быть возложена на Саратовское УФАС России, поскольку Управление исполнило обязанность по отправке в адрес Комитета решения и предписания.
Заявление о признании незаконными решения Саратовского УФАС России от 17.02.2020 по делу N 064/06/33-186/2020 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и предписание N 1 от 17.02.2020 об устранении допущенных нарушений подано в арбитражный суд 16.07.2020, то есть по истечении 3-месячного срока на обращение в суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Пропуск срока на обращение в суд в отсутствие уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Ссылка Комитета на то, что Саратовским областным судом производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета по ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено, апелляционным судом признается несостоятельной.
Решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 25.12.2020 г. по делу N 21-103/2021 постановление УФАС по Саратовской области по делу об административном правонарушении о привлечении Комитета к административной ответственности по ч.7 ст. 19.5 КоАП РФ, оставлено без изменения.
Решением Саратовского областного суда от 19.03.2021 г. решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 25.12.2020 г. по делу N 21-103/2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением Саратовского областного суда установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении. На день рассмотрения жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, дело об административном правонарушении прекращено судом, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Выводов об отсутствии в действиях Комитета состава административного правонарушения по ч.7 ст. 19.5 КоАП РФ, решение суда не содержит.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые решения и предписания соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 апреля 2021 года по делу N А57-12985/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12985/2020
Истец: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО Город Саратов
Ответчик: УФАС по Саратовской области, УФАС по СО
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, ООО СК "Открытие", Прокуратура Саратовской области