г. Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А41-10471/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Беспалова М.Б., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПРО" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021 (.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2021.
по делу N А41-10471/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению МКП "ИКЖКХ" к ООО УК "КАПРО"
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКП "ИКЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КАПРО" (далее - ООО УК "КАПРО", ответчик) о взыскании задолженности по Договору теплоснабжения N 579 от 14.08.2017 за период с июля по сентябрь 2020 года в размере 94 464,52 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 379 руб.
Исковое заявление на основании частей 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021 заявленные требования удовлетворены, с ООО УК "КАПРО" в пользу МКП "ИКЖКХ" взыскана задолженность по Договору теплоснабжения N 579 от 14.08.2017 с июля по сентябрь 2020 года в сумме 94 464, 52 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 3 779 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "КАПРО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований частично, а именно, взыскать сумму основного долга по договору N 579 от 14.08.2017 за отпущенную тепловую энергию за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 12 435,39 руб., судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб.
По мнению подателя жалобы, судебный акт суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом первой инстанции не были исследованы представленные ответчиком доказательства, подтверждающие невозможность использования общедомовых приборов коммерческого учет, не дана им правовая оценка; поскольку установленные в управляемых ответчиком многоквартирных домах ОДПУ не были введены в эксплуатацию и не позволяли осуществлять при помощи них учет потребления, суду необходимо было при рассмотрении дела исследовать порядок начисления истцом стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных ответчику, и законные основания применяемого порядка; ответчик в своем отзыве на исковое заявление представил свой расчет стоимости поставленной тепловой энергии и теплоносителя за спорный период, который не был оспорен истцом, при этом, расчет суммы задолженности, которую истец предъявил ко взысканию, в материалах дела отсутствует.
Ответчиком одновременно с подачей апелляционной жалобы заявлено о назначении судебного заседания с вызовом сторон, которое оставлено судом без удовлетворения на основании абзаца 3 пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производства", поскольку судом не установлено оснований для рассмотрения дела в судебном заседании с вызовом сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Ответчиком заявлено ходатайство об истребовании у истца детального расчета стоимости тепловой энергии и теплового ресурса, предъявленного им к оплате в выставленных в адрес ответчика счете на оплату N 20070 от 31.07.2020, акте N 20233 от 31.07.2020, счете на оплату N 22588 от 31.08.2020, акте N 22741 от 31.08.2020, счете на оплату N 26632 от 30.09.2020, акте N 26986 от 30.09.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Между тем, ответчик не представил доказательства соблюдения ч. 4 ст. 66 АПК РФ, а именно, осуществление запроса истребуемых документов у истца и отказ последнего в предоставлении этих документов ответчику.
Кроме того, апелляционный суд приходит к выводу о достаточности имеющихся в материалах дела доказательств для принятия законного и обоснованного судебного акта.
Истцом в установленный определением апелляционного суда от 28.05.2021 срок направлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. Согласно доводам отзыва истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком в установленный определением апелляционного суда от 28.05.2021 срок направлены возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу и возражения на отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МКП "ИКЖКХ" (истец, ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "КАПРО" (ответчик, исполнитель) заключен Договор теплоснабжения N 579 от 14.08.2017, по условиям которого Истец обязуется подавать Исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД), находящегося под управлением Исполнителя, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель.
Дополнительным соглашением N 1 от 29.01.2018 пункт 1.1. Договора изложен в следующей редакции:
"По настоящему договору Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая продажу коммунальных ресурсов обязуется подавать Исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель (горячая вода для открытых систем теплоснабжения) для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД) (в том числе на общедомовые нужды), находящегося под управлением Исполнителя, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования" и пункт 5.5. Договора изложен в следующей редакции:
В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды в многоквартирных домах (для открытых систем теплоснабжения), поставка горячей воды, в отношении которых осуществляется в рамках настоящего Договора, Исполнитель в указанные сроки обеспечивает предоставление в Ресурсоснабжающую организацию, сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, полученных от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома в установленном договорами на предоставление коммунальных услуг порядке с общим итогом по каждому многоквартирному дому, а при отсутствии ИПУ в жилых помещениях - сведения о количестве зарегистрированных и фактически проживающих в отчетном периоде граждан (Приложение N 3 к настоящему Договору), а также в разрезе лицевых счетов (в произвольном форме)".
Расчетным периодом за теплоснабжение является календарный месяц (п. 7.3. Договора).
Согласно п. 7.3.1. Договора, оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется в срок до 15 числа, следующего за расчетным месяцем, за который осуществляется оплата.
