г. Хабаровск |
|
16 апреля 2024 г. |
А73-9459/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны РФ - Фомин В.В., представитель по доверенности N 18 от 03.05.2023;
от Минобороны РФ - Фомин В.В., представитель по доверенности N 207/5/Д/123 от 30.09.2022;
от ООО "Управляющая компания Гранд" - Булгаков Д.С., представитель по доверенности N 01 от 15.01.2024;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.11.2023
по делу N А73-9459/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 76 836,84 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд" (ОГРН 1122721009641, ИНН 2721195409, далее - истец, ООО "Управляющая компания Гранд") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - ответчик, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ) о взыскании долга за содержание и ремонт общего имущества и предоставление коммунального ресурса в отношении квартиры N 31 по пер. Засыпной,8А в г. Хабаровске за период с 26.06.2020 по 28.04.2022 в сумме 65 755,97 руб., при недостаточности денежных средств у основного должника просило взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда 27.11.2023 исковые требования удовлетворены.
Законность, обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ в связи с несогласием с ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ.
ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом необоснованно удовлетворены требования истца за счёт ответчиков при наличии информации о заселенности жилого помещения. Кроме того, считает неподтвержденными надлежащими доказательствами расходы по установке системы видеонаблюдения, заключение договоров на установку/обслуживание домофона, антенны и принятие общим собранием собственников МКД соответствующих решений.
Министерство обороны РФ в своей апелляционной жалобе также считает решение суда подлежащим отмене, указывая на неправомерность привлечения к субсидиарной ответственности, о заселенности спорного жилого помещения и отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены принятого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Хабаровск, пер. Засыпной, 8А на основании договора управления от 16.11.2015 N 8А/1, по условиям которого управляющая организация обязалась оказывать услуги по управлению общим имуществом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания собственникам помещений, владельцам нежилых помещений и оказывать коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, отоплению и энергоснабжению.
Жилое помещение (квартира) N 31 в МКД включено в специализированный жилой фонд Министерства обороны РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
Услуги, оказанные истцом за период с 26.06.2020 по 28.04.2022 на общую сумму 65 755,97 руб., их них: содержание общего имущества - 33 623,45 руб., текущий ремонт общего имущества - 5 801,25 руб., коммунальные услуги по электроснабжению - 19 238,66 руб., коммунальные услуги по отоплению (СОИ) - 706,40 руб., коммунальные услуги по электроснабжению (СОИ) - 1 945,09 руб., коммунальные услуги по холодному водоснабжению (СОИ) - 225,57 руб., коммунальные услуги по водоотведению (СОИ) - 348,07 руб., антенна 2 249,33 руб., домофон - 883,99 руб., видео - 734,16 руб., ответчиком не оплачены, направленные в адрес ответчиков счета на оплату образовавшейся задолженности, а также досудебные претензии с требованиями об ее оплате, оставлены без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Управляющая компания Гранд" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также обстоятельства, установленные заочным решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22.04.2021 по делу N 2-1171/2021 об увольнении с военной службы с зачислением в запас ранее проживающего в жилом помещении военнослужащего, отклонил доводы ответчика о заселенности жилого помещения и руководствуясь статьями 210, 216, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154,158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признал требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также частью 1 статьи 153 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 3.10 договора управления предусмотрен срок внесения платежей до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Факт принадлежности в спорном периоде жилого помещения N 31, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Засыпной,8А на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России подтверждается материалами дела, так же как факт отнесения жилого помещения специализированному жилищному фонду.
В связи с чем суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расходы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД являются бременем содержания имущества, возлагаемым на собственника помещения.
Доводы апелляционных жалоб о заселенности помещения и, как следствие, об отсутствии обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса, подлежат отклонению, во-первых потому, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены, а во-вторых, в силу положений статей 92, 93 ЖК РФ жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ, что в настоящем случае, ответчиком не доказано.
Кроме того, заочным решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22.04.2021 по делу N 2-1171/2021 установлено, что проживающий в квартире гражданин в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит, решение о предоставлении жилого помещения собственником не принималось.
Довод апелляционной жалобы о необходимости доказывания истцом факта расходов по установке системы видеонаблюдения, заключения договоров на установку/обслуживание домофона, антенны и принятие общим собранием собственников МКД соответствующих решений, отклоняется, поскольку протоколом N 1 от 15.05.2017 очередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: город Хабаровск, пер. Засыпной,8А подтверждается принятие соответствующих решений, в частности, собственниками определен размер платы на техническое обслуживание видеонаблюдения, установленного по периметру МКД, и размер платы за домофон с отражением названных платежей в единой квитанции (вопросы 10,12); расходы по содержанию общедомовой сети телевидения (антенна) предусмотрены сметой расходов по содержанию и ремонту общего имущества.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Министерства обороны РФ, поскольку в силу Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных Минобороны России организаций, осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, действуя от имени Российской Федерации.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", требование о взыскании долга в целях процессуальной экономии может быть предъявлено одновременно к учреждению и субсидиарному должнику.
Таким образом, Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком, который при недостаточности или отсутствии денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 ГК РФ, поскольку субсидиарная ответственность Министерства обороны России наступит лишь в случае установления факта недостаточности у основного должника денежных средств при исполнении судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено с правильным применением норм материального права и при полном исследовании доказательств по делу, в связи с чем ссылки заявителей апелляционных жалоб на неполное исследование судом первой инстанции доказательств по делу противоречат материалам дела и подлежат отклонению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2023 по делу N А73-9459/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9459/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГРАНД"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2025 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-338/2025
15.08.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3105/2024
16.04.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7408/2023
27.11.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9459/2023