г. Вологда |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А66-10600/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 февраля 2021 года по делу N А66-10600/2020,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Химинститут, 24" (ОГРН 1146952013680, ИНН 6950184413; 170032, Тверская область, город Тверь, поселок Химинститута, дом 24; далее - товарищество, ТСЖ "Химинститут, 24") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом" (ОГРН 1116952002727, ИНН 6950129500; адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5; далее - учреждение) о взыскании 48 324 руб. 29 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с июля 2017 года по май 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920, адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5), Департамент жилищно-коммунального хозяйства жилищной политики и строительства администрации города Твери (ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988; адрес: 170100 Тверская область, город Тверь, улица Московская, дом 24, корпус 1).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 февраля 2021 года по делу N А66-10600/2020 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что выставление платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения противоречит требованиям действующего законодательства.
ТСЖ "Химинститут, 24" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что товарищество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 24, пос. Химинститута, г. Твери.
В указанном доме располагается жилое помещение (квартира) N 55 площадью 48,3 кв. м. (далее - квартира N 55).
В период с июля 2017 года по апрель 2020 года плата за жилое помещение и коммунальные услуги не вносилась, в результате чего образовалась задолженность в сумме 48 324 руб. 29 коп.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности на квартиру N 55 зарегистрировано за муниципальным образованием город Тверь.
Согласно поквартирной карточке паспортного учета на данное помещение, начиная с 21.07.2017 в квартире отсутствуют зарегистрированные лица.
На основании порядка предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам и ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов по содержанию незаселенных помещений муниципального жилищного фонда учреждение является уполномоченным учреждением по предоставлению субсидий в целях возмещения недополученных доходов по содержанию незаселенных помещений муниципального жилищного фонда.
На основании вышеизложенного истец обращался в адрес ответчика с заявлением о предоставлении товариществу субсидии в сумме в целях возмещения недополученных доходов по содержанию незаселенных помещений муниципального жилищного фонда.
Поскольку заявление товарищества не было удовлетворено, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Спорные нежилые помещения являются собственностью ответчика, что последним не опровергается. В соответствии со статьей 249 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно части 4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по правилам статьи 157 ЖК РФ, и с применением тарифов, утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В силу частей 1, 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Из приведенных норм права и разъяснений следует, что собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязан нести расходы, как по содержанию общего имущества, так и расходы на коммунальные услуги в силу прямого указания закона.
Таким образом, муниципальное образование город Тверь в лице учреждения в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, а также оплачивать коммунальные услуги.
На основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае учреждением не представлены относимые и допустимые доказательства принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается, в расчет долга на сумму 48 324 руб. 29 коп. за период с июля 2017 года по май 2020 года истцом в том числе включена плата за содержание дома и текущий ремонт, а также расходы по оплате коммунальных услуг на общие домовые нужды.
Учреждение в апелляционной жалобе, как и в суде первой инстанции, указывает на то, что выставление в расчетном документе отдельной строкой платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды, противоречит требованиям законодательства. По мнению подателя жалобы, указанная плата подлежит включению в размер платы на содержание дома и текущий ремонт.
Также податель жалобы сослался на то, что протоколом общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме не принималось решений о начислении платы за спорные коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отдельной строкой, не включенной в состав платы на содержание и ремонт общего имущества в доме.
Между тем согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Согласно пункту 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом такое отражение расчетов в платежных документе при надлежащем его исчислении не свидетельствует об освобождении от обязанности по надлежащему содержанию имущества.
Факт оказания жилищно-коммунальных услуг, их объем и стоимость подтверждены материалами дела.
Расчет задолженности судом проверен, признан верным, контррасчет не представлен, доказательства оплаты указанных услуг учреждением в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судом первой инстанции не допущено. Изложенные в обжалуемом решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для отмены решения, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 февраля 2021 года по делу N А66-10600/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10600/2020
Истец: ТСЖ "Химинститут, 24"
Ответчик: департамент жилищно-коммунального хозяйства жилищной политики и строительства администрации города Твери, МКУ города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом", Муниципальное казенное учреждение города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом"
Третье лицо: Администрация г.Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами админстрации г.Твери