г. Самара |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А49-1067/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2021 года (резолютивная часть решения от 07.04.2021) по делу N А49-1067/2021 (судья Колдомасова Л.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690, ОГРН 1095836002680)
к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Гладиатор" (ИНН 5836671032, ОГРН 1155836000968)
о взыскании 5 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Гладиатор" (далее - Общество) о взыскании 5 500 руб. финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за 2019 год.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2021 года (резолютивная часть решения от 07.04.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2021 года (резолютивная часть решения от 07.04.2021) по делу N А49-1067/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, представленных Обществом за февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь 2019 года, Управлением установлено, что дополняющие формы СЗВ-М представлены в отношении застрахованных лиц, на которых ранее сведения не подавались, с нарушением установленных сроков.
Так, 20.04.2020 Обществом представлены дополнительные сведения за февраль 2019 года на 2-х застрахованных лиц (срок представления сведений - не позднее 15.03.2019), за март 2019 года - на 2-х застрахованных лиц (срок представления сведений - не позднее 15.04.2019), за апрель 2019 года - на 1 застрахованное лицо (срок представления сведений - не позднее 15.05.2019), за август 2019 года - на 1 застрахованное лицо (срок представления сведений - не позднее 16.09.2019), за сентябрь 2019 года - на 1 застрахованное лицо (срок представления сведений - не позднее 15.10.2019) и за октябрь 2019 года - на 1 застрахованное лицо (срок представления сведений - не позднее 15.11.2019). Ранее в отношении данных застрахованных лиц сведения не подавались.
Кроме того, 21.08.2020 Обществом представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) в отношении 3 застрахованных лиц (срок представления сведений - 02.03.2020), в отношении которых ранее сведения не подавались.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 08.09.2020 N 068S18200004918, N 068S18200004919, N 068S18200004920, N 068S18200004921, N 068S18200004922, N 068S18200004923 и N 068S18200004924.
Решениями руководителя Управления от 15.10.2020 N N 068S19200005598, 068S19200005599, 068S19200005600, 068S19200005601, 068S19200005602, 068S19200005603 и 068S19200005604 Общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа на общую сумму 5 500 руб.
Требования об уплате санкций от 19.11.2020 N 068S01200005052, N 068S01200005053, N 068S01200005054, N 068S01200005055, N 068S01200005056, N 068S01200005057 и N 068S01200005058, направленные Обществу заказной почтой, в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы ПФ РФ по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) - подпункт 3.
Ответственность за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Объективную сторону данного правонарушения образует как непредставление в установленные сроки сведений, так и неполное и (или) недостоверное предоставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В рассматриваемом случае сведения, представляемые в соответствии с пунктом 2.2 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М (исходная) на застрахованных лиц представлены за февраль 2019 года - 13.03.2019, за март 2019 года - 12.04.2019, за апрель 2019 года - 15.05.2019, за август 2019 года - 13.09.2019, за сентябрь 2019 года - 15.10.2019 и за октябрь 2019 года - 13.11.2019, то есть в установленные сроки. Сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за указанные выше периоды еще на 8 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не представлялись, поданы Обществом в Управление 20.04.2020 (6 форм). Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год представлены 02.03.2020, то есть в установленный срок. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год еще на 3 застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не представлялись, поданы Обществом в Управление 21.08.2020.
Представление дополнительной формы на застрахованных лиц, в отношении которых в первоначально поданных формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ сведения отсутствовали, не образует состав вмененного правонарушения.
В силу положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действующая в период спорных правоотношений, которая определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "б" пункта 1) и порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "в" пункта 1).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Исходя из пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В данном случае Общество самостоятельно до обнаружения Управлением выявило ошибки в ранее представленных сведениях и подало дополнительные сведения на 11 застрахованных лиц.
Суд пришел к верному выводу, что при таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичная позиция содержится в определениях ВС РФ от 15.03.18 N 306-КГ18-652, от 15.05.18 N 306-КГ18-4681, от 21.05.18 N 306-КГ18-5521, от 02.07.18 N303-КГ18-99, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года (пункт 38).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Согласно правовой позиции, Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде постановлений, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (Постановления от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности положения статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", от 13 июня 1996 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР, от 28 октября 1999 года по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций") Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая налоговые органы ( п.2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П
Таким образом, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Ссылки на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (п.40), апелляционным судом отклоняется, поскольку указанная Инструкция не действовала в спорный период.
Также апелляционный суд отмечает, что основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, вышеизложенные в Определениях и Обзоре Верховного Суда РФ позиции сохраняют свою актуальность.
Иные доводы апелляционной жалобы Управления повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Доводы Управления рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2021 года (резолютивная часть решения от 07.04.2021) по делу N А49-1067/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1067/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО частная охранная организация "Гладиатор"