05 июля 2021 г. |
Дело N А84-7344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 июля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Горошко Марии Александровны, доверенность от 23.11.2020 N 01-55/50; представителя Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - Костиной Камилы Юрьевны, доверенность от 30.12.2020 N 218,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.02.2021 по делу N А84-7344/2020 (судья Мирошник А.С.), по заявлению государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", Учреждение, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - заинтересованное лицо, УФНС по г. Севастополю) о признании незаконным действий ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя по внесению в ЕГЮЛ сведений об исключении ООО "ПГС и Архитектура" от 12.11.2020 ГРН 2209200342668, как фактически прекратившего свою деятельность, о восстановлении УФНС по г. Севастополю статуса названного Общества в качестве действующего юридического лица.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.02.2021, заявление государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", было удовлетворено; запись в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенную Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя 12.11.2020 ГРН 2209200342668 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПГС и Архитектура" (ОГРН 1169204057329, ИНН 9201516360), была признана недействительной; на Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.02.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя при принятии решения о предстоящем исключении и исключении ООО "ПГС и Архитектура" из ЕГРЮЛ, действовала в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.02.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.
Представитель Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что на момент вынесения ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя оспоренного решения, ООО "ПГС и Архитектура" имело гражданско-правовые обязательства перед Учреждением, размер которых устанавливался в ходе рассмотрения дела N А84-2499/2020.
Законность и обоснованность решения от 10 февраля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО "ПГС и Архитектура" было зарегистрировано в качестве юридического лица 14.07.2016, с присвоением основного государственного регистрационного номера 1169204057329; согласно сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения является: 299053, г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, д. 5 офис 901.
28.11.2019 ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя был составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов, в котором регистрирующий орган зафиксировал отсутствие ООО "ПГС и Архитектура" по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, д. 5, офис 901, поскольку данный офис арендует иная организация; не имеется информационных указателей или вывесок; на момент обследования представители Общества отсутствовали.
В дальнейшем, в адрес ООО "ПГС и Архитектура", а также его директора и учредителя было направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений от 02.12.2019 N 235.
Поскольку достоверные сведения о местонахождении ООО "ПГС и Архитектура", либо подтверждение нахождения по прежнему адресу не поступило, регистрирующий орган на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принял решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 27.07.2020 N 448.
Данное решение было размещено в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 30 (797) от 29.07.2020/15559 и печатной версии журнала.
По истечении срока для представления мотивированных заявлений (29.10.2020), Инспекцией было принято решение о государственной регистрации прекращения юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) ООО "ПГС и Архитектура" (ОГРН 1169204057329, ИНН 9201516360) от 12.11.2020 N 448И.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2209200342668 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ПГС и Архитектура".
Между тем, судом также установлено следующее, ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к ООО "ПГС и Архитектура" о взыскании неустойки в размере 778 986,00 по государственному контракту от 29.12.2016 N 77ПИРЕП.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.08.2020 по делу N А84-2499/2020 исковые требования ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" были удовлетворены частично, взысканы пени в сумме 594 198 руб. за период с 29.08.2017 по 26.03.2018.
Данное решение вступило в силу 21.10.2020. При этом следует отметить, что апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.08.2020 по делу N А84-2499/2020 была подана ООО "ПГС и Архитектура" (ОГРН 1169204057329, ИНН 9201516360).
Посчитав, что запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - ООО "ПГС и Архитектура" (ОГРН 1169204057329, ИНН 9201516360) нарушает его законные права и интересы, ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось с Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, которое было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным законом.
При наличии одновременно всех указанных в названной норме признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктом 7 статьи 22 названного закона предусмотрено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.15 г. N 10-П сформулирована правовая позиция, согласно которой решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра, должно приниматься с учетом предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части судебного обжалования исключения, направлены на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Из материалов дела следует, что 27.07.2020 Инспекцией было принято решение N 448 о предстоящем исключении ООО "ПГС и Архитектура" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
29.07.2020 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 30 (797), было опубликовано сообщение о предстоящем исключении ООО "ПГС и Архитектура" из государственного реестра.
В течение 3 месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от самого Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в Инспекцию не поступили, вследствие чего 12.11.2020 Инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись об исключении ООО "ПГС и Архитектура" из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившего деятельность на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Основанием для принятия инспекцией решения об исключении ООО "ПГС и Архитектура" как недействующего юридического лица послужило наличие сведений об отсутствии в течение последних 12 месяцев, движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В свою очередь, Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.08.2020 по делу N А84-2499/2020 исковые требования ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" были удовлетворены частично, взысканы с ООО "ПГС и Архитектура" пени в сумме 594 198 руб. за период с 29.08.2017 по 26.03.2018.
Таким образом, принятие регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ повлекло за собой невозможность взыскать Заявителем денежные средства с ООО "ПГС и Архитектура" на основании вступившего в законную силу решения суда.
Кроме того, сохранение в ЕГРЮЛ записи ГРН 2209200342668 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ПГС и Архитектура" приведет к невозможности Заявителю получить гарантированную и надлежащую защиту своих прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "ПГС и Архитектура" как фактически прекратившего свою деятельность, являются незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку действия налогового органа признаны судом первой инстанции незаконными, в силу положений статьи 201 АПК РФ, в целях надлежащего способа восстановления прав и законных интересов Заявителя, суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.02.2021 по делу N А84-7344/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7344/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю