гор. Самара |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А55-23635/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2021, принятое по делу N А55-23635/2020 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищное управление" (ИНН 6325037090, ОГРН 1056325042542)
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6316007846, ОГРН 1026301180982)
третьи лица:
- Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985, ОГРН 1026300956131), гор. Самара
- Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (ИНН 6367047389, ОГРН 1056367019136), гор. Самара,
- Администрация городского округа Октябрьск Самарской области (ИНН 6355000925, ОГРН 1026303063555), гор. Октябрьск Самарской области
- Муниципальное казенное учреждение городского округа Октябрьск "Управление по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и функционирования единой диспетчерской дежурной службы" (ИНН 6325056720, ОГРН 1136325000459), гор. Октябрьск Самарской области,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - Сирота Е.В., представитель (доверенность от 11.01.2021);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - МУП "Жилищное управление" обратился в Октябрьский городской суд Самарской области с жалобой об отмене постановления о назначении административного наказания N 675-186-Ю от 26.06.2020 и прекращении производства по делу.
Определением Октябрьского городского суда Самарской области от 07.08.2020 дело N 12-14/2020 передано в арбитражный суд по подсудности.
Определением Арбитражного суда Самарской области 08.09.2020 заявление МУП "Жилищное управление" принято судом к производству.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле: ПАО "Самараэнерго", АО "Самарская сетевая компания", Администрацию г.о. Октябрьск, МКУ г.о. Октябрьск "Управление по вопросам ЖКХ, энергетики и функционирования ЕДДС".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2021 суд заявленные требования удовлетворил. Постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 675-186-Ю от 26.06.2020, о назначении административного наказания МУП "Жилищное управление" ИНН 6325037090 в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. признал незаконным и отменил полностью.
Заявитель - Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 07 июня 2021 года на 09 час. 05 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 года суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 28 июня 2021 года на 09 час. 55 мин.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "Самараэнерго" направило в адрес Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора заявление от 08.04.2020, в котором просило провести проверку в отношении МУП "Жилищное управление" на наличие состава административного правонарушения по части 3 статье 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом в ходе проверки было установлено, что в связи с наличием у МУП "Жилищное управление" перед ПАО "Самараэнерго" задолженности в размере 80 283 823 руб. 84 коп. по состоянию на 10.01.2020 по договору энергоснабжения N 01-0804Э от 24.12.2012, ПАО "Самараэнерго" направило в адрес МУП "Жилищное управление" уведомление от 13.01.2020 N 362/ДЗю, в котором содержалось требование о погашении задолженности в полном объеме. В случае неоплаты МУП "Жилищное управление" предлагалось самостоятельно независимо от действий исполнителя (субисполнителя) ввести ограничение режима потребления электрической энергии.
В данном уведомлении также содержалось предупреждение о том, что в случае не проведения самостоятельного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, ограничение будет введено сетевой организацией с центров питания принудительно.
Мероприятия, указанные в вышеназванном уведомлении МУП "Жилищное управление" в полном объеме выполнены не были.
Старшим государственным инспектором Тольяттинского межтерриториального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении МУП "Жилищное управление" был составлен протокол об административном правонарушении N 675-186-Ю от 15.06.2020, при составлении которого участвовала представитель предприятия по доверенности.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении заявитель был извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 04.06.2020, получено 09.06.2020 (л.д. 25).
Согласно протоколу об административном правонарушении административное правонарушение совершено 08.04.2020 в 12 час. 30 мин. по адресу точки поставки в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: Самарская область, гор. Октябрьск, п. Первомайск, Колхозная Ударная, Волгина.
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов дела об административных правонарушениях старшим государственным инспектором Тольяттинского межтерриториального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было вынесено оспариваемое постановление N 675-186-Ю от 26.06.2020 о назначении административного наказания, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении предприятие было извещено путем вручения определения от 26.06.2020 представителю предприятия, действующей на основании доверенности от 01.06.2020, в которой имелось полномочие на получение документов от имени МУП "Жилищное управление".
