г. Пермь |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А60-63351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" - Печенкина А.Р., паспорт, доверенность от 10.10.2020, диплом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице территориального отдела в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах - Лаптев С.С., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 марта 2021 года
по делу N А60-63351/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (ИНН 6676004760, ОГРН 1169658028242)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) в лице территориального отдела в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах
о признании недействительным предписания от 15.09.2020 N 29/2020-16, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 15.09.2020 N 29/2020-16.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что факт поступления воды во внутридомовые сети уже с нарушениями санитарно-гигиенических требований подтверждается, в частности, протоколом лабораторных испытаний N 6448-6452 от 28.08.2020 и соответствующим экспертным заключением (нарушение показателей - привкус, минерализация). Отмечает, что пробы воды отбирались не из внутридомовых сетей, а из централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, т.е. в зоне ответственности МУП ЖКХ "Водоканал". Пробы воды, взятые в зоне ответственности МУП ЖКХ "Водоканал", свидетельствуют о том, что вода поступает в зону ответственности ООО "УК Тура-инжиниринг" уже несоответствующая санитарно-гигиеническим требованиям, в силу чего лицом, допускающим нарушение законодательства Российской Федерации, является не заявитель. Факт незаконности вынесения оспариваемого предписания в отношении ООО "УК Тура-инжиниринг" подтверждается также прекращением производства по делу о привлечении заявителя к административной ответственности за выявленное нарушение качества холодной воды по адресу: г. Туринск, ул. Чкалова, д. 62, в связи с отсутствием состава правонарушения. Арбитражный суд при вынесении решенияне учел, что СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Г игиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утратил силу с 01.03.2021 на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N" 2, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, просил приобщить к материалам дела копию решения Свердловского областного суда от 19.05.2021.
Представитель Управления в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, указанным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, против приобщения дополнительных доказательств не возражал.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в целях полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела, а также учитывая, что ранее полученные заявителем доказательства не могли быть представлены, считает возможным приобщить такие документы для их оценки в совокупности с иными материалами дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в отношении общества по распоряжению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-03-04/28713 от 17.08.2020, вынесенного на основании поступившего обращения жителей многоквартирного дома N 62 по ул. Чкалова, г. Туринск, о неудовлетворительном состоянии холодного водоснабжения.
В ходе проверки обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: пункт 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"; пункты 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"; пункты 3.2, 3.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила".
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.09.2020 N 445/2020-16 и вынесено предписание от 15.09.2020 N 29/2020-16, которым на общество возложена обязанность в срок до 15.03.2021 привести в соответствие санитарно-гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения установленных СанПиН 2.1.4.1074-01, качество водопроводной воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения жилого дома N 62 по ул. Чкалова г. Туринск.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; проведения социально-гигиенического мониторинга.
Статьей 44 Закона N 52-ФЗ установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает себя: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Законом N 52-ФЗ и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Из этого следует, что предписание выдано Управлением в пределах установленных полномочий.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Из упомянутых положений следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Из материалов дела установлено и заявителем не оспаривается, что договором N 49 от 18.09.2019 управления многоквартирным домом по адресу: г. Туринск, ул. Чкалова-62, предусмотрено, что ООО "УК Тура-инжиниринг" предоставляет собственникам и пользователям помещений коммунальные услуги в порядке, установленным законодательством РФ (пункт 2.1.3 договора).
Согласно приложению N 3 к указанному договору, в перечень коммунальных услуг предоставляемых собственникам помещений входит холодное водоснабжение (обеспечение потребителей холодной питьевой водой).
Общество, управляя многоквартирными жилыми домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги холодного водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, и осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества воды в соответствии с санитарными требованиями.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с пунктом 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2) (пункт 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (пункт 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 2.4 указанных Правил предусмотрена разработка лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, рабочей Программы производственного контроля питьевой воды.
Согласно пункту 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, при проведении проверки установлен факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в жилом доме, обслуживаемом обществом.
Наличие актов промывки трубопроводов, а также претензий, направленных в адрес МУП ЖКХ "Водоканал" с требованием о поставке воды надлежащего качества, не освобождает ООО "УК Тура-инжиниринг" от выполнения установленной законом обязанности по предоставлению жителям дома воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям путем проведения более качественной водоподготовки, а также не лишает возможности ООО "УК Тура-инжиниринг" обратиться с исковым заявлением в суд к МУП ЖКХ "Водоканал".
На основании проведенных в ходе проверки лабораторных испытаний питьевой воды в МКД N 62 (протоколы лабораторных испытаний N 6288 и N6289) установлено, что в воде, отобранной в квартире N 66, имеется превышение бактериологического показателя ОМЧ/общее микробное число (протокол лабораторных испытаний N 6289). В то же время в воде, отобранной в квартире N 9, бактериологический показатель ОМЧ/общее микробное число равен нулю (протокол лабораторных испытаний N 6288). Данный факт указывает на внутридомовое загрязнение питьевой воды.
Ссылки на решение Свердловского районного суда по делу N 71-490/2021 в качестве судебного акта, имеющего характер преюдиции, подлежит отклонению, поскольку решение суда общей юрисдикции не вступило в законную силу и не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Довод заявителя о том, что СанПиН 2.1.4.1074-01 на момент вынесения решения 10.03.2021 утратил силу, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Оспариваемое предписание вынесено по результатам внеплановой выездной проверки, которая проводилась в отношении ООО "УК Тура-инжиниринг" в период с 19.08.2020 по 15.09.2020. На момент вынесения предписания санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению и питьевой воде установлены в действующих СанПиН 2.1.4.1074-01.
31.07.2020 вступил в силу Федеральный закон N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в котором частью 1 статьи 15 установлено, что обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина") предусматривает, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (часть 3 статьи 15 данного Федерального закона).
В соответствии с указанными выше положениями закона, СанПиН 2.1.4.1074-01 утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2. Документ повторно признан утратившим силу с 1 марта 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Однако, взамен утративших силу СанПиН 2.1.4.1074-01, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 были утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", где пунктом 75 установлено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" в разделе III которых установлены нормативы качества и безопасности воды.
Таким образом, обязанность обеспечения соответствия качества питьевой воды централизованных домовых распределительных систем питьевого водоснабжения населения санитарным правилам, осталась неизменной.
Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить обществу, оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2021 года по делу N А60-63351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (ИНН 6676004760, ОГРН 1169658028242) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 06.04.2021 N 83.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63351/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТУРА-ИНЖИНИРИНГ"
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