Во исполнение условий договора истец с июля по сентябрь 2020 года отпустил тепловую энергию на сумму 94 464,52 руб., что подтверждается представленными в материалы дела расчетно - платежными документами: за июль 2020 года: акт приема-передачи N 20233 от 31.07.2020, счет-фактура N 21353 от 31.07.2020, счетом N 20070 от 31.07.2020; за август 2020 года: акт приема-передачи N 22741 от 31.08.2020, счет-фактура N 23926 от 31.08.2020, счетом N 22588 от 31.08.2020; за сентябрь 2020 года: акт приема-передачи N 26986 от 30.09.2020, счет-фактура N 28380 от 30.09.2020, счетом N 26632 от 30.09.2020.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате образовавшейся задолженности. Требования досудебной претензии до настоящего времени не исполнены.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 548 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, спорные правоотношения, являются договорными и подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса об обязательствах (ст. ст. 309 - 328), а также специальными нормами материального права, содержащимися в параграфе 6 главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. ст. 539 - 548 ГК РФ).
Статьей 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Факт поставки тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела универсальными передаточными документами.
Вместе с тем доказательств полной оплаты потребленной в спорный период тепловой энергии в материалы дела не представлено.
Поскольку доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности за потребленную в спорный период тепловую энергию, не представлено, вывод суда об удовлетворении требования о взыскании задолженности, является верным.
Довод апелляционной жалобы о неверном порядке начисления истцом стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных ответчику, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 3 Дополнительного соглашения N 1 от 29.01.2018 к Договору теплоснабжения N 579 от 14.08.2017 предусмотрено, изменить объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды для открытых систем теплоснабжения) по Договору теплоснабжения N 579 от 14.08.2017, согласно внесенных изменений в раздел 1 "Предмет договора".
Приложением N 1 к Договору теплоснабжения N 579 от 14.08.2017 "График отпуска тепловой энергии и теплоносителя" изложен в новой редакции, согласно внесенных изменений с 29.01.2018 (Пункт 4 Дополнительного соглашения N 1 от 29.01.2018).
Согласно пункту 6 Дополнительного соглашения N 1 от 29.01.2018 указанное дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, и применяется к правоотношениям сторон с 29.01.2018.
Вместе с тем, ответчик является коммерческой организацией, систематически извлекающей прибыль из деятельности по передаче коммунальных ресурсов конечным потребителям.
Организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
Согласно подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ данные отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для ресурсоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину QiП - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающей применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины QiП и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" и письмом Министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 11.01.2015 N 50Исх-3 использовать нормативы потребления коммунальных услуг по муниципальным образованиям городское поселение Солнечногорск, сельские поселения Кривцовское, Смирновское и Соколовское, входящих в границы Солнечногорского муниципального района, согласно приложению N 5, с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В силу выше приведенных положений Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, нашедшей свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), судебная коллегия по экономическим спорам, раздел "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений", вопрос N 27).
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Вопреки доводам ответчика, истец начисление платы за поставленную тепловую энергию произвел в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, условиями заключенного Договора, на основании показаний общедомовых приборов учета и тарифа, установленного для истца органом, регулирующим ценообразование в сфере теплоснабжения, в связи с чем, требование о взыскании задолженности в заявленном размере подлежит удовлетворению как законное, подтвержденное материалами дела и основанное на нормах действующего законодательства.
Таким образом, истцом верно произведен расчет тепловой энергии и теплоносителя за спорный период.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно части 5 названной статьи до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Ответчик не представил надлежащих доказательств подтверждающих принятие всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия иных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей.
Установка истцом в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовых приборов учета не противоречит действующему законодательству, а напротив, ведет к более точному учету потребленной электроэнергии, не нарушает прав ответчика, который обязан выполнить возложенные на него законом функции по оснащению многоквартирных домов приборами учета. В данном случае с учетом установки приборов учета истцом такими действиями являются ввод приборов учета в эксплуатацию с подписанием актов.
В соответствие с описанием типа теплосчетчик, установленный истцом, предназначен как для открытых, так и закрытых систем теплоснабжения и не имеет каких-либо в этой части ограничений.
На МКД, находящихся под управлением ответчика, установлены ОДПУ, соответственно истец производит начисления согласно разнице ежемесячного расхода ОДПУ и расхода, потребленного жителями МКД, в результате чего получается разница, которую обязана возместить управляющая компания в пользу РСО (Письмо N 50534-ОГ/04 от 17.11.2017 Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ). Ежемесячные объемы услуг выставляются в соответствии с действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела. В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, оснований для отмены обжалуемого акта арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ее заявителя.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы составляет 3 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не была уплачена, то в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя апелляционной жалобы в доход Федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 3.000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021 по делу N А41-10471/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПРО" - без удовлетворения.
2. Взыскать с ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПРО" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10471/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК "ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПРО"