г. Челябинск |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А34-18022/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буниатяна Мхитара Арамовича на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2021 по делу N А34-18022/2019.
В судебном заседании приняли участие:
Буниатян Мхитар Арамович (паспорт);
представитель Межрайонной ИФНС России N 7 по Курганской области - Аверина Е.А. (доверенность от 13.08.2020, диплом, служебное удостоверение).
Индивидуальный предприниматель Буниатян Мхитар Арамович (далее также - заявитель, ИП Буниатян М.А.) обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее также - заинтересованное лицо-1), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области (далее также - заинтересованное лицо-2) об исключении задолженности, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 04.10.2019 дело передано по подсудности Арбитражному суду Курганской области, поступило 30.12.2019 (делу присвоен номер А34-18022/2019).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 09.01.2020 заявление индивидуального предпринимателя Буниатяна Мхитара Арамовича принято к рассмотрению.
Определением суда от 04.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное).
Определением суда от 02.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица-3 привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное), из числа третьих лиц исключено.
ИП Буниатяном М.А. предъявлены следующие требования:
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области, отдела по урегулирования задолженности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану 12206 руб. штрафа с каждого, в казну государства, а так же взыскать штраф с сотрудников налогового органа которые допустили ошибку;
- отменить искусственно начисленные налоги за 2018 год в сумме 12206 руб. и отменить ожидаемые начисления налогов за 2019 и 2020 годы;
- обязать налоговые органы в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда возвратить денежные средства в размере 6000 руб. на пенсионный счет;
- обязать Отдел Пенсионного фонда восстановить права на индексацию пенсии по старости за 2018, 2019, 2020 годы и произвести начисление;
- возместить причиненный моральный ущерб в размере 12206 руб. в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2020 заявление оставлено без рассмотрения, индивидуальному предпринимателю Буниатяну Мхитару Арамовичу возвращена государственная пошлина в размере 300 руб. (выдана справка на возврат государственной пошлины от 10.07.2020 - том 2, л.д. 86).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 заявителю восстановлен пропущенный срок на обжалование определения суда от 04.06.2020, определение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2020 по делу N А34-18022/2019 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области. С Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кургану в пользу Буниатяна Мхитара Арамовича взысканы судебные расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 руб. С межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области в пользу Буниатяна Мхитара Арамовича взысканы судебные расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 09.02.2021 дело назначено к рассмотрению.
Определением суда от 09.03.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований, согласно которому заявитель просил:
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану по 48500 руб. штрафа с каждого в казну государства, а так же взыскать штраф с тех сотрудников налоговых органов, которые допустили ошибку;
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда по 48500 руб. с каждого на пенсионный счет заявителя;
- отменить искусственно начисленные налоговые выплаты за 2018 год в сумме 12206 руб., за 2019 год в сумме 36238 руб., за 2020 год в сумме около 23000 руб.;
- обязать Отдел Пенсионного фонда в Лебяжьевском районе (под подчинением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное)) восстановить права Буниатяна М.А. на индексацию пенсии по старости за 2018, 2019, 2020 годы и произвести начисление;
- возместить Буниатяну М.А. причиненный моральный ущерб со стороны Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану по отдельности в сумме 48500 руб. с каждого в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда (уточненные требования - том 3, л.д. 36-37).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2021 производство по делу в части требования о взыскании штрафа в пользу государства прекращено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Буниатян М.А. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловал его в апелляционном порядке.
Считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Буниатян Мхитар Арамович 16.08.2018 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чём внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП 318450100024932), деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена Буниатяном М.А. 10.07.2020 (запись ГРН 420450100158433) (том 3, л.д. 12-13).
Согласно сведениям, отраженным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), адресом места жительства Буниатяна М.А. является - Курганская обл., Лебяжьевский р-н, деревня Кукушкино, переулок Садовый, дом 7; основным видом деятельности предпринимателя является - "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код 47.11) (том 1, л.д. 26).
