г. Челябинск |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А07-35028/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Напольской Н.Е., рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 (мотивированное решение изготовлено 18.01.2024) по делу N А07-35028/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к акционерному обществу "РН-ТРАНС" (далее - АО "РН-ТРАНС", ответчик) о взыскании 2 230 руб. 80 коп. основного долга, 67 руб. 62 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.08.2023 с продолжением начисления процентов с 31.08.2023 по день фактической оплаты, 2 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2023 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 по делу N А07-35028/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 18.01.2024) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "РН-ТРАНС" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик состоявшееся решение считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Податель жалобы ссылается на то, что простой 11 порожних вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, не зависящим от ответчика, вина АО "РН-ТРАНС" отсутствует ввиду неисполнения договорных обязательств со стороны ОАО "РЖД".
Как указывает ответчик, в апреле 2023 года на станцию Новоуфимская Куйбышевской железной дороги прибыло 11 порожних вагонов.
Ссылаясь на п. 2, п. 9 заключенного сторонами Договора N 4/224/1 от 11.11.2019, а также требования Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), апеллянт указывает, что готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение 3,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2бВЦ. Данное обязательство ОАО "РЖД" надлежащим образом не исполнило.
Уведомление о прибытии вагонов передается приемосдатчиком груза и багажа станции Новоуфимская КБШ по телефону диспетчеру маневрового железнодорожного участка "Владельца" не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов с записью в книгу уведомлений.
В книге учета уведомлений о подаче имеется запись о планируемой подаче порожних вагонов под погрузку от 16.04.2023 02:00. Планируемое время подачи обозначено как 16.04.2023 04:00. Акт общей формы на начало простоя ф.ГУ-23 N 6602 составлен 16.04.2023 04:00.
Также сотрудниками ОДУДПС 16.04.2023 дано уведомление N 895 о готовности приема на путь N 1, 2 вагонов, простаивающих на путях станции Новоуфимская КБШ по акту ГУ-23ВЦ N 6602 от 16.04.2023 04:00. Однако вагоны на путь необщего пользования поданы не были.
На момент составления акта на начало простоя ГУ-23ВЦ N 6602 от 16.04.2023 04:00 на пути N 1 простаивали 25 груженных вагонов по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2Бвц N 21615 от 15.04.2023 22:01. Кроме того, на пути N 2 простаивали 24 груженных вагона по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2бВЦ N 21615 от 15.04.2023 22:01.
По мнению апеллянта, основанием для взыскания платы за нахождения вагонов на путях общего пользования является обусловленность соответствующего простоя исключительно причинами, зависящими от грузоотправителя/грузополучателя и/или владельца пути необщего пользования. Учитывая неправомерность требований истца о взыскании задолженности за нахождение вагонов на путях общего пользования, считает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами также неправомерным.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания.
Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 05.04.2024 представить в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу.
В суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой Арбитр" от истца ОАО "РЖД" 04.03.2024 (вх. N 12847) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой истец обжалуемое решение считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Согласно отзыву истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.2019 между ОАО "РЖД" (перевозчик), АО "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор N АФТО-4/224/1 (далее - Договор) на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", согласно которому владелец предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Пунктом 2 договора определено, что ОАО "РЖД" производит подачу и уборку вагонов в соответствии с условиями договора N 4/224 от 01.07.2016 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Пунктом 2 Договора предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" и на условиях договора перевозчик производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, владельца для грузоотправителя (грузополучателя).
Пунктом 11 Договора установлено, что технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной Приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70.
В пункте 8 данного договора установлено технологическое время на выполнение погрузо-разгрузочных операций с грузовыми вагонами 2 часа.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 3,0 часов после получения уведомления от грузоотправителя/грузополучателя о готовности их к уборке и приема их перевозчиком (п. 9 договора).
При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления о готовности вагонов к уборке.
В силу пункта 11 договора технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной Приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70.
Как указывает истец, в апреле 2023 года на станцию Новоуфимская Куйбышевской ж.д. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыло 11 грузовых вагонов, которые простаивали на путях общего пользования станции Новоуфимская, в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика.
По данному факту были оформлены акты общей формы ГУ-23 N N 6602 и 6653 от 16.04.2023.
Акты общей формы предъявлялись на подпись представителям АО "РН-Транс".
Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведен в ведомости подачи и уборки вагонов N 044007. Общий размер платы составил 2 230 руб. 80 коп. с НДС.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N ТЦФТОИП - 23/387, которая осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 408 названного Кодекса надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 утверждены Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (далее - Правила N 256), вступившие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.10.2020), то есть после 26.10.2020, следовательно, в спорный период являлись действующими. Пункт 69 Правил N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Пунктами 70, 71 Правил N 256 предусмотрено, что в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В акте общей формы в зависимости от причины нахождения вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего или необщего пользования, лицом, составляющим акт, должны быть указаны:
- время уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в порядке, установленном Уставом и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта, о подаче вагонов, время подачи вагонов, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования до момента подачи под грузовые операции по истечении установленных Уставом двух часов с момента уведомления (в случае если груз, вагоны не приняты приема грузополучателем (получателем), владельцем пути необщего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика);
- время начала и окончания задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема станцией назначения;
- время подачи вагонов, контейнеров в места общего пользования под погрузку, выгрузку, время истечения установленного договорами технологического времени для выполнения операций по погрузке, выгрузке, и время окончания погрузки, выгрузки вагона, контейнера;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки груза, порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) владельца порожних вагонов, с момента получения заявителем переадресовки уведомления о прибытии вагонов, контейнеров на станцию назначения (при переадресовке на станции назначения) или с момента прибытия вагона на станцию, с которой будет осуществляться переадресовка (при переадресовке в пути следования), до момента предъявления заявителем переадресовки перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке без учета предусмотренного Уставом времени принятия перевозчиком решения о переадресовке. Перевозчик в акте общей формы должен указать продолжительность времени, в течение которого им принималось решение о переадресовке с момента получения документов, предусмотренных Порядком перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом с переадресовкой;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в случае выявления технической неисправности, с момента обнаружения технической неисправности вагонов, контейнеров до подписания представителем грузоотправителя (отправителя) составленного акта общей формы на техническую неисправность, либо истечения установленного настоящей главой срока ожидания прибытия представителя грузоотправителя (отправителя) для участия в техническом осмотре вагона;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании подачи их на пути ремонтного предприятия и время его окончания;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель, время получения перевозчиком уведомления получателя об отказе от приема вагонов, время получения отправителем вагонов уведомления перевозчика об отказе получателя от приема вагонов, время окончания нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель.
Согласно пункту 75 Правил N 256 начало и окончание задержки груза и порожних вагонов в пути следования, произошедшей из-за отказа технических средств, обеспечивающих функционирование инфраструктуры и перевозочного процесса, отсутствия локомотива перевозчика, несвоевременной подачи локомотива, обеспечения проследования пассажирских поездов дальнего следования и пригородных поездов, задержанных по причине неисправности локомотива, произошедших по вине сторонних организаций, оформляются отдельными актами общей формы.
Акт общей формы, составленный для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, не предусмотренных в пункте 71 Порядка перевозок грузов, направляется тем пользователям услугами железнодорожного транспорта, по причинам, зависящим от которых, вагоны находились на путях общего пользования. При несогласии с указанными в актах общей формы обстоятельствами, указанные пользователи вправе направить перевозчику, владельцу инфраструктуры свои мотивированные возражения (пункт 79 Правил N 256).
Пунктом 77 Правил N 256 установлено, что акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания:
- на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования; - при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки; - при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в АС ЭТРАН.
Проверив расчет истца, по которому размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в спорный период согласно тарифному руководству составил 2 230 руб. 80 коп., суд первой инстанции признал его верным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку ответчиком доказательств возмещения истцу платы за время задержки вагонов на путях общего пользования не представлено, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с АО "РН-ТРАНС" задолженности в заявленной сумме.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Начисление платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "РН-ТРАНС" произведено на основании актов общей формы ГУ-23 N N 6602 от 16.04.2023, 6653 от 16.04.2023.
Из материалов дела следует, что в подтверждение заявленных требований, истцом представлены акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
Таким образом, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 2 230 руб. 80 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Довод АО "РН-ТРАНС" о недоказанности вины ответчика в задержке вагонов, а также о том, вагоны простаивали на путях общего пользования по независящим от АО "РН-Транс" причинам, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Из материалов дела следует, что перевозка груза производилась по электронным накладным и уведомление о прибытии вагонов на станцию назначения происходило в автоматическом режиме в системе АС ЭТРАН, к которому подключен и ответчик, путём проставления в графе "Календарного штемпеля уведомления грузополучателя о прибытии груза", что АО "РН-ТРАНС" не оспаривается.
Согласно п. 7 Договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. Прием части поданной группы вагонов допускается при наличии возможности у перевозчика, таким образом, является правом истца, а не его обязанностью. Факт нарушения данного пункта договора подтверждается анализом занятости путей необщего пользования.
Кроме того, факт своевременной передачи уведомления о готовности подачи вагонов и нахождение вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования подтвержден актом общей формы N 6602 от 16.04.2023.
