г. Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А41-39849/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А., Назаренко Е.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации городского округа Краснознаменск Московской области (ИНН: 5006001916, ОГРН: 1025001064736,)- Худякова С.А., представитель по доверенности от 12.01.2021, после перерыва представитель не явился,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561,)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994, ИНН: 7710723134)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)- Акжигитов Д.Г., представитель по доверенности от 17.11.2020, после перерыва представитель не явился
от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ОГРН: 1037715046467, ИНН: 7715033007)- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1097746296977, ИНН: 7716642273) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;.
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации городского округа Краснознаменск Московской области (ОГРН: 1025001064736, ИНН: 5006001916) на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года по делу N А41-39849/20,
по заявлению Администрации городского округа Краснознаменск Московской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, о признании незаконным решения от 13.05.2020 N 50/999/001/2020-664785, признании права собственности на земельный участок с КН 50:51:0020304:63, третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Краснознаменск Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с требованиями:
1. Признать за муниципальным образованием городской округ Краснознаменск Московской области право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 площадью 91623 кв.м, местоположение: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Строителей, в районе "РВ-ВСО", расположенного в границах территории, переданной в муниципальную собственность городского округа Краснознаменск Московской области из федеральной собственности, на основании Распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24.07.1995 N 999-р "О передаче объектов МО РФ в ЗАТО Краснознаменска (Голицыно-2) Московской области в муниципальную собственность", Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2019 N 918 N О передаче земельного участка в муниципальную собственность городского округа Краснознаменск Московской области".
2. Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13.05.2020 N 50/999/001/2020-664785 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 площадью 91623 кв.м, местоположение: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Строителей, в районе "РВ-ВСО".
3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Краснознаменск, ул. Строителей, в районе "РВ-ВСО" на основании Распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24.07.1995 N 999-р "О передаче объектов МО РФ в ЗАТО Краснознаменска (Голицыно-2) Московской области в муниципальную собственность", Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2019 N 918 N О передаче земельного участка в муниципальную собственность городского округа Краснознаменск Московской области". К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года по делу N А41-39849/20, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 123-126).
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Администрация городского округа Краснознаменск Московской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением от 04.02.2020 N 50/999/001/2020-664785 о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:51:0020304:63.
Уведомлением от 13.02.2020 N 50/999/001/2020-664785 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановило осуществление действий по государственной регистрации до 13.05.2020 в связи с тем, что представленные Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2019 N 918, Передаточный акт от 16.10.2019,
Распоряжение о передаче объектов в муниципальную собственность от 24.07.1995 N 999-выдавший орган: Министерство обороны Российской Федерации не содержат сведений о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества.".
Решением от 13.05.2020 N 50/999/001/2020-664785 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отказало в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 площадью 91623 кв.м, местоположение: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Строителей, в районе "РВ-ВСО".
Считая отказ незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Далее - Закон о государственной регистрации) Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
К заявлению о государственной регистрации права Администрация городского округа Краснознаменск Московской области приложила следующие документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход права на земельный участок:
Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2019 N 918, Передаточный акт от 16.10.2019, Распоряжение о передаче объектов в муниципальную собственность от 24.07.1995 N 999-выдавший орган: Министерство обороны Российской Федерации. Согласно распоряжению от 24.07.1995 N 999-Р, Минобороны России передало безвозмездно жилищно-коммунальное хозяйство и другие объекты инфраструктуры в ЗАТО г. Краснознаменска (Голицыно-2) Московской области с баланса МО РФ (балансодержатель войсковая часть 32103) на баланс администрации г. Краснознаменска в соответствии с прилагаемым перечнем. Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2019 N 918 передан из Федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Краснознаменск Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:51:0000000:
Передаточным актом от 16.10.2019 Администрация городского округа Краснознаменск Московской области приняло в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:51:0000000:1.
Согласно выписке из ЕГРН, из земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:1 образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 30 земельных участков с кадастровыми номерами: 50:51:0000000:1303, 50:51:0010102:254, 50:51:0010207:818, 50:51:0010102:255. 50:51:0000000:1305, 50:51:0020202:210, 50:51:0000000:1301, 50:51:0020305:562, 50:51:0020304:156, 50:51:0000000:1299, 50:51:0020304:158, 50:510020304:157, 50:51:0010203:697, 50:51:0020202:208, 50:51:0020101:942, 50:51:0020201:3954, 50:51:0010302:312, 50:51:0000000:1304, 50:51:0020302:29, 50:51:0020202:209, 50:51:0020101:943, 50:51:0020305:561, 50:51:0010201:790, 50:51:0000000:1300, 50:51:0000000:1302, 50:51:0010201:789, 50:51:0020305:563, 50:51:0020301:654, 50:51:0020102:12, 50:51:0020102:11
Как указывает Администрация городского округа Краснознаменск Московской области, после формирования и постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков площадь земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:1 составила 4 564 398 кв.м.
При этом, Решением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2018 по делу N А41-46505/18 установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:1 с учетом передачи Распоряжением от 24.07.1995 N 999-р в муниципальную собственность земельных участков общей площадью 250,7 гектара (2 507 900 кв.м), составляет 2 056 498 кв.м (4 564 398 кв.м минус 2 507 900 кв.м).
На основании решения Арбитражного суда Московской области от 23.10.2018 по делу N А41-46505/18 в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:1 внесены изменения в части указания площади земельного участка 2 056 498 кв.м.
Подавая заявление о государственной регистрации права Администрация городского округа Краснознаменск руководствовалась тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 расположен в границах территории, переданной в муниципальной собственности Распоряжением от 24.07.1995 N 999-Р, Приказом от 09.10.2019 N 918.
Между тем, Заявителем предоставлены документы, подтверждающие передачу в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:1.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Заявителя 11.11.2019. При этом земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 поставлен на государственный кадастровый учет в 2014.
При этом, документы, подтверждающие что земельный участок образуется из земельного участка, с кадастровым номером 50:51:0000000:1 не представлены.
Согласно копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63, спорный земельный участок передавался в аренду ООО "Зодиак" на основании постановления администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 27.06.2014 N 518-ПА, что подтверждается договором аренды от 30.06.2014 N 30.
В дальнейшем, соглашением от 01.12.2018, указанный договор аренды расторгнут по соглашению сторон.
Согласно статье 5 Закона N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
На основании статьи 8 Закона N 218-ФЗ в реестр объектов недвижимости ЕГРН в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся в том числе сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.05.2016 N МО16/ЗВ-1256663 в графе N 5 "предыдущие номера" стоит прочерк, что свидетельствует о том, что указанный земельный участок образован не путем преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:51:0000000:51.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ПС РФ.
В предмет доказывания по иску о признании права собственности входит установление оснований возникновения права истца, предусмотренных действующим законодательством.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, заявителем не представлено доказательств возникновения у Администрации городского округа Краснознаменск права на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63, а следовательно, решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13.05.2020 N 50/999/001/2020-664785 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:63 законно и отмене не подлежит.
Доводы Администрации, о том, что судом первой инстанции не рассмотрены уточненные требования опровергаются оспариваемым решением.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приведенным в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года по делу N А41-39849/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39849/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОЗНАМЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное управление Федерального агенствоа по управлению государственным имуществом по Московской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