г. Самара |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А55-29882/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2021 года по делу N А55-29882/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по исковому заявлению Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт"
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара с исковым заявлением о взыскании задолженности за фактически потребленную электроэнергию в сумме 5 599 руб. 08 коп. за период с 01.07.2019 по 01.08.2020.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции в порядке ст. 47 АПК РФ, просил считать ответчиком по настоящему делу - Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Суд первой инстанции ходатайство истца удовлетворил, ответчиком по делу следует считать Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены, с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" взыскана задолженность за фактически потребленную электроэнергию в размере 5 599,08 руб. за период с 01.07.2019 г. по 01.08.2020, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2021 года по делу N А55-29882/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В материалы дела от истца поступили письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК, в которых АО "Самарагорэнергосбыт" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2021 года по делу N А55-29882/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из иска, согласно Выписки ЕГРН от 31.07.2020 собственником квартиры N 3 дома N 159 по ул. Ленинской, с 18.06.2019 является Муниципальное образование городской округ Самара.
Согласно сведениям МП г.о. Самара "ЕИРЦ" в вышеуказанной квартире - никто не зарегистрирован.
В отношении данной квартиры открыт лицевой счет N 06118027.
Департамент управления имуществом г.о.Самара (далее - Ответчик) осуществляет права собственника в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (ст.ст.45,47 Устава г.о. Самара).
В период с 01 июля 2019 г. по 01 августа 2020 г. ответчик фактически потребил электроэнергию на общую сумму 5599,08 руб. Расчет задолженности производился на основании норматива потребления.
В период 01 июля 2019 г. по 01 августа 2020 г. Истцом подана Ответчику электроэнергия и предъявлены к оплате платежные требования. Ответчик обязательства по оплате не выполнил.
В целях урегулирования спора истец в адрес ответчика направил претензию от 16.09.2020 г. с требованием оплатить задолженность, которая оставлена без удовлетворения (л.д. 16).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Самарской области.
Ответчик свою правовую позицию по делу изложил в отзыве на исковое заявление (л.д. 34-37).
Как указывает ответчик, ссылаясь на п.п. 1.2, 2.2 положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.о. Самара" от 30.05.2002 г. N 154 и ст.ст. 45,47 устава г.о. Самара Самарской области, департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества г.о. Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями г.о. Самара и муниципальными учреждениями г.о. Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр и т.д.
Таким образом, ответчик считает, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 159, кв.3, является муниципальное образование г.о. Самара, а департамент управления имуществом лишь осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара
Департамент обращает внимание, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары от 26.09.2011 N 1984/02-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 159, признан аварийным и подлежащим сносу.
По мнению ответчика, поскольку в расселенных жилых помещениях электроэнергия не потребляется, задолженность за жилые помещения по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 159, кв. 3 необоснованна.
Кроме того, департамент считает заявленную к взысканию задолженность необоснованной, т.к. подробный расчет начислений истцом не представлен, следовательно, установить каким образом осуществляется начисление за потребленную электроэнергию не представляется возможным.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в статьях 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28).
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
В силу положений частей 2, 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
С учетом вышеизложенного ответчик был обязан ежемесячно производить оплату потребленной электроэнергии.
В процессе рассмотрения дела ответчиком доказательства оплаты задолженности не представлены, доводы истца в силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик надлежащим образом не опроверг.
То обстоятельство, что денежные средства на оплату коммунальных услуг в отношении спорного помещения в бюджете городского округа не предусмотрены, как и довод ответчика о не получении расчетных документов от истца, сами по себе не могут повлечь освобождение ответчика от оплаты потребленной электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома, поскольку данная обязанность вменена ему в силу закона.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ряде комнат квартиры по указанному выше адресу ( которая является коммунальной) продолжают проживать граждане и обязанность по оплате услуг возлагается на граждан, апелляционным судом отклоняется. Документального подтверждения довода о регистрации в квартире жильцов, Департаментом не представлено суду.
Кроме того, из иска и материалов дела видно, что взыскание производится истцом в отношении жилого помещения ( лицевой счет N 06118027), собственником которого является муниципальное образование г.о. Самара и в данном жилом помещении никто не зарегистрирован, Черенкова Г.Ш. выписана 12.12.2017 (л.д.13,15). Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что Департамент управления имуществом лишь осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица, каковым и является Департамент.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А55-30998/2020.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2021 года по делу N А55-29882/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29882/2020
Истец: АО "Самарагорэнергосбыт"
Ответчик: городской округ Самара в лице ДУИ Г.О. САМАРА