Индивидуальному предпринимателю Буниатяну М.А. за период с 16.08.2018 по 10.07.2020 были исчислены страховые взносы в фиксированном размере:
1) за период с 16.08.2018 по 31.12.2018 (4 месяца и 16 дней) в размере 12187 руб. 90 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 9990 руб. 05 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 2197 руб. 85 коп.;
2) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (12 месяцев) в размере 36238 руб. 00 коп. в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 29354 руб. 00 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 6884 руб. 00 коп.;
3) за период с 01.01.2020 по 10.07.2020 (6 месяцев и 10 дней) в размере 21535 руб. 77 коп. в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 17096 руб. 26 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 4439 руб. 51 коп.
Поскольку заявитель, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, страховые взносы за расчетные периоды 2018 год, 2019 год, 2020 год в установленном порядке не уплатил, налоговым органом были выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которые, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ, направлены налогоплательщику почтой по адресу регистрации, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (списки почтовых отправлений от 17.01.2019, 22.01.2020, 17.08.2020): требование N 74 от 16.01.2019 (срок оплаты недоимки 12187 руб. 19 коп., пени - 18 руб. 89 коп. до 08.02.2019), N 516 от 20.01.2020 (срок оплаты недоимки 36238 руб. 00 коп., пени - 143 руб. 44 коп. до 12.02.2020), N 30455 от 13.08.2020 (срок оплаты недоимки 21535 руб. 77 коп., пени - 48 руб. 81 коп. до 06.10.2020).
По причине неисполнения предпринимателем Буниатяном М.А. указанных требований в установленный срок, налоговым органом приняты решения N 593 от 09.02.2019, N 759 от 21.02.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств (направлены 14.02.2019 и 26.02.2020 посредством почтовой связи по адресу регистрации, указанному в ЕГРИП, списки почтовых отправлений - в материалах дела).
Реализуя процедуру принудительного взыскания неуплаченных сумм, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в порядке пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации были приняты решения о взыскании страховых взносов за счет иного имущества налогоплательщика в связи, с чем вынесены постановления о взыскании налога сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 05.04.2019 N 919 и от 04.03.2020 N 451000622, которые были направлены в Лебяжьевский районный отдел судебных приставов (том 3, л.д. 39-42).
Кроме того, заинтересованным лицом-2 09.11.2020 (после прекращения Буниатяном М.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) подано заявление в судебный участок N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области о вынесении судебного приказа в отношении Буниатяна М.А. о взыскании транспортного налога (за 2017 год), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2020 год.
Полагая, что оспариваемые действия налоговых органов (и их должностных лиц) нарушают права и законные интересы налогоплательщика, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предприниматель Буниатян М.А. в период с 16.08.2018 по 10.07.2020 являлся страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с положениями статьи 57 Конституция Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 430 НК РФ (введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации) для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей. Индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 настоящего Кодекса, и установленному Правительством Российской Федерации.
Поскольку основным видом деятельности предпринимателя является - "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код 47.11), на заявителя не распространяется льгота, установленная пунктом 1.1 статьи 430 НК РФ, в соответствующем перечне отсутствует (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", "Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409").
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Следовательно, статус индивидуального предпринимателя приобретается с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРИП, и с этой даты у индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплачивать страховые взносы за себя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Как было указано ранее, заявителю за период с 16.08.2018 по 10.07.2020 исчислены страховые взносы в фиксированном размере:
1) за период с 16.08.2018 по 31.12.2018 (4 месяца и 16 дней) в размере 12187 руб. 90 коп., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 9990 руб. 05 коп., исходя из следующего расчета (26545/12 * 4 + 26545/12 * 16/31 = 9990,05);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 2197 руб. 85 коп., исходя из следующего расчета (5840/12 * 4 + 5840/12 * 16/31 =2197,85);
2) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (12 месяцев) в размере 36238 руб. 00 коп. в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 29354 руб. 00 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 6884 руб. 00 коп.;
3) за период с 01.01.2020 года по 10.07.2020 года (6 месяцев и 10 дней) в размере 21535 руб. 77 коп. в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 17096 руб. 26 коп., исходя из следующего расчета (32448/12 * 6 + 32448/12 * 10 / 31 = 17096,26);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС - 4439 руб. 51 коп., исходя из следующего расчета (8426/12 * 6 + 8426/12 * 10/31 - 4439,51).
Налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов за 2018, 2019, 2020 годы самостоятельно не исполнена.
В соответствии со статьей 75 НК РФ при нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков налогоплательщик должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени для индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику в соответствии со статьей 69 НК РФ соответствующего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Поскольку заявитель страховые взносы за расчетные периоды 2018 год, 2019 год, 2020 год в установленном порядке не уплатил, налоговым органом были выставлены требования в соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ: требование N 74 от 16.01.2019 (срок оплаты недоимки 12187 руб. 19 коп., пени - 18 руб. 89 коп. до 08.02.2019), N 516 от 20.01.2020 (срок оплаты недоимки 36238 руб. 00 коп., пени - 143 руб. 44 коп. до 12.02.2020), N 30455 от 13.08.2020 (срок оплаты недоимки 21535 руб. 77 коп., пени - 48 руб. 81 коп. до 06.10.2020).
Указанные требования были направлены заявителю почтой по адресу регистрации, указанному в ЕГРИП (списки почтовых отправлений от 17.01.2019, 22.01.2020, 17.08.2020 в материалах дела).
Так как, налогоплательщиком обязанность по требованиям не исполнена, налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, вынесены решения N 593 от 09.02.2019, N 759 от 21.02.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, которые были направлены в адрес заявителя (списки почтовых отправлений от 14.02.2019, 26.02.2020 в материалах дела).
Реализуя дальнейшую процедуру принудительного взыскания неуплаченных сумм, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Кургану в порядке пункта 1 статьи 47 НК РФ принято решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества налогоплательщика в связи с чем вынесены постановления о взыскании налога сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 05.04.2019 N 919 и от 04.03.2020 N 451000622, которые были направлены в Лебяжьевский районный отдел судебных приставов (том 3, л.д. 39-42).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заинтересованным лицом-2 09.11.2020 в порядке пункта 1 статьи 48 НК РФ подано заявление в судебный участок N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области о вынесении судебного приказа в отношении Буниатяна М.А. о взыскании транспортного налога (за 2017 год), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2020 год.
Согласно представленным заинтересованным лицом-2 сведениям, с учетом частичных взысканий, на 01.03.2021 у заявителя имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018, 2019, 2020 годы в размере 17105 руб. 47 коп., пени - 2537 руб. 13 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018, 2019, 2020 годы в размере 4439 руб. 51 коп., пени - 610 руб. 01 коп., по транспортному налогу - 302 руб., пени - 67 руб. 64 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками, указанным в статье 419 НК РФ, самостоятельно согласно статье 430 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Взыскание задолженности по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование произведено в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в связи, с чем оснований для признания действий ИФНС России по г. Кургану незаконными не имеется.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что налогоплательщик Буниатян М.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2018, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 10.07.2020, в связи с принятием им соответствующего решения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) под адресом места жительства в Российской Федерации понимается адрес (совокупность данных о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому лицо зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно выписке из ЕГРИП, с 16.08.2018 местом жительства Буниатяна Мхитара Арамовича является: Курганская обл., Лебяжьевский р-н, деревня Кукушкино, переулок Садовый, дом 7.
Требования, решения налогового органа направлялись Буниатяну М.А. по указанному в ЕГРИП адресу, что подтверждается списками отправлений с почтовыми штемпелями (содержат штриховые почтовые идентификаторы).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявитель ссылался на неполучение указанных отправлений, поясняя, что фактически проживает в городе Кургане поселок Увал. По мнению заявителя, акты налогового органа должны были направляться в поселок Увал города Кургана, а не в Лебяжьевский район Курганской области.