По окончании простоя вагонов на путях общего пользования составлен акт общей формы N 6653 от 16.04.2023.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 установлено, что в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "с разногласиями" или "с возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "от подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Факт направления Актов общей формы на подпись представителям АО "РН-Транс" подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что на станции назначения допущена задержка вагонов, что подтверждается представленными актами общей формы.
Достаточных относимых и допустимых доказательств, позволяющих усомниться в достоверности доказательств, положенных в основу выводов суда о наличии оснований для взыскания платы, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом распределения бремени доказывания по части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия судом первой инстанции предусмотренных законодательством мер для использования сторонами процессуальных прав и реализации процессуальных обязанностей апелляционный суд, исходя из положений части 2 статьи 9, части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает оснований для переоценки фактических обстоятельств и принятия иного решения по существу требования.
Довод апелляционной жалобы, о том, что простой вагонов вызван действиями (бездействием) самого истца, подлежит отклонению.
Согласно п.7 Договора N АФТО-4/224/1 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. Уборка части группы вагонов является правом Истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Опровергая доводы апелляционной жалобы, истец указывает, что факт систематического нарушения ответчиком пункта 7 Договора АФТО-4/224/1 от 11.11.2019 подтверждается анализом занятости путей общего пользования.
Так, по памятке приёмосдатчика N 965 16.04.2023 в 17:30 подано 23 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 966 16.04.2023 г. в 19:20 - 25 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 638 17.04.2023 г. в 17:50 подано 37 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 639 17.04.2023 г. в 22:20 - 6 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 989 18.04.2023 г. в 21:40 подано 10 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 643 18.04.2023 г. в 03:55 - 24 вагона.
По памятке приёмосдатчика N 992 19.04.2023 г. в 10:35 подано 25 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 646 19.04.2023 г. в 11:50 - 6 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1015 21.04.2023 г. в 17:15 подано 10 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1016 21.04.2023 г. в 19:00 -24 вагона.
По памятке приёмосдатчика N 674 22.04.2023 г. в 11:15 подано 6 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 676 22.04.2023 г. в 22:30 - 11 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 677 23.04.2023 г. в 05:00 подан 1 вагон, возвращено по памятке приёмосдатчика N 678 22.04.2023 г. в 07:50 - 6 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1032 24.04.2023 г. в 10:55 подан 1 вагон, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1033 24.04.2023 г. в 11:50 - 25 вагонов.
Аналогичная ситуация сохранялась во весь период нахождения вагонов в ожидании подачи на места погрузки-выгрузки.
Таким образом, ответчиком систематически нарушались условия договора о возврате вагонов всей одновременно поданной группой.
16.04.2023 в 02:00 истцом передано ответчику уведомление о подаче вагонов на пути необщего пользования. По истечении двух часов в связи с занятостью мест погрузки-выгрузки, был составлен акт общей формы N 6602.
При этом в качестве причины отклонения акта общей формы N 6602 АО "РН-Транс" указано: "На момент составления АФО N 6602 от 16.04.2023 в 04-00 простаивали готовые к уборке вагоны согл уведомлению N 21615", возражения о времени уведомления отсутствуют.
В связи с чем ссылка апеллянта на уведомления N N 21615 от 15.04.2023 не состоятельна, поскольку ответчиком нарушены пункты 7, 8 Договора, что подтверждается актами общей формы NN6596 от 15.04.2023, N6629 от 16.04.2023.
Данные возражения носят формальный характер и опровергаются материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлен факт нарушения ответчиком обязательств, предусмотренных Договором N 4/244/1 от 11.11.2019, начисление платы произведено истцом в соответствии с нормами действующего законодательства и подтверждено первичными документами.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности доводов АО "РН-ТРАНС" о нахождении спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика.
Истец также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 67 руб. 62 коп. за период с 18.04.2023 по 30.08.2023 по день фактической оплаты суммы долга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расчет процентов судом первой инстанции проверен, признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам спора, не противоречащим нормам действующего законодательства.
Арифметическая правильность расчета ответчиком, как в части алгоритма расчета, так и в части суммы начисления, надлежащим образом не оспорена, контррасчет не представлен (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт нарушения ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования подтвержден материалами дела, произведенный истцом расчет процентов ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 67 руб. 62 коп. за период с 18.04.2023 по 30.08.2023 по день фактической оплаты долга.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 (мотивированное решение изготовлено 18.01.2024) по делу N А07-35028/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-ТРАНС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Е. Напольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-35028/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги-филиала "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"
Третье лицо: АО "РН-Транс", ОАО "Российские Железные Дороги"