город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2021 г. |
дело N А32-14945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2020,
от ответчика: представитель Тевонян Н.В. по доверенности от 17.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-14945/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2315153325, ОГРН 1092315002911)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец; ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (далее - ответчик; ООО "НМТ") о взыскании задолженности в размере 976 391,21 руб. за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" в полном объеме.
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что в рассматриваемом случае им доказаны два элемента, входящие в предмет доказывания по данному спору: нарушение технологического оборота вагона, а также нарушение срока доставки груза. Так ведомости подачи вагонов на пути необщего пользования, принадлежащие ООО "НМТ", подтверждают факт нарушения ответчиком технологического оборота вагона на подъездном пути и обосновывают факт отставления от движения спорного поезда по причине, зависящей от грузополучателя. Доказательством прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей, пономерно перечисленными в прилагаемых расчетах.
Для отражения последствий влияния нарушения технологического оборота вагонов со стороны ответчика на занятость путей общего пользования станции Новороссийск дополнительно истцом были представлены копии актов общей формы о занятости путей станции Новороссийск (выставочные пути). Данные акты были составлены истцом в связи с нарушением ответчиком пункта 11 договора - неуборкой вагонов на пути необщего пользования через 2,5 часа с выставочных путей парка "Нижний" ст.Новороссийск в спорные периоды задержки поездов.
Согласно актам общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи в качестве обстоятельств, вызвавших составление актов, указано: вагоны в ожидании подачи на выставочный путь простаивают на путях общего пользования станции Новороссийск по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования ООО "НМТ" - занятость выставочных путей. Данные акты общей формы подписаны представителем ответчика.
На основании изложенного истец считает, что в оспариваемом решении суд первой инстанции не учел доказанность истцом нарушения со стороны ответчика технологического оборота вагонов в спорный период задержки поезда (ведомости подачи и уборки), фиксирование перевозчиком случаев необоснованного простоя вагонов на выставочных путях ввиду нарушения сроков подачи ООО "НМТ" вагонов с грузом на пути необщего, что указывает на обоснованность неприема станцией Новороссийск спорных поездов и необходимость отставления их на промежуточных станциях. Истец полагает, что в результате нарушения ответчиком технологических норм погрузки-выгрузки в период бросания поезда создалась ситуация накопления вагонов, следуемых в адрес ООО "НМТ", на станционных и выставочных путях.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал на довод апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель ответчика возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Новороссийский мазутный терминал" заключен договор на эксплуатацию пути необщего пользования урегулированы договором N 478/2 от 22.08.2016.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- пути N N 6,9 стрелочным переводом N 172 к путям парка "Нижний" станции Новороссийск СКжд;
- путь N 1 к пути необщего пользования N 15 АО "НВРЗ" - филиала АО"Вагонреммаш", являясь его продолжением.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагона на путях необщего пользования:
- в теплый период года - 6 часа (с 16,апреля по 15 октября);
- в холодный период года - 10 часов (с 16 октября по 15 апреля).
01.03.2019 на промежуточной станции Саратов 2 - Товарный СКВ по приказу N 24 (обращение начальника станции Новороссийск N 2658 от 01.03.2019) был отставлен от движения поезд с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагон по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО "НМТ".
02.03.2019 поезд с индексом 6254-709-5210 был поднят с промежуточной станции Саратов-2 -Товарный СКВ по приказу N 782 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
На станции Саратов-2 - Товарный СКВ об отставлении поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей формы N 8/2714 от 01.03.2019, N 8/2766 от 02.03.2019.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск N 3884 от 01.03.2019, N 3884 от 02.03.2019, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "НМТ".
Спорный поезд был брошен перевозчиком на промежуточной станции по причине занятости станционных путей общего пользования, что подтверждается актом от 01.03.19 N 1018.
04.03.2019 на промежуточной станции Ремонтная СКВ по приказу N 2684 был отставлен от движения поезд с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагон по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО "НМТ".
20.03.2019 поезд с индексом 6254-709-5210 был поднят с промежуточной станции Ремонтная СКВ по приказу N 3195 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
На станции Ремонтная СКВ на отставление поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей формы N 39 от 04.03.2019, N 42 от 20.03.2019.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск N 2860 от 04.03.2019, N 3483 от 20.03.2019, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "НМТ".
Данный поезд был брошен перевозчиком на промежуточной станции по причине занятости станционных путей общего пользования, что подтверждается актом от 04.03.19 N 1048.
21.03.2019 на промежуточной станции Сальск СКВ по приказу N 3307 был отставлен от движения поезд с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагон по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования ООО "НМТ".
23.03.2019 поезд с индексом 6254-709-5210 был поднят с промежуточной станции Сальск СКВ по приказу N 3271 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
На станции Сальск СКВ на отставление поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей формы N 5/6105 от 21.03.2019, N 5/6271 от 23,03.2019.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск N 3503 от 21.03.2019, N 3568 от 23.03.2019, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "НМТ". Данный поезд был брошен перевозчиком на промежуточной станции по причине занятости станционных путей общего пользования, что подтверждается актом от 21.03.19 N 1235.
23.03.2019 на промежуточной станции Кагальник СКВ по приказу N 3399 был отставлен от движения поезд с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагон по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО "НМТ".
04.04.2019 поезд с индексом 6254-709-5210 был поднят с промежуточной станции Кагальник СКВ по приказу N 3651 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
На станции Кагальник СКВ на отставление поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей формы N 67 от 23.03.2019, N 78 от 04.04.2019.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск N 3588 от 23.03.2019, N 3858 от 04.04.2019, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "НМТ". Данный поезд был брошен перевозчиком на промежуточной станции по причине занятости станционных путей общего пользования, что подтверждается актом от 22.03.19 N 1254.
Спорный поезд с индексом N 6254-709-5210 прибыл на станцию Новороссийск в количестве 61 вагон 05.04.2019, о чем грузополучатель был проинформирован извещением ОАО "РЖД" от 05.04.19 N 3883.
Факт невыполнения норм выгрузки в период, за который начислена плата, подтверждается, подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов N N 031539, 031547, 031548, 031565, 032580, 032587, 032602, 033627, 033628, 033645, 033659, 034681, 033668, 034672, 034682, 034684, 034690, 034712, 034706, 034708, 034702, 034716, 035723, 035737, 035731, 035738, 035739, 035746, 035757, 035758, 036770, 036774, 036792, 036787, 036798, 036799, 036801, 036809, 041817, 041633, 041848, 042864.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 13 договора - 10 часов в холодный период года.
В соответствии с дорожными ведомостями по групповой отправке вагонов N N ЭЕ754042, ЭЕ754796, ЭЕ753763, ЭЕ754568, ЭЕ737538, ЭЕ737160 поезд с индексом N 6254-709-5210 в составе 61 вагона прибыл на станцию Новороссийск с нарушением срока доставки груза в результате оставления поезда от движения по причине, зависящей от грузополучателя. В дорожной ведомости указано, что нормативный срок доставки груза - 08.03.2019, фактически срок прибытия -05.04.2019.
В адрес ответчика 25.04.2019 направлена претензия N 19/912 с требованием об осуществлении платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД", которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Согласно расчетам, общая сумма платы составила с учетом НДС 912 657,60 руб. Ввиду неоплаты указанной суммы истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
В соответствии с частью 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 1.6 тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава по данным АОФ или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства.
В соответствии с частью 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется АОФ.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, АОФ и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 4.5 Правил N 26 расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и АОФ в случае их составления.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов независимо от их принадлежности на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется АОФ в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании АОФ перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей (пункт 4.7 Правил N 26).
В подтверждение заявленных требований истцом предоставлены дорожные ведомости, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что мазутный терминал ООО "НМТ" предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт.
В связи с чем, как указал ответчик, строительство ООО "НМТ" предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО "НМТ", включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО "НМТ" выставочных железнодорожных путей N N 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях N 6 и N 7, возможно накопление танкерных партий груза. Оставшиеся выставочные железнодорожные пути NN 8, 9, 10, 11 согласно заключенным договорам переданы в пользование ООО "ИПП" и ООО "Кубанский топливный терминал" для выставления вагонов, прибывших в их адрес.
Согласно условиям договора ответчику на выставочные пути общего пользования N N 36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов. Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах N 1 и N 2, Эстакада N 1 рассчитана на приём 60 вагонов-цистерн, а Эстакада N 2 рассчитана на приём 48 вагонов-цистерн.
При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО "НМТ" N N 6, 7.
После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования N N 35, 36, 37, 38 парка "Нижний" станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года.
Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования N N 36, 37, 38, возникает у ООО "НМТ" только после их осмотра, а также с момента составления памяток приемосдатчика.
Однако, не все принятые вагоны могут быть поданы под слив по следующим причинам: подача коммерчески неисправного вагона; подача вагонов с 3 степенями защиты слива; несоответствие качества груза; накопление вагонов для слива одной партии груза и другое.
Вследствие указанного на поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, но при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования N N 36, 37, 38 ОАО "РЖД" может подать следующий состав.
01 марта 2019 года в 21:49 часов поезд N 3019 с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Саратов 2 -Товарный ПРВ в соответствии с извещением от 01 марта 2019 года за N 3884 и был отправлен 02 марта 2019 года в 22:58 часов согласно извещению от 02 марта 2019 года за исх. N 3885.
