г. Владимир |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А79-9593/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины Романовны (ИНН 210323342726, ОГРН 320213000017411) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08 апреля 2021 года по делу N А79-9593/2020, принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины Романовны (ИНН 210323342726, ОГРН 320213000017411) к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики о признании бездействия в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3956400 руб. незаконным, о признании незаконным пункта 2.1 решения в виде Протокола N10/2 от 25.06.2020 года в части утверждения итоговых баллов в размере 3,370 баллов вместо 3,880 баллов, обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,880 в размере 3 956 400 руб., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований -Шуряшкин Александр Олегович.
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
от ответчика - не явились, извещены
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкина Виктория Романовна (далее - заявитель, глава КФХ Шуряшкина В.Р.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - ответчик, Министерство), с учетом принятого судом изменения предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании бездействия в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3956400 руб. незаконным; о признании незаконным пункта 2.1 решения в виде Протокола N 10/2 от 25.06.2020 в части утверждения итоговых баллов в размере 3,370 баллов вместо 3,880 баллов; об обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,880 в размере 3956400 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен гражданин Шуряшкин Александр Олегович (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08 апреля 2021 года по делу N А79-9593/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, глава КФХ Шуряшкина В.Р. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит Отменить решение Арбитражного суда ЧР-Чувашии от 08.04.2021 года по делу N А79-9593/2020 и принять по делу новое решение удовлетворив заявление.
Глава КФХ Шуряшкина В.Р. считает выводы суда противоречащими нормам федеральных законов, ГК РФ, фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела документам, в связи с чем полагает решение суда подлежащим отмене. Кроме того, глава КФХ Шуряшкина В.Р. указывает на ненадлежащее поведение судьи в ходе рассмотрения ходатайства заявителя об уточнении требований и нарушение ею правила о тайне совещания судей при принятии решения, что согласно пункта 7 части 4 статьи 270 АПК РФ является основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 11.06.2020 Глава КФХ Шуряшкиной В.Р. обратилась в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с заявкой на участие в конкурсном отборе на предоставление государственной поддержки в форме гранта на поддержку начинающего фермера.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на получение грантов в форме субсидий для малых форм хозяйствования от 25.06.2020 N 10/2 главе КФХ Шуряшкиной В.Р. утвержден итоговый балл - 3,370 и порядковый номер - 23 (пункт 2.1 Протокола).
Заявитель не согласился с итоговой оценкой, считая, что конкурсной комиссией не были учтены существенные показатели, влияющие на размер итогового балла, что соответственно, привело к неполучению в полном объеме (3 956 400 руб.) заявленной Главой суммы гранта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения главы КФХ Шуряшкиной В.Р. в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением.
Заявленные требования мотивированы несогласием заявителя с итоговой оценкой документов в количестве 3,370 баллов в пункте 2.1 протокола N 10/2 от 25.06.2020, выставленной по результатам конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки главам крестьянских (фермерских) хозяйств в форме грантов на поддержку начинающего фермера, что в последствии привело к невыплате указанного гранта Главе КФХ Шуряшкиной В.Р.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) и решение Министерства соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять основание иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.
Как следует из заявления, рассмотренного судом первой инстанции, предметом настоящего спора является бездействие Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3 956 400 руб., а также пункт 2.1 решения в виде Протокола N 10/2 от 25.06.2020 в части утверждения итоговых баллов в размере 3,370 баллов вместо 3,880 баллов; об обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,880 в размере 3 956 400 руб.
Заявитель неоднократно изменял предмет заявленного требования в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В силу ст.ст. 7, 8, 9 АПК РФ суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Доводы главы КФХ Шуряшкиной В.Р. о том, что суд уже заранее составил решение и к этому решению подводил заявителя и ее представителя по содержанию уточнения предмета требования заявления, не подтверждены документально.
Напротив, в ходе рассмотрения дела, суд задавал вопросы представителям заявителя для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, чем создавал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Доводы заявителя о том, что судебный акт был принят судом не уходя в совещательную комнату, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку согласно протоколу судебного заседания, а также аудиозаписи от 02.04.2021, суд первой инстанции удалился на совещание для принятия решения.
Замечаний на протокол судебного заседания главой КФХ Шуряшкиной В.Р. не подавалось.
Учитывая изложенное, доводы о нарушении судом правила о тайне совещания судей при принятии решения не нашли своего подтверждения, данные доводы апеллянта несостоятельны, а основания для применения пункта 7 части 4 статьи 270 АПК РФ и перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление государственной поддержки осуществляется Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики от 03.12.2019 N 83 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43 "О мерах по стимулированию развитию приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43 "О мерах по стимулированию развитию приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования", утвержден также Порядок предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства государственной поддержки в форме гранта на поддержку начинающего фермера (приложение N 4) (далее - Порядок предоставления гранта).
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления гранта конкурсный отбор осуществляется конкурсной комиссией по проведению отбора на получение грантов в форме субсидий для малых форм хозяйствования.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления гранта комиссия принимает решение о предоставлении гранта либо об отказе в его предоставлении.
Согласно пункту 3.9 Порядка предоставления гранта документы, допущенные к конкурсному отбору, Комиссия оценивает в соответствии с критериями оценки документов согласно приложениям N 5 и N 6 к настоящему Порядку.
Итоговая оценка документов в соответствии с приложением N 5 к настоящему Порядку определяется по формуле: Э = С1 x К1 + С2 x К2 + С3 x К3 + С4 x К4 + С5 x К5 + С6 x К6 + С7 x К7 + С8 x К8 + С9 x К9 + С10 x К10 + С11 x К11, где: Э - итоговая оценка; С1 - значение оценки по критерию "Эффективность проекта начинающего фермера (на конец срока реализации проекта)"; К1 - удельный вес оценки по критерию "Эффективность проекта начинающего фермера (на конец срока реализации проекта)"; С2 - значение оценки по критерию "Наличие земельного участка для сельскохозяйственной деятельности"; К2 - удельный вес оценки по критерию "Наличие земельного участка для сельскохозяйственной деятельности"; С3 - значение оценки по критерию "Площадь земель сельскохозяйственного назначения начинающего фермера"; К3 - удельный вес оценки по критерию "Площадь земель сельскохозяйственного назначения начинающего фермера"; С4 - значение оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственной техники"; К4 - удельный вес оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственной техники"; С5 - значение оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственных животных"; К5 - удельный вес оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственных животных"; С6 - значение оценки по критерию "Наличие образования"; К6 - удельный вес оценки по критерию "Наличие образования"; С7 - значение оценки по критерию "Наличие опыта работы"; К7 - удельный вес оценки по критерию "Наличие опыта работы"; С8 - значение оценки по критерию "Членство начинающего фермера в сельскохозяйственных потребительских кооперативах"; К8 - удельный вес оценки по критерию "Членство начинающего фермера в сельскохозяйственных потребительских кооперативах"; С9 - значение оценки по критерию "Направление деятельности, развиваемое начинающим фермером"; К9 - удельный вес оценки по критерию "Направление деятельности, развиваемое начинающим фермером"; С10 - значение оценки по критерию "Место расположения животноводческих помещений начинающего фермера"; К10 - удельный вес оценки по критерию "Место расположения животноводческих помещений начинающего фермера"; С11 - значение оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера договоров (предварительных договоров) на убой скота, переработку животноводческой продукции и утилизацию биологических отходов"; К11 - удельный вес оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера договоров (предварительных договоров) на убой скота, переработку животноводческой продукции и утилизацию биологических отходов".
Итоговая оценка документов в соответствии с приложением N 6 к настоящему Порядку определяется по формуле: И = М1 x В1 + М2 x В2 + М3 x В3 + М4 x В4 + М5 x В5 + М6 x В6 + М7 x В7 + М8 x В8, где: И - итоговая оценка; М1 - значение оценки по критерию "Эффективность проекта начинающего фермера (на конец срока реализации проекта)"; В1 - удельный вес оценки по критерию "Эффективность проекта начинающего фермера (на конец срока реализации проекта)"; М2 - значение оценки по критерию "Наличие земельного участка для сельскохозяйственной деятельности"; В2 - удельный вес оценки по критерию "Наличие земельного участка для сельскохозяйственной деятельности"; М3 - значение оценки по критерию "Площадь земель сельскохозяйственного назначения начинающего фермера"; В3 - удельный вес оценки по критерию "Площадь земель сельскохозяйственного назначения начинающего фермера"; М4 - значение оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственной техники"; В4 - удельный вес оценки по критерию "Наличие у начинающего фермера сельскохозяйственной техники"; М5 - значение оценки по критерию "Наличие образования"; В5 - удельный вес оценки по критерию "Наличие образования"; М6 - значение оценки по критерию "Наличие опыта работы"; В6 - удельный вес оценки по критерию "Наличие опыта работы"; М7 - значение оценки по критерию "Членство начинающего фермера в сельскохозяйственных потребительских кооперативах"; В7 - удельный вес оценки по критерию "Членство начинающего фермера в сельскохозяйственных потребительских кооперативах"; М8 - значение оценки по критерию "Направление деятельности, развиваемое начинающим фермером"; В8 - удельный вес оценки по критерию "Направление деятельности, развиваемое начинающим фермером". По результатам конкурсного отбора Комиссией формируется рейтинг документов в порядке убывания присвоенных им итоговых оценок, который указывается в протоколе заседания Комиссии.
