город Ростов-на-Дону |
|
05 июля 2021 г. |
дело N А32-51077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ЗАО "Завод строительных материалов "Тихорецкий": представитель Сеимова С.Н. по доверенности от 06.10.2020, диплом от 10.06.2005;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Крохмаль Д.А. по доверенности от 25.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 по делу N А32-51077/2020
по заявлению закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий" (ИНН 2321010526, ОГРН 1022303187675)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
об оспаривании решения,
об обязании принять решение и выдать свидетельство
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Завод строительных материалов "Тихорецкий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края, выраженного в уведомлении от 13.08.2020 N 202-03.5-10-21200/20;
- об обязании Министерства принять решение об установлении факта открытия заявителем месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края - Западный фланг месторождения Тихорецкое-II МО Тихорецкий район, глина, расположенного в пределах Западной окраины г. Тихорецк и выдать свидетельство установленного образца.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 в удовлетворении заявления Общества было отказано. Решение мотивировано тем, что законодательством о недропользовании предусмотрена необходимость получения лицензии на право пользования участком недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений ОПИ для установления факта открытия месторождения ОПИ, необходимость документального подтверждения факта выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по соответствующим категориям.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что не имело реальной возможности соблюсти 90 календарный срок со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, поскольку как говорилось выше, завод является правообладателем горно-геологической документации на всю площадь месторождения: проект разработки и строительства карьера для добычи глины, проект рекультивации карьера, разработанной в 1989 году. Промышленная значимость разведанных полезных ископаемых по открытому месторождению и факт открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых, подтверждаются отчётом о предварительной и детальной разведке Тихорецкого-II месторождения кирпичных глин в районе г.Тихорецка Краснодарского края в 1984-88гг., протоколом Министерства геологии СССР Северо-Кавказское производственное геологическое объединение Территориальная комиссия по запасам N 11 по рассмотрению "Отчёта о предварительной и детальной разведке Тихорецкого-П месторождения кирпичных глин в районе г.Тихорецка Краснодарского края в 1984-88гг.".Общество не располагает данными по какой причине предшественником была оформлена лицензия на право пользования участком недр только на 21 га. Месторождение Тихорецкое-П разведано в 1984-1988 г. за счет средств завода (бывший Тихорецкий завод стройматериалов) на основании решения Тихорецкого городского совета народных депутатов Краснодарского края исполнительный комитет от 05.02.1980 N 58 и распоряжения Краснодарского краевого совета народных депутатов исполнительного комитета N 251-р от 23.04.1984. Промышленная значимость разведанных полезных ископаемых по открытому месторождению и факт открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых, подтверждаются отчётом о предварительной и детальной разведке Тихорецкого-И месторождения кирпичных глин в районе г.Тихорецка Краснодарского края в 1984-88гг., протоколом Министерства геологии СССР Северо-Кавказское производственное геологическое объединение Территориальная комиссия по запасам N 11 по рассмотрению "Отчёта о предварительной и детальной разведке Тихорецкого-П месторождения кирпичных глин в районе г.Тихорецка Краснодарского края в 1984-88гг.". Следовательно, Общество является первым открывателем (исследователем) указанного объекта (месторождения), а потому действия Заявителя следует квалифицировать как открытие месторождения общераспространённых полезных ископаемых. Отказ Министерства является формальным и необоснованным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Министерства об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Министерства в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество на основании лицензии от 01.07.2005 КРД 02563 ТЭ осуществляет разработку месторождения глин Тихорецкое-II для производства кирпича керамического.
24.07.2020 Общество обратилось в Министерство с заявлением на установление факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края - Западный фланг месторождения Тихорецкое-II МО Тихорецкий район, глина, расположенного в пределах Западной окраины г. Тихорецк.
Уведомлением от 13.08.2020 N 202-03.5-10-21200/20 Министерство отказало Обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края - Западный фланг месторождения Тихорецкое-II МО Тихорецкий район, глина, расположенного в пределах Западной окраины г. Тихорецк
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разведка и добыча трудноизвлекаемых полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами.
Статьёй 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу статьи 10.1 Закона N 2395-1 основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа 3 государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространённых полезных ископаемых (далее - ОПИ) и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений ОПИ, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Начиная с 31.12.2017, на территории Краснодарского края установлены условия предоставления вышеуказанного права пользования участками недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых и для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытых месторождений на территории Краснодарского края, а именно:
До 19.06.2020 действовал Закон Краснодарского края от 20.12.2017 N 3721-КЗ "О предоставлении права пользования участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых и для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытых месторождений на территории Краснодарского края".
С 30.06.2020 действует Закон Краснодарского края от 19.06.2020 N 4309-КЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края".
Статьёй 33.1 Закона N 2395-1 предусмотрено, что установление факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых (далее - ОПИ) осуществляется комиссией, которая создаётся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов. Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.12.2018 N 2135 утверждён Порядок установления факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края (далее - Порядок), пунктом 1.2 которого определено, что установление факта открытия месторождения ОПИ осуществляется комиссией по установлению факта открытия месторождения ОПИ на территории Краснодарского края, созданной министерством, в отношении ОПИ, на геологическое изучение (поиски и оценка) которых выдана лицензия на пользование недрами.
Таким образом, для того чтобы обратиться в комиссию, созданную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для установления факта открытия месторождения ОПИ необходимо сначала получить лицензию на право пользования участком недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений ОПИ, затем провести работы по геологическому изучению (поиск и оценка) предоставленного по лицензии горного отвода, по результатам которых открыть новое месторождение.
Исходя из содержания пунктов 2.1, 2.2 и 2.5 Порядка следует, что заявителем является пользователь недр, проводивший работы по геологическому изучению участков недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений ОПИ в соответствии с выданной лицензией, который подает в Министерство заявление по установленной Порядком форме не позднее 90 календарных дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающей промышленную значимость месторождения.
При рассмотрении комиссией заявления учитывается, что под открытием месторождения ОПИ понимается документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категориям С2 или C1 и С2, а для объектов, характеризующихся сложным геологическим строением - по категории С2, и имеют по заключению государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение.
Согласно сведениям Министерства, Обществу, а также юридическим лицам (арендное промышленно-коммерческое предприятие "Тихорецкий завод строительных материалов", ТОО "Керамик", ООО "Керамик"), правопреемником которых оно является, лицензии на право пользования недрами для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождения ОПИ в границах участка недр Тихорецкого-II месторождения глин не выдавались.
05.08.1997 Администрацией г.Тихорецк постановлением от 22.07.1997 N 573 ООО "Керамик" предоставлено право пользования недрами по лицензии КРД 01174 ТЭ с целевым назначением "добыча кирпичных глин при разработке Тихорецкого-П месторождения", сроком действия до 01.08.2017 года.
Совместным решением Администрации Краснодарского края от 27.06.2005 N 7-03/593 и территориального агентства по недропользованию по Краснодарскому краю от 20.06.2005 N 59 в соответствии с Законом N2395-1, лицензия на пользование недрами КРД 01174 ТЭ 01.06.2005 переоформлена на Общество в рамках лицензии КРД 02563 ТЭ.
Таким образом, Общество является владельцем лицензии, выданной только на добычу полезного ископаемого и не подпадает под понятие заявителя, установленного пунктом 2.1 Порядка на основании статей 10.1, 11 Закона N 2395-1, так как не проводило работы по геологическому изучению участков недр местного значения с целью поиска и оценки месторождений ОПИ в соответствии с выданной лицензией.
Предварительная и детальная разведки Тихорецкого-П месторождения кирпичных глин выполнены в 1984-1988 годах Краснодарской ГРП ЮКГЭ по договору и за счет средств производственного объединения "Краснодарстрой-материалы". Запасы глин утверждены протоколом ТКЗ при ГГП "Севкавгеология" от 10.01.1988 N 11 по категориям A+B+C1 - 5012,0 тыс. м3, в том числе А+В - 1641,0 тыс. м3.
Разведка Тихорецкого-II месторождения кирпичных глин выполнена в 1984-1988 годах, тогда как условия предоставления права пользования участками недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, а также разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытых месторождений на территории Краснодарского края, начали реализовываться только с 31.12.2017.
При этом нормативные акты, установившие данные условия, не предусматривали каких либо норм о распространений данных положений на более ранние правоотношения (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме этого, Обществом был нарушен установленный пунктом 2.2 Порядка 90-дневный срок для обращения с заявлением на установление факта открытия месторождения.
Обращение с таким заявлением 24.07.2020 по месторождению, разведанному в 1984-1988 года, не может считаться фактом выявления нового объекта (пункт 2.5 Порядка).
Испрашиваемый Западный фланг Тихорецкого-II месторождения кирпичных глин включает в себя только запасы полезного ископаемого по категории С1.