Не согласие с указанным постановлением послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что из содержания оспариваемого постановления следует, что в вину заявителю вменено невыполнение мероприятий по частичному ограничению режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони. Таким образом, событие административного правонарушения, как оно вменяется МУП "Жилищное управление" и описано в оспариваемом постановлении, не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 N 38, устанавливает требования к порядку исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора.
Предметом государственного надзора является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии (кроме потребителей электрической энергии, связанных с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения) обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения (пункт 6 Регламента).
Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственного надзора имеют право, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции.
Результатом исполнения государственной функции является, в том числе оставление протокола об административном правонарушении (возбуждение дела об административном правонарушении) (пункт 13 Регламента).
В соответствии с приложением N 1 к Регламенту одним из территориальных органов Ростехнадзора является Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу части 1 статьи 23.30 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 6 статьи 9.22 КоАП РФ.
Следовательно, управление уполномочено осуществлять государственный энергетический надзор, составлять протоколы об административном правонарушении и выносить постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Судом установлено, что заявитель является потребителем электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, что не оспаривается самим предприятием.
Следовательно, МУП "Жилищное управление" отнесено к указанной категории потребителей электрической энергии и является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 9.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно абзацу девять пункта 7 статьи 38 указанного Закона данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442. Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях.
В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 16 Правил ограничения установлено, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно п. 16(1) Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение трех дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение двух месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 9.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из действий (бездействия), выразившиеся в невыполнении мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Как следует из материалов дела, юридическим лицом - МУП "Жилищное управление" были нарушены обязательные требования "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012, а именно, непринятие мер в соответствии с уведомлением ПАО "Самараэнерго" от 13.01.2020 N 362/01/ДЗю, в котором содержались требования:
- "...Вам необходимо в максимально короткие сроки погасить задолженность перед ПАО "Самараэнерго" в полном объеме.
В случае неоплаты, согласно действующего законодательства РФ, Вам необходимо самостоятельно независимо от действий исполнителя (субисполнителя) ввести:
- до 12:00 27.01.2020 частичное ограничение режима потребления электрической энергии в своих энергопринимающих устройствах и (или) на объектах электроэнергетики, до уровня, включающего в себя предельный объем потребления 3-х лиц, величину потерь (определяемые в соответствии с действующим законодательством), уровень технологической (по точкам поставки, указанных в уведомлении ПАО "Самараэнерго" от 13.01.2020 N 362/01/ДЗю);
- до 12:00 03.02.2020 частичное ограничение режима потребления электрической энергии в своих энергопринимающих устройствах и (или) на объектах электроэнергетики, до уровня, включающего в себя предельный объем потребления 3-х лиц, величину потерь (определяемые в соответствии с действующим законодательством), уровень аварийной брони по точкам поставки, указанных в уведомлении ПАО "Самараэнерго" от 13.01.2020 N 362/01/ДЗю);
- самостоятельное полное ограничение режима потребления должно быть осуществлено Вами независимо от действий исполнителя (субисполнителя) до 12 час. дня, следующего за датой, в которую выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничение режима потребления и в течении одного рабочего дня после получения ПАО "Самараэнерго", сетевой организацией (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, направленного МУП "Жилищное управление" в адрес ПАО "Самараэнерго", сетевой организацией (субисполнителя)".
Мероприятия, указанные в уведомлении от 13.01.2020 N 362/01/ДЗю со стороны юридического лица - МУП "Жилищное управление" в срок до 08.04.2020 не были выполнены в полном объеме, полное ограничение режима потребления электрической энергии не произведено, о чем составлены акты 08.04.2020.
К мероприятиям, обеспечивающим готовность потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и не устранившего основания для введения ограничения режима потребления, относятся мероприятия, перечисленные в п. 16 (1) Правил N 442, которые он обязан провести после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони, либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
- разработка и утверждение плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- выполнение в срок, предусмотренный соответствующим планом, указанных мероприятий;
- мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети (в течение 2 месяцев выполнить), - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил;
- направление потребителем после выполнения указанных выше мероприятий исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
МУП "Жилищное управление" не выполнил ни одного мероприятия, предусмотренного законодательством, полное ограничение не произвело в конечный срок, предусмотренный законом.