Подпунктом N 5 к приложению N 5 к Порядку установлены следующие документы, подтверждающие наличие у начинающего фермера сельскохозяйственных животных: выписка из похозяйственной книги и (или) копия отчета "Форма N 3-фермер". В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге, в том числе, содержатся информация о количестве сельскохозяйственных животных, птицы и пчел.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 11 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 N 345 "О порядке ведения похозяйственной книги" члены хозяйства самостоятельно определяют, кого из них записать первым, а записанного первым определяют как главу хозяйства. В случае сомнений рекомендуется первым записать члена хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом. Записанного определяют главу хозяйства.
Согласно пункту 25 Порядка ведения похозяйственных книг в разделе III указывают количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчет сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе. Поголовье птицы, количество пчелосемей записывается по опросу главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. Если хозяйство содержит животных и птиц, принадлежащих лицам, не являющимся членами хозяйства, то сведения об этих животных и птицах вносятся в дополнительные сведения раздела III.
Таким образом, в личном подсобном хозяйстве могут числиться сельскохозяйственные животные, которые являются собственностью членов личного подсобного хозяйства, а также сельскохозяйственные животные, которые принадлежат другим лицам, не являющимся членами данного хозяйства.
Учитывая изложенное, данным критерием не оценивается, под чьей собственностью находятся сельскохозяйственные животные, им оцениваются сельскохозяйственные животные, которые числятся за личным подсобным хозяйством или крестьянским (фермерским) хозяйством.
В рассматриваемом случае, из представленной заявителем на конкурсный отбор выписке из похозяйственной книги первым записан Шуряшкин А.О., который является главой личного подсобного хозяйства, соответственно поголовье сельскохозяйственных животных числится у главы личного подсобного хозяйства Шуряшкина А.О. (т. 1, л.д. 44 - 45).
Копия отчета "Форма N 3-фермер" в конкурсную документацию главой КФХ Шуряшкиной В.Р. не была приложена, по данному критерию комиссией проставлено 0 баллов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поголовье сельскохозяйственных животных числится за главой хозяйства.
Критерий "Место расположения животноводческих помещений начинающего фермера" оценивается по максимальной оценке в случае, если правообладателем животноводческого помещения является начинающий фермер.
Согласно пункту 1.3 Порядка начинающим фермером является крестьянское (фермерское) хозяйство (главой которого является гражданин Российской Федерации), зарегистрированное на сельской территории Чувашской Республики, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации, не являвшееся ранее получателем гранта на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (Агростартап) в соответствии с порядками предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства государственной поддержки в форме гранта на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (Агростартап), утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
Пункт 1 статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
В рассматриваемом случае, согласно представленным главой КФХ Шуряшкиной В.Р. на участие в конкурсном отборе документам, правообладателем животноводческого помещения под кадастровым номером 21:13:290201:97 является Шуряшкин А.О. (т. 1, л.д. 97 - 98), документы, подтверждающие, что правообладателем животноводческого помещения является КФХ Шуряшкина В.Р., заявителем не были представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, также считает, что Комиссия Министерства обоснованно не начислила баллов главе КФХ Шуряшкиной В.Р. по данному критерию оценки.
Доводы главы КФХ Шуряшкиной В.Р. о том, что супруг Шуряшкин А.О. фактически является членом КФХ с 26.03.2020, то есть со дня создания КФХ, но документы не были оформлены, в связи с чем, на основании заявления Шуряшкина А.О. от 28.10.2020 Шуряшкина В.Р. приняла решение 30.10.2020 о принятии Шуряшкина А.О. в члены КФХ и считать его членом КФХ с 26.03.2020 судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона N 74-ФЗ в фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи настоящего Федерального закона. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 74-ФЗ в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Согласно пункту 2 статьи 4 данного Федерального закона N 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
КФХ было создано Шуряшкиной В.Р., на момент создания КФХ соглашение с Шуряшкиным А.О. не было заключено, следовательно, Шуряшкин А.О. является членом КФХ Шуряшкиной В.Р. с 30.10.2020, то есть с момента принятия решения главой КФХ Шуряшкиной В.Р. о принятии в КФХ Шуряшкина А.О.