Согласно актам общей формы N N 15/5072, 15/5073, 15/5074, 15/5075, 15/5076, 15/5077 от 06.04.2019 срок доставки данного состава - 08 марта 2019 года, следовательно, задержка на станции Саратов 2 - Товарный ПРВ не привела к нарушению срока доставки груза.
Кроме того, в период задержки состава выставочные железнодорожные пути общего пользования N N 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
04 марта 2019 года в 11:20 часов поезд N 2825 с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Ремонтная СКВ в соответствии с извещением от 04 марта 2019 года за N 2860 и был отправлен 20 марта 2019 года в 23:10 часов согласно извещению от 20 марта 2019 года за исх. N 3483.
В период задержки состава выставочные железнодорожные пути общего пользования N N 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
21 марта 2019 года в 13:09 часов поезд N 2825 с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Сальск СКВ в соответствии с извещением от 21 марта 2019 года за исх. N 3503 и был отправлен 23 марта 2019 года в 09:28 часов в соответствии с извещением от 23 марта 2019 года за N 3568.
На станции Сальск СКВ вагоны задерживаются в составе поезда N 2825 с индексом 6254-709-5210 уже с истекшим сроком доставки.
Кроме того, в период задержки состава выставочные железнодорожные пути общего пользования N N 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
23 марта 2019 года в 23:48 часов поезд N 2181 с индексом 6254-709-5210 в количестве 61 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Кагальник СКВ в соответствии с извещением от 23 марта 2019 года за исх. N 3588 и был отправлен 04 апреля 2019 года в 13:13 часов в соответствии с извещением от 04 апреля 2019 года N 3858.
На станции Кагальник СКВ вагоны задерживаются в составе поезда N 2181 с индексом 6254-709-5210 уже с истекшим сроком доставки.
Кроме того, в период задержки состава выставочные железнодорожные пути общего пользования N N 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что в общей сложности состав шел на станцию назначения Новороссийск более 30 суток, при этом, как следует из доводов истца, терминал ООО "НМТ" в данный период не должен был принимать вагоны, приходящие в его адрес, что привело бы к простою вагонов на станционных путях. Следовательно, на данный период истцом должны были оформляться акты общей формы, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. Однако данные акты истцом в материалы дела не представлены.
Таким образом, в данный период станционные железнодорожные пути не были загружены вагонами, прибывшими в адрес ООО "НМТ", и истцом безосновательно вагоны были задержаны на промежуточных станциях.
Ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчиков, представленные истцом в подтверждение своих доводов, не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, в связи с тем, что согласно п. 8 договора одновременно на железнодорожные выставочные пути необщего пользования подается не более 67 вагонов, но договором не предусмотрен одновременный возврат всей поданной группы вагонов, так как в силу п. 9 договора возврат вагонов производится по мере их готовности.
Технологический срок оборота вагонов не является временем слива вагонов на эстакадах ООО "НМТ", а является временем, в течение которого грузополучатели используют вагоны, и, как следствие, право требования платы за сверхнормативное пользование вагонами возникает у собственника подвижного состава, кем не является истец.
У ОАО "РЖД" возникает право требования платы и право задержки вагонов в пути следования только в том случае, если в данный период времени из-за действий (бездействий) грузополучателя произошел простой вагонов, прибывших в адрес данного грузополучателя, на железнодорожных путях общего пользования станции назначения, что подтверждается составленным истцом актом общей формы на данный простой вагонов.
Следовательно, надлежащим доказательством возникновения простоя вагонов, готовых к подаче на территорию ООО "НМТ", по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов является составленный сотрудниками истца, акт обшей Формы ГУ-23ВЦ.
Согласно части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу п. 4.6. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Обязанность составления актов общей формы на случаи несвоевременной уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей и задержки по этой причине подачи ОАО "РЖД" следующих групп вагонов на эти пути предусмотрена п. 11 договора.
Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Так, Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
В силу п. 2.1.1. Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования. В материалы дела истцом данные акты общей формы так и не были представлены.
Повторно оценив обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что доказательств, достоверно подтверждающих невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика, заявителем не представлено.
Сами по себе акты общей формы и дорожные ведомости, на которые ссылается истец, не являются доказательством нахождения спорных вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
В данном случае истцом в материалы дела не представлены ведомости подачи вагонов, свидетельствующие о том, что в спорный период времени все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, ОАО "РЖД" не могло подать вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования.
Апелляционный суд учитывает, что истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что после получения уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книги уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик когда-либо заявлял отказы от такой подачи, мотивировав это тем, что все пути необщего пользования заняты ранее поданными вагонами.
С учетом изложенного, суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования.
В связи с изложенным, в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также отказано верно.
Основания для переоценки сделанных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-14945/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14945/2020
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО Новороссийский мазутный терминал