г. Пермь |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А50-28795/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Шилов Д.А., служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2021; Бородич Ю.М., служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2021;
о заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз-Пермь": представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз-Пермь",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 марта 2021 года по делу N А50-28795/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз-Пермь" (ОГРН 1025902395309, ИНН 5948021314)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз-Пермь" (далее - заявитель, ООО "Аэрофьюэлз-Пермь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 12.08.2020 по делу N 059/01/10-1215/2019 и предписания от 12.08.2020 по делу N 059/01/10-1215/2019 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган, управление).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе приведены следующие доводы: законодательство не налагает на ООО "Аэрофьюэлз-Пермь" обязанности обращаться с заявлением в уполномоченный орган по вопросу установления тарифов; никаких запросов о предоставлении документов от ФАС России ООО "Аэрофьюэлз-Пермь" не получало; организации-потребители с заявлением для целей установления тарифа не обращались.
Участвовавшие в судебном заседании представители заинтересованного лица указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, антимонопольным органом в рамках работы по поручению заместителя руководителя ФАС России А.В. Редько (вх. N 010453/э от 17.07.2019) о представлении сведений о хозяйствующих субъектах на рынке услуг по обеспечению воздушных судов авиатопливом и хранению ГСМ в аэропортах, находящихся на подведомственной территориальному управлению ФАС России территории, установило, что в период с 01.09.2018 по настоящее время сотрудники ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" фактически осуществляют услуги по хранению авиационного топлива и последующей заправке авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) по договору N 29/2008 об организации услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и ПВК-жидкости в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь) от 28.05.2008 с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ".
Приказом генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара" от 24.08.2018 утверждены тариф ООО "ЛУКОИЛ-АЭРО-Самара" за хранение авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) и тариф ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара" за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь), который введен в действие с 01.09.2018,
ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" отдельных тарифов за хранение авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) и тарифа за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) не устанавливало.
На основании вышеизложенного и с учетом принципа доступности информации, управлением был проанализирован временной интервал с 01.09.2018 по 30.09.2019 включительно, что соответствует требованиям о минимальных временных границах анализа товарного рынка. Следовательно, анализ товарных рынков ограничивался изучением характеристик рассматриваемых рынков, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводился ретроспективный обзор состояния конкуренции.
В дальнейшем было установлено, что в период с 01.10.2019 по настоящее время продуктовые и географические границы товарных рынков не изменились, состав участников товарного рынка не изменился, поэтому выводы из аналитических обзоров могут быть экстраполированы на текущий период времени.
Специальных кодов ОКВЭД для конкретных услуг авиатопливообеспечения (например, услуг по хранению или обеспечению заправки авиационного топлива) действующими классификаторами экономической деятельности не предусмотрено, эти услуги определяются в группировке "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом" (код по ОКВЭД-2014 52.23.19), при этом "Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин" выделена в принципиально иную группу (код по ОКВЭД-2014: 46.71.2).
В период с 01.09.2018 по настоящее время услуги по заправке и хранению авиационного топлива на территории аэропорта "Большое Савино" (г. Пермь) фактически осуществляют сотрудники ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" по договору N 29/2008 об организации услуг по приёму, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и ПВК-жидкости в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь") от 28.05.2008 с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" (далее - договор N 29/2008 от 28.05.2008).
Согласно договору N 29/2008 от 28.05.2008 ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" (Исполнитель) обязуется обеспечить выполнение комплекса услуг по организации приёма продукции (железнодорожных цистерн Заказчика - ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ") со ст. Осенцы на подъездной железнодорожный путь (тупик) Исполнителя по договору с ЗАО "Микма"; сливу топлива из железнодорожных цистерн в емкости на складе ГСМ Исполнителя; хранению, подготовке авиатоплива и выдачу на заправку; заправке ВС; контролю качества и лабораторные услуги на всех этапах, а Заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить Исполнителю оказываемые им услуги.
Порядок и условия оказания услуг, согласно тексту договора, оговариваются в Приложении к договору, однако конкретного перечня работ, выполняемых ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" в рамках договора, Приложение не содержит.
Согласно Приложению N 2 к договору N 29/2008 от 28.05.2008 стоимость оказываемого ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" комплекса услуг включает в себя "хранение авиатоплива, подготовка авиатоплива и выдача на заправку" (отдельной строкой) по цене, установленной в фиксированном размере (в 2018 году - на уровне 3 362 000 руб. вкл. НДС, с 01.01.2019 на уровне 2 908 333,33 рубля, не вкл. НДС - период времени или единица измерения не указаны), "заправку ВС" (отдельной строкой), которая оплачивается по цене 1 360 руб. (в 2018 году и в январе-сентябре 2019 года) за одну тонну заправленных в воздушные суда авиаГСМ, не вкл. НДС.
Таким образом, на основании специальных нормативных и технических актов, условий заключаемых договоров и согласно пункту 1.3 Порядка N 220 продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по хранению авиационного топлива и услуги по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда.
В период с 01.09.2018 по настоящее время на территории Пермского края находится единственный действующий гражданский аэропорт, через который совершаются регулярные и нерегулярные внутрироссийские перевозки, а также международные перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом - аэропорт "Большое Савино" (IATA: PEE; ICAO:USPP, реестровый номер аэропорта в государственном реестре аэропортов Российской Федерации - 67).
Аэропорт "Большое Савино" находится в 18 км в юго-западном направлении от города Перми и имеет статус международного аэропорта (N 43 в Перечне международных аэропортов/аэродромов Российской Федерации) и статус аэропорта федерального значения (N 31 в Перечне аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 N 340-р, ред. от 10.12.2014).
Таким образом, географические границы товарных рынков определены как аэропорт "Большое Савино" (г. Пермь).
Хранение авиационного топлива, поставляемого на заправку в воздушные суда на территории аэропорта "Большое Савино" (г. Пермь) осуществляется ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" на топливозаправочных комплексах, принадлежащих ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" на праве собственности (адрес комплекса - 614055, г.Пермь, северо-западнее земельное участка по ул. Промышленной, 99 - общий объем резервуарного парка 1200 м3 или 960 тонн; Свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2015 о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.05.2015 сделана запись регистрации N 59-59/023-59/023/402/2015-8898/4).
Заправка авиационного топлива в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь) осуществляется ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" с использованием транспорта и техники, арендованной у третьих лиц (реестр договоров представлен в расшифровке ст. 2.5.1 "Аренда и лизинг" экономического обоснования стоимости комплексной услуги авиатопливообеспечения ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" - письмо за вх. N 015588 от 09.10.2019), и инфраструктуры, предоставленной в пользование АО "Международный аэропорт "Пермь" по договору оказания услуг в области организации авиатопливообеспечения N 382/7-2016 от 17.11.2016 (предоставление права и условий безопасного пользования подъездными путями на территории аэропорта, допуск топливозаправочных средств и аттестованного персонала в контролируемую зону аэропорта, к воздушным судам авиакомпаний и авиапредприятий и так далее).
Таким образом, в силу прямого указания в законе, в силу наличия у ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" во владении объектов инфраструктуры, используемой для осуществления регулируемой деятельности, и фактического оказания услуг (по договору N 29/2008 от 28.05.2008 с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ") "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" занимает в период с 01.09.2018 по настоящее время доминирующее положение на рынке по хранению авиационного топлива н на рынке по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь) как субъект естественной монополии.
Согласно пояснениям ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" (вх. N 015588 от 09.10.2019, N011133 от 29.07.2019 и N008063 от 05.06.2019), отдельного тарифа за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом и отдельного тарифа за хранение авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" не установлено, однако фактически такие услуги ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" оказывались возмездно - по ценам, указанным в договоре N 29/2008 от 28.05.2008 с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ".
Кроме того, согласно выписке из тарифной базы Центра расписания и тарифов АО "Транспортная клиринговая палата" (ЦРТ АО "ТКП", подтверждено письмом за вх. N 003302 от 02.03.2020 г.) ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" в период с 07.11.2014 по настоящее время было зарегистрировано 8 тарифов на услуги по заправке воздушного судна в аэропорту "Большое Савино", г. Пермь на уровне от 1 271,2 до 5 677,96 рублей/тонну без НДС. При этом в 2015 году и в 2017 году регистрация тарифов сопровождалась электронной перепиской ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" (отправитель писем - Алексей Сотников) с сотрудниками Центра регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты, в том числе, по вопросу о необходимости установления указанных тарифов органами регулирования, что является непосредственным предметом рассмотрения дела N059/01/11-1215/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом согласно пояснениям ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь", Общество не обращалось в органы тарифного регулирования для установления тарифов по обеспечению заправки авиационного топлива в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино", г. Пермь.
Тарифы за хранение авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино", г. Пермь ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" в ЦРТ АО "ТКП" в установленном законом порядке не зарегистрированы и органом в сфере тарифного регулирования также не установлены.