Датой совершения правонарушения в оспариваемом постановлении является конечная дата - 08.04.2020, в которую потребитель обязан был провести все мероприятия.
Объективная сторона правонарушения, закрепленного в ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, включает в себя несколько этапов, направленных на обеспечение готовности к введению полного ограничения режима потребления. Данные этапы взаимосвязаны, должны выполняться последовательно, поочередно и не могут рассматриваться отдельно друг от друга, невыполнение соответствующих мероприятий в целом, а не отдельно каждого этапа их проведения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Полный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоП РФ и административная ответственность по нему наступает после истечения срока, отведенного на выполнение мероприятий, указанных в п. 16 (1) Правил N 442.
Таким образом, МУП "Жилищное управление" нарушило порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012, в результате чего привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ на законных основаниях.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответственность потребителя особой категории по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ возникает в случае невыполнения мероприятий, перечисленных в п. 16 (1) Правил N 442, которые он обязан провести после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони (а не технологической о чем идет речь в оспариваемом постановлении), и следовательно, ответственность по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ за невыполнение требования о введении ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони, законодательством не предусмотрена, является несостоятельным.
В оспариваемом постановлении N 675-186-Ю, событием правонарушения является невыполнение мероприятий, перечисленных в п. 16 (1) Правил N 442, дата совершения правонарушения установлена 08.04.2020 - конечная дата, в которую потребитель обязан был выполнить предусмотренные законом мероприятия и произвести ограничение.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в рамках рассматриваемого дела МУП "Жилищное управление" привлечено к ответственности за невыполнение требования о введении ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони является необоснованным и противоречащим материалам дела.
Также необоснованна ссылка суда первой инстанции на дело N А55-25627/2020, поскольку в рамках того дела предметом обжалования как раз являлось постановление управления, вынесенное за невыполнение требования о введении ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони.
Полный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ и административная ответственность по нему наступает после истечения срока, отведенного на выполнение мероприятий, указанных в п. 16 (1) Правил N 442.
Следовательно, событие административного правонарушения, как оно вменяется МУП "Жилищное управление" и описано в оспариваемом постановлении N 675-186-Ю, полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МУП "Жилищное управление" не были предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований законодательства в сфере энергетики. Объективных препятствий к соблюдению требований законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины МУП "Жилищное управление" в совершенном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания МУП "Жилищное управление" виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление было принято Ростехнадзором при наличии на то правовых оснований.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения МУП "Жилищное управление" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления управлением соблюден.
По мнению коллегии суда отсутствуют достаточные основания для квалификации совершенного МУП "Жилищное управление" правонарушения в качестве малозначительного ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает в действиях МУП "Жилищное управление" малозначительности вмененного деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении МУП "Жилищное управление" к выполнению своих публично-правовых обязанностей по выполнению мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления энергии. Допущенное МУП "Жилищное управление" в рассматриваемом случае правонарушение само по себе посягает на установленный порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления коммунальных услуг, наносит имущественный ущерб гарантирующему поставщику, что, в свою очередь, исключает возможность применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Проверка наложенного на общество административного штрафа свидетельствует о том, что он был назначен МУП "Жилищное управление" в пределах санкции части 3 статьи 9.22 КоАП РФ, что позволяет достичь предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам. При этом при назначении наказания управлением принято во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, причинение имущественного ущерба гарантирующему поставщику, а также продолжительное противоправное поведение общества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление оспариваемым постановлением N 675-186-Ю от 26.06.2020 обоснованно привлекло МУП "Жилищное управление" к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб., в связи с чем заявленные МУП "Жилищное управление" требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2021, принятое по делу N А55-23635/2020, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия "Жилищное управление" отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23635/2020
Истец: МУП "Жилищное управление"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Администрация г.о.Октябрьск, МКУ г.о.Октябрьска "Управление по вопросам ЖКХ, энергетики и функционирования ЕДДС", ПАО "Самараэнерго"