Согласно служебной записке отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области от 01.04.2021, Буниатяном М.А. (ИНН 451201526101) за период с 16.08.2018 по настоящее время заявлений о предоставлении адреса для направления документов по почте не поступало.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о необходимости направления налоговым органом документов по адресу: г.Курган, пос. Увал, ул. 2-я Трактовая, 4, поскольку Буниатян М.А. не заявил о наличии иного адреса, для направления корреспонденции.
При этом суд отметил, что ненадлежащая организация индивидуальным предпринимателем получения поступающей по его адресу корреспонденции является риском самого предпринимателя.
В данном случае, исходя из положений пункта 6 статьи 69 НК РФ указанные требования, направленные заказным письмом, считаются полученными Буниатяном М.А. по истечении шести дней с даты направления заказных писем.
Судом установлено, что указанные выше акты налоговых органов соответствуют нормам налогового законодательства, имеют все необходимые реквизиты, свойственные таким документам, подписаны надлежащим должностным лицом, срок предъявления к исполнению также соблюден.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ предприниматель в период с августа 2018 по июль 2020 являлся плательщиком страховых взносов.
По общему правилу обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не связана с фактическим осуществлением предпринимателем деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 12.04.2005 N 164-О, от 12.05.2005 N 211-О, процедура государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобное, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Ссылка заявителя на невозможность исполнения обязательств по оплате страховых взносов вследствие тяжелого финансового положения (представлен график платежей по кредитному договору от 16.05.2019 - том 3, л.д. 28) признана судом несостоятельной, поскольку в силу требований статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск.
Заявитель мог и должен был предполагать возможность отрицательных последствий деятельности, в том числе, невозможность оплаты обязательных бюджетных платежей, обязанность по исполнению которых является конституционной, при этом, сложное финансовое положение не может служить основанием для списания задолженности, в отношении которой соблюдены предусмотренные законом меры взыскания.
Суд, рассматривая заявленные Буниатяном М.А. требования, не может -исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 430 НК РФ не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прохождение медицинского обследования и нахождение заявителя в болезненном состоянии, на что ссылается заявитель, не освобождает его от уплаты обязательных платежей.
Доводы заявителя о том, что возраст, заболевание, являются обстоятельствами исключительного, экстраординарного характера, форс-мажорными поскольку отсутствует возможность для осуществления предпринимательской деятельности, оформления соответствующих документов с целью прекращения предпринимательской деятельности, судом отклонены, поскольку предприниматель не был лишен возможности воспользоваться своими гражданскими правами и оформить доверенность на подачу заявлений о государственной регистрации прав, в данном случае, на государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности.
Буниатян М.А. не был лишен права на направление корреспонденции (в том числе заказным письмом с уведомлением) в органы пенсионного фонда, налоговые органы.
Доказательств наличия объективных причин, которые препятствовали бы заявителю реализовать свои права на направление корреспонденции, а равно как выдать доверенность на представление интересов заявителя, в материалах дела не имеется, об их наличии не заявлено.
Документальных доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые объективно не позволили заявителю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности не представлено.
Обоснованность начисления предпринимателю спорных сумм страховых взносов материалами дела подтверждена, у налогового органа имелись правовые основания для выставления в адрес заявителя требований в части страховых взносов.
Суд проверил расчеты задолженности по страховым взносам и соответствующим пеням за периоды 2018, 2019, 2020 годы, признал их верными, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате заявителем за расчетные периоды, определен пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности, за неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определен пропорционально количеству календарных дней этого месяца, излишнего начисления, взыскания налога (страховых взносов) не установлено. Заявитель данные расчеты документально не опроверг, доказательств в подтверждение доводов о полном освобождении от уплаты страховых взносов за второй квартал 2020 заявителем также не представлено.
Принимая во внимание совокупность представленных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности предъявленных заявителем требований об отмене начисленных страховых взносов за 2018-2020 годы, о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану денежных средств на пенсионный счет заявителя.