Доводы заявителя со ссылкой на нормы Семейного кодекса Российской Федерации о совместной собственности супругов на имущество нажитое в браке, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку в данном случае существуют специальные норы и критерии оценки заявок участников конкурса на получение гранта, четко регламентирующие как порядок заполнения документов, так и порядок оценки, содержащихся в них сведений, служащие для более прозрачного и понятного соотнесения позиций оценки, в связи с чем, Комиссия не должна принимать решение исходя из предположений, в каком правовом статусе находится то или иное имущество супругов.
В соответствии с пунктом 3.10 Порядка предоставления гранта если итоговая оценка составляет 2,75 и более балла, Комиссия принимает решение о предоставлении гранта в сумме, указанной в заявке, согласно плану расходов Если итоговая оценка составляет менее 2,75 балла, Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении гранта. Размер гранта должен соответствовать плану расходов с учетом собственных средств начинающего фермера.
Согласно таблице 115 приложения 34 к Федеральному закону от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Чувашской Республике на 2020 год были выделены субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в размере 452 881 600 руб.
Абзацем третьим пункта 1.1 Порядка предоставления гранта установлено, что объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики определяется исходя из уровня софинансирования, установленного Правительством Российской Федерации для Чувашской Республики.
Согласно пункту 5.5 Порядка предоставления гранта финансирование расходов, подлежащих осуществлению за счет субсидий, поступающих из федерального бюджета, производится в пределах средств, поступивших из федерального бюджета, в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.12.2019 N 082-09-2020-157 предусмотрено, что в 2020 году общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Чувашской Республики, составлял 457 456 161,62 руб.
Уровень софинансирования из федерального бюджета, равного 99,00%, составлял 452 881 600 руб.
Соответственно, общим объем субсидий в 2020 году, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку в форме гранта на поддержку начинающего фермера, составлял 73 696 064,13 руб.
Учитывая объем средств, выделенных из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, сумма средств государственной поддержки глав КФХ в форме гранта на поддержку начинающего фермера в 2020 году составляла 74 440 468,82 руб.
Пунктом 2.2 протокола N 10/2 от 25.06.2020 утвержден список 23 глав КФХ, которым предоставляется государственная поддержка в форме гранта.
При этом, заявленные 23 главами КФХ общая сумма грантов составила 77 810 600 руб.
Распределяя денежные средства по порядку от заявки, которой присвоен номер 1 до заявки КФХ Шуряшкиной В.Р. (N 23), сумма оставшихся средств составила 586 268,82 руб.
Пунктом 5.2 Порядка предоставления гранта установлено, что на основании решения Комиссии Минсельхоз Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня размещения протокола заседания Комиссии на официальном сайте заключает с начинающими фермерами соглашение.
Письмом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 26.06.2020 N 13/15-4365 главам КФХ, которым Комиссией принято решение предоставить гранты государственной поддержки, направлено уведомление о предложении подписать соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Чувашской Республики государственной поддержки в форме гранта главе крестьянского (фермерского) хозяйства на поддержку начинающего фермера.
В списке рассылки в том числе указана глава КФХ Шуряшкина В.Р.
26 июня 2020 победитель под N 18 отказался от гранта и Министерство предложило заявленную сумму в размере 1 995 500 руб. главе КФХ Шуряшкиной В.Р. дополнительно, то есть в общей сумме 2 581 768,82 руб.
Вместе с тем, судом установлено, что глава КФХ Шуряшкина В.Р. от средств государственной поддержки в указанно размере отказалась.
При этом, пунктом 5.1 Порядка предоставления гранта установлено, что грант предоставляется в форме субсидий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство", в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Минсельхозу Чувашии, на цели, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, из чего следует, что грант финансируется только за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на текущий финансовый год, в связи с этим выделение субсидии Главе КФХ Шуряшкиной В.Р. по результатам конкурсного отбора за счет средств нового финансового года невозможно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство правомерно оценило заявку Главы КФХ Шуряшкиной В.Р. в 3,370 баллов и не отказывало заявителю в предоставлении гранта.
Доводы главы КФХ Шуряшкиной В.Р., изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 08 апреля 2021 года по делу N А79-9593/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины Романовны - без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторине Романовне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 150 рублей, перечисленную по чек-ордеру от 10.05.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9593/2020
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкина Викторина Романовна, КФХ представитель Главы Шуряшкиной В.Р. Тимофеев Б.Н.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: Шуряшкин Александр Олегович, Тимофеев Борис Николаевич