г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А56-89659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Короткевичев В.И.
при участии:
от истца (заявителя): Басиладзе Л.Т. - доверенность от 07.12.2020
от ответчика (должника): Шадин А.О. -доверенность от 26.04.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11468/2021) ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-89659/2020(судья Константинова Е.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Трансойл"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - Ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 43 200 руб., процент за пользование чужими денежными средствами в соответствие со ст.395 ГК РФ с даты накопительной ведомости (плюс три рабочих дня) до 19.09.2020 в размере 1 547, 76 руб., далее - до даты фактической оплаты долга, а также 2 684, 90 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 18.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Протокольным определением суда от 02.06.2021 рассмотрение дела отложено на 30.06.2021.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, За период с 31.10.2019 по 26.02.2020 года на станции Комбинатская на путях общего пользования находились порожние вагоны, принадлежащие на праве собственности/аренды ООО "Трансойл", в связи с отказом получателя ООО "Газпромнефть-Логистика" на основании статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) по причине технической неисправности вагонов, что подтверждается актами общей формы, уведомлениями на ремонт вагонов формы ВУ-23-М ЭТД.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации лее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Частью 3 статьи 36 Устава предусмотрено право грузополучателя на отказ от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров
. В соответствии с частью 14 статьи 39 Устава, если получатель в соответствии со статьей 36 Устава отказался от приема порожних грузовых вагонов по причинам, зависящим от отправителя, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится перевозчику получателем до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, а отправителем порожних грузовых вагонов с момента получения данного уведомления. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
Отправитель и владелец вагона обязан предоставить перевозчику вагон, соответствующий требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, а именно - своевременно прошедший ремонт, обслуживание и находящийся в исправном состоянии.
Причины отказов (технических неисправностей) вагонов, даты и время обнаружения технической неисправности по каждому вагону указаны в таблицах с расчетами задолженности. Документы, подтверждающие техническую неисправность вагона, а именно уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М, входят в каждый комплект документов. Комплекты прилагаем к исковому заявлению.
Классификатор КЖА 2005 05 относит неисправности "выщербина обода колеса" (107), "ползун на поверхности катания" (код 106), "тонкий гребень" (код 102), "завышение фрикционного клина" (код 219) по причинам их возникновения к эксплуатационным. При этом под эксплуатационной неисправностью понимается неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Спорные вагоны прибывали на станцию Комбинатская со станций ОАО "РЖД" от отправителя ООО "Трансойл". Получатель ООО "Газпромнефть-Логистика" предоставлял перевозчику письменный отказ от вагонов по причине их технической неисправности.
В соответствии с заявлением ООО "Трансойл" о присоединении от 31.01.2018 N 132/ЦФТО к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок от 18.12.2017 года N 2633р отправитель ООО "Трансойл" был уведомлен о простое вагонов на путях общего пользования путем направления сообщения по e-mail.
В заявлении о присоединении ООО "Трансойл" к Соглашению об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок N 132/ЦФТО от 31.01.2018 года указан адрес электронной почты для передачи информации. Согласно п. 4 Соглашения о порядке передачи уведомления ОАО "РЖД" владельцу, отправителю порожних грузовых вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2015 года N1443р (далее - Соглашение, прилагаем к иску), ОАО "РЖД" направляет информацию, предусмотренную данным Соглашением на электронный адрес клиента, указанный в заявлении о присоединении.
Электронный адрес клиента указан в АС ЭТРАН в договоре Оферты ЭОД/ИВУ N 132/ЦФТО от 31.01.2018 года. (Копию прилагаем).
На основании п. 4 Соглашения моментом получения предусмотренной Соглашением информации является момент передачи почтовым сервером ОАО "РЖД" соответствующего сообщения на электронный адрес клиента, о чем в Журнале почтового сервера сделана соответствующая запись. Журнал уведомлений владельца, отправителя ООО "Трансойл" об отказе получателя от порожнего вагона отражается в АС ЭТРАН.
Журналы уведомлений также прилагаем к иску в доказательство их направления.
Согласно п. 9 Технологии уведомления отправителя и владельца порожнего грузового вагона при отказе получателя от приема порожнего вагона в случаях, предусмотренных статьей 36 УЖТ РФ N 289, утвержденной 29.05.2015 года (далее - Технология уведомления), на основании оформленного акта на отказ в ЕАСАПР М автоматически передается в АС ЭТРАН сообщение об отказе для формирования уведомления об отказе от приема порожнего вагона для передачи отправителю и владельцу (в нашем случае это ООО "Трансойл"). Пунктом 11 Технологии уведомления предусмотрено, что по факту отправки уведомления (способом, указанным клиентом) АС ЭТРАН автоматически формирует и передает в ЕАСАПР М отметку о доставке уведомления с указанием даты, времени и способа доставки. Акты общей формы, приложенные к иску, оформлены в соответствии с условиями Технологии уведомления, в актах данная информация имеется.
Информация о моменте согласования запросов-уведомлений по порожним вагонам отражается в АС ЭТРАН у владельца вагонов ООО "Трансойл", как у отправителя вагонов при работе с документом.
Согласно п. 6.3 Технологии рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 04.09.2017 года N 1773р (далее - Технология), после принятия решения ОАО "РЖД" по запросу в АС ЭТРАН проставляется соответствующая запись в истории документа (согласован или отклонен), доступная для просмотра отправителю, имеющему Соглашение об электронном обороте документов.
Результат рассмотрения ОАО "РЖД" запроса направляется отправителю посредством АС ЭТРАН в электронном виде с электронной подписью ОАО "РЖД" (п. 6.4 Технологии).
Акты общей формы, оформленные на нахождение вагонов на путях общего пользования, были переданы работниками станции Комбинатская представителям ООО "Трансойл" под роспись по реестру в течение 1-2 дней после даты оформления актов общей формы на окончание задержки вагонов.
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, окончанием простоя вагонов является согласование запроса-уведомления на отправление вагонов в ремонт.
Для списания начисленной платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава с единого лицевого счета (далее - ЕЛС) ООО "Трансойл" N 1001310104, открытого в ОАО "РЖД" для производства расчетов, были составлены накопительные ведомости. Однако списание не произведено по причине отказа плательщика от подписания данных документов.
Сумма задолженности по плате за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования за период с 31.10.2019 по 26.02.2020 составила 43200 руб. с НДС.
Кроме того, в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Сумма процентов на сумму долга 43200 руб. составляет 1547,76 руб. (с даты формирования накопительной ведомости плюс три рабочих дня до 19.09.2020 года, далее - до даты фактической уплаты).
Срок три дня установлен и в п. 2.1.10 Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов (далее - Положение), утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" N 1685-р (есть в системе "Консультант плюс"), клиент обязан производить оплату образовавшейся на субсчетах задолженности перед ОАО "РЖД" не позднее 3 (трех) банковских дней с даты выставления счета.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, пристав не представил доказательства, подтверждающие наличие оснований для окончания исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-89659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89659/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Трансойл"