Требование Буниатяна М.А. о возмещении налоговыми органами причиненного морального вреда также не подлежало удовлетворению.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (далее - Постановление N 10) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции не усмотрел виновных действий со стороны Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану при осуществлении начисления страховых взносов, взыскания страховых взносов, поскольку налоговые органы действовали в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Заявителем также предъявлено требование об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) восстановить права Буниатяна М.А. на индексацию пенсии по старости за 2018, 2019, 2020 годы и произвести начисление.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности для осуществления индексации пенсии, в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с этим, согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, после получения сведений, представленных страхователем выносится решение о выплате страховой пенсии с учетом индексации в месяце, следующем за месяцем в котором территориальным органом ПФР получены данные сведения. Выплата, в соответствии с частью 7 данной статьи, осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии со справкой Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганской области от 25.03.2021 N 14-4335 (в материалах дела) индексация назначенной Буниатяну М.А. пенсии была произведена с 01.01.2021 с учетом индексации и корректировок, имевших место в период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности.
Выплата гражданину, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной деятельности, сумм страховой пенсии, с учетом пропущенных за время его работы индексаций (увеличений) пенсии, выносится территориальным органом ПФР по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Буниатян М.А. являясь в период с 16.08.2018 по 10.07.2020 индивидуальным предпринимателем, подлежал обязательному пенсионному страхованию, относился к категории работающих граждан, пенсия которых не подлежит индексации, в соответствии с изложенным, у заявителя отсутствовало право на индексацию пенсии в указанный период, а выплата заявителю, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной деятельности, сумм страховой пенсии, с учетом пропущенных за время его работы индексаций (увеличений) пенсии, произведена с 01.01.2021 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции в данной части также не имелось.
Заявитель также просил взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курганской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану по 48 500 руб. штрафа с каждого в казну государства, а так же взыскать штраф с тех сотрудников налоговых органов, которые допустили ошибку.
Судом в рамках рассматриваемого дела установлено, что налоговые органы действовали в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, страховые взносы начислены правомерно.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из смысла названной нормы следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Как следует из материалов дела, определением Курганского городского суда Курганской области от 12.08.2019 (том 1, л.д. 19) Буниатяну М.А. отказано в принятии искового заявления в части исковых требований о наложении штрафа в пользу государства, возложении обязанности в отношении других налогоплательщиков.
Как указано в судебном акте от 12.08.2019 в силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Определением суда от 09.02.2021 заявителю предлагалось обосновать предъявление требования о взыскании штрафа в казну государства, с учетом определения Курганского городского суда Курганской области по делу N 2- 10382/19 от 12.08.2019 об отказе в принятии искового заявления в части исковых требований о наложении штрафа в пользу государства, также предлагалось представить сведения об обжаловании указанного судебного акта (при наличии).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что: имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса; имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если: исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах; имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции.
Заявителем в ходе судебного разбирательства требование о взыскании штрафа в казну государства поддержано, при этом дополнительных доказательств в его обоснование не представлено.
Определение Курганского городского суда Курганской области от 12.08.2019 об отказе в принятии искового заявления в части исковых требований о наложении штрафа в пользу государства, возложении обязанности в отношении других налогоплательщиков вступило в законную силу (доказательств иного в материалы дела не представлено).
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части требований заявителя о взыскании штрафа в пользу государства.
Согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд может отменить или изменить решение арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если установит неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований апелляционным судом не установлено.
Как усматривается из решения, судом первой инстанции полно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, рассмотрены и оценены доводы обеих сторон, сделанные выводы подтверждены ссылками на доказательства, приобщенные к материалам дела, и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2021 по делу N А34-18022/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буниатяна Мхитара Арамовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-18022/2019
Истец: Буниатян Мхитар Арамович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Кургану
Третье лицо: Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжьевском районе Курганской области, ГУ управление пенсионного фонда в Макушинском районе Курганской области