Следовательно, ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" оказывает услуги по хранению авиационного топлива и по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) по самостоятельно рассчитанным тарифам, не установленным органом тарифного регулирования, то есть с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2020 по делу N 059/01/10-1215/2019 положение ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" признано доминирующим на рынке по хранению авиационного топлива и на рынке по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь) с 01.09.2018 по настоящее время; действия ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" по применению с 01.09.2018 по настоящее время цен (тарифов) на услуги по хранению авиационного топлива и по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь), не установленные уполномоченным государственным органом в сфере тарифного регулирования, признаны нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку указанные действия нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования.
На основании указанного решения обществу выдано предписание от 13.08.2020 о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке по хранению авиационного топлива и на рынке по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) путем принятия необходимых и достаточных мер для установления тарифа по хранению авиационного топлива и по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь) уполномоченным государственным органом в сфере регулирования тарифов.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными не установил и оставил заявленные требования без удовлетворения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Судами установлено, что ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" не включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок N 220), согласно пункту 12.5 которого без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
Таким образом, в силу прямого указания в законе (ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, ст. 4 Закона о естественных монополиях), ввиду наличия у ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" во владении объектов инфраструктуры, используемой для осуществления регулируемой деятельности, и фактического оказания услуг по договору N 29/2008 от 28.05.2008 с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ", является правильным вывод антимонопольного органа, что общество "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" в период с 01.09.2018 по настоящее время занимает доминирующее положение на рынке по хранению авиационного топлива н на рынке по обеспечению его последующей заправки в воздушные суда в аэропорту "Большое Савино" (г.Пермь) как субъект естественной монополии, следовательно, на общество распространяются запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам апелляционной жалобы, заявитель считает, что у ООО "Аэрофьюэлз-Пермь" отсутствует установленная законом обязанность обращаться в уполномоченный орган за утверждением тарифов на хранение и обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.
Указанные доводы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - Положение), а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В указанный Перечень включены в числе прочих услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и по хранению авиационного топлива.
Факт включения товаров (работ, услуг) в перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, означает, что в отношении субъектов естественных монополий, осуществляющих такие виды деятельности, осуществляется обязательное ценовое регулирование.
Согласно пунктам 4, 5 Положения государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования; тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 утвержден Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень).
Пунктом 4.14 Перечня предусмотрены тарифы за обеспечение авиаГСМ, которые включают в себя: тариф за хранение авиационного топлива (п. 4.14.1); тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна (п. 4.14.2); тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями (4.14.3).
Согласно пункту 4.14 Перечня тариф за хранение авиаГСМ устанавливается за предоставление комплекса услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая: прием авиационного топлива на склад; лабораторный контроль качества авиационного топлива; хранение авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения авиационного топлива; подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости (далее - ПВК жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией); предоставление персонала (включая инженерно-авиационный).
Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за хранение авиационного топлива не включается.
В соответствии с пунктом 4.11.2 Перечня тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и (или) стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива.
Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна не включается.
Приказом Федеральной служба по тарифам от 24.06.2009 N 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, согласно пункту 28 которого рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России. По результатам рассмотрения предложения и документов орган регулирования принимает решение об установлении (изменении) тарифов, оформляемое в порядке, установленном для соответствующего органа регулирования (пункт 36).
Указом Президента РФ от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" упразднена Федеральная служба по тарифам. Функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам переданы Федеральной антимонопольной службе.
На основании изложенного, учитывая императивные требования статьи 6 Закона о естественных монополиях об обязательном государственном регулировании тарифов на услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом, субъект регулирования, планирующий оказывать такие услуги, обязан обратиться в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на данные услуги.
Непринятие обществом мер по включению реестр субъектов естественных монополий не может освобождать от обязанности по обращению с заявлением об установлении тарифа.
Судами установлено, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ-Пермь" не обращалось в Федеральную службу по тарифам или иные органы регулирования с заявлением об установлении тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушного судна авиационным топливом и тарифа за хранение авиационного топлива в аэропорту "Большое Савино" (г. Пермь); общество взимало плату за оказываемые услуги по самостоятельно установленной цене.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правомерными выводы суда первой инстанции о допущенном обществом нарушении положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемого решения антимонопольного органа и выданного на основании данного решения в порядке статьи 23, части 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьи 50 Закона о защите конкуренции предписания.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2021 года по делу N А50-28795/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз-Пермь" (ОГРН 1025902395309, ИНН 5948021314) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 663 от 26.05.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28795/2020
Истец: ООО "Аэрофьюэлз-Пермь"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