Документальные доказательства выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории С2 Обществом при обращении в Министерство не представлены.
В соответствии с распоряжением Минприроды России от 05.07.1999 N 83-р "Об утверждении положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)" в зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:
Этап I. Работы общегеологического и минерагенического назначения. Стадия 1. Региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых.
Этап II. Поиски и оценка месторождений. Стадия 2. Поисковые работы. Стадия 3. Оценочные работы.
Этап III. Разведка и освоение месторождения. Стадия 4. Разведка месторождения. Стадия 5. Эксплуатационная разведка.
Итогом поисковых, а затем оценочных работ является выявление месторождения полезных ископаемых с оценкой их запасов по категориям С2 и С1, а по менее изученным участкам - прогнозных ресурсов категории Р.
Министерством установлено, что Обществом был пропущен этап геологоразведочных работ "Поиски и оценка месторождений", включающий в себя стадии поисковых и оценочных работ.
Пунктом 4.4 Порядка установлено, что основаниями для отказа в установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых являются следующие факторы: заявление подано с нарушением срока, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка; заявление не соответствует форме, установленной Порядком, и содержит недостоверные сведения; запасы выявленного месторождения классифицированы по категориям не являющимися C1 и С2; по заключению государственной экспертизы запасы общераспространённых полезных ископаемых выявленного месторождения не имеют промышленного значения; вид общераспространенного полезного ископаемого выявленного месторождения согласно заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых не соответствует виду общераспространенного полезного ископаемого, указанного в лицензии на геологическое изучение на пользование недрами, в соответствии с которой проводились работы по геологическому изучению в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых.
Согласно протоколу заседания комиссии Министерства от 10.08.2020, было принято решение об отказе Обществу в установлении факта открытия Западного фланга Тихорецкого-II месторождения глин, расположенного в пределах западной окраины г. Тихорецк МО Тихорецкий район Краснодарского края по следующим основаниям: заявление подано с нарушением срока, а именно, позднее 90 календарных дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения; заявление не соответствует форме, установленной Порядком, в том числе, у заявителя отсутствует лицензия на право пользования недрами для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождения ОПИ на территории Краснодарского края; запасы выявленного месторождения квалифицированы по категориям, не являющимся С2 или C1 и С2.
Довод Общества об отсутствии возможности соблюдения установленного пунктом 2.2 Порядка срока на обращение в Министерство с заявлением о признании факта открытия месторождения подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку Общество ведет разработку месторождения глин Тихорецкое-II на основании лицензии от 01.07.2005 КРД 02563 ТЭ и дополнения к лицензии на право пользования недрами, зарегистрированного в Департаменте строительства Краснодарского края 24.08.2011 N 134.
Материалами дела подтверждается факт разработки спорного месторождения с 2011 года.
Довод Общества о том, что вместо лицензии на право пользования недрами для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождения ОПИ на территории Краснодарского края, имеется решение исполнительного комитета Тихорецкого городского совета народных депутатов Краснодарского края от 05.02.1980 N 58 и распоряжение исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 23.04.1984 N 251-р, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании норм права.
Законодательством о недропользовании прямо предусмотрена необходимость получения лицензии на право пользования участком недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений ОПИ для установления факта открытия месторождения ОПИ.
Довод Общества о том, что Министерство в своём решении об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края подтверждает квалификацию выявленного полезного ископаемого по категории С1, в связи с чем, отказ по причине несоответствия квалификации полезного ископаемого является незаконным, апелляционный находит не соответствующим Порядку установления факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края, которыми предусмотрена необходимость документального подтверждения факта выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категориям С2 либо C1 и С2. Следовательно, при выявлении объекта, квалифицированного по категории С1, требуется обязательное наличие объекта, квалифицированного по категории С2, то есть одновременное выявление указанных объектов.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения Министерства об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края, выраженного в уведомлении от 13.08.2020 N 202-03.5-10-21200/20, и об обязании Министерства принять решение об установлении факта открытия заявителем месторождения общераспространённых полезных ископаемых на территории Краснодарского края - Западный фланг месторождения Тихорецкое-II МО Тихорецкий район, глина, расположенного в пределах Западной окраины г. Тихорецк и выдать свидетельство установленного образца.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб., уплаченной по чек- ордеру от 29.04.2021 N 4987, подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 по делу N А32-51077/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51077/2020
Истец: ЗАО "Завод строительных материалов "Тихорецкий"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края