г. Киров |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А29-1908/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Панина Н.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК"
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2021 по делу N А29-1908/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК"
(ИНН: 1121003135, ОГРН: 1021101121194)
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 52904,69 рублей неустойки за нарушение договора аренды лесного участка от 01.11.2007 N 9 (далее - договор).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, право на взыскание договорной неустойки не может быть реализовано истцом, поскольку Общество заблаговременно до истечения установленного истцом срока на устранение нарушения задекларировало лесной участок на новый срок (лесная декларация N 42 была принята ГУ "Усть-Немское лесничество" без замечаний) и получило право на хранение древесины до 07.07.2021. Вывод суда о том, что лесная декларация свидетельствует лишь о согласовании осуществления арендатором лесозаготовительных работ на том же лесном участке на следующий период, а не об отсрочке исполнения обязательства по вывозу древесины, заготовленной в предыдущем декларационном периоде, противоречит понятию "заготовка древесины", установленному статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, и в целом нормативно-правовому регулированию вопросов, связанных с лесозаготовительной деятельностью. Ответчик обращает внимание на то, что целью подачи лесной декларации N 42 являлось хранение и продление срока вывозки ранее заготовленной древесины; рубка лесных насаждений на лесном участке Обществом не планировалась. Выбор способа реализации права продления срока хранения и вывозки ранее заготовленной древесины является прерогативой арендатора. Подача новой лесной декларации, а не заявления о продлении срока вывоза древесины не противоречит действующему нормативно-правовому регулированию.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результате лесного конкурса по передачу в аренду лесных участков от 21.02.2004 N 21-09 и статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок общей площадью 168503 га, по адресу: Республика Коми, муниципальный район "Усть-Куломский", ГУ "Усть-Немский лесхоз": Немское лесничество, кварталы 44-47, 73, 98, 99, 104, 138; Смолянское лесничество, кварталы 66, 84, 107, 108, 118, 119, 122-124, 143, 144, 152, 153, 167-172, 178-185, 196-201, 205, 207-215, 232-235, 242, 246-258, 261-273; Тимшерское лесничество, кварталы 36-50, 66-80, 97-126, 132-168, 189-214, 256-264, 308-316, 352-357, 403-407, 455-459, 468-480, 496-504, 520-538, 546-554, 569-586, 617-634, 665-675, 713-722; Мылвинское лесничество, кварталы 36-46, 81-88, 109-134, 153-180, 185-192, 219-238, 279-285, 325-331; Шеръягское лесничество, кварталы 13-17 (далее - лесной участок).
В силу пункта 1.4 договора лесной участок передан арендатору в целях заготовки древесины.
В случае оставления арендатором невывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под трассы лесовозных дорог, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 4 месяца взыскивается неустойка в размере 3-х кратной ставки платы за объем невывезенной в срок или оставленной аварийной древесины (пункт 4.1.11 договора).
Неустойка по факту нарушения лесохозяйственных требований взыскивается в соответствии с гражданским законодательством. Неустойка исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, отпускаемых на корню, взятых по первому разряду такс, независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал, в котором допущены нарушения, без применения норм их снижения. При этом разделение древесины на деловую и дровяную не производится, учет её ведется в коре и для всего объема древесины применяется ставка платы, установленная на деловую древесину средней категории крупности (пункт 4.1.12 договора).
При выявлении арендодателем нарушений, предусмотренных пунктом 4.1.11 арендодатель выдает арендатору предписание, с указанием сроков устранения данных недостатков. В случае неустранения арендатором недостатков установленный срок арендодатель вправе взыскать неустойку, предусмотренную пунктом 4.1.11 в арбитражном суде (пункт 4.1.13 договора)
Согласно лесной декларации от 20.06.2019 N 32 с 01.07.2019 по 30.06.2020 лесной участок, а именно - кварталы 107, 142, 192, 193, 194, 195 Тимшерского участокового лесничества, используется Обществом для заготовки древесины.
02.07.2020 по результатам осмотра места осуществления лесосечных работ в квартале N 142 Тимшерсокго участкового лесничества, лесотаксационных выделах 5, 8, 9, 12 и 15 (далее - спорная лесосека) выявлено нарушение - в установленный лесной декларации от 20.06.2019 N 32 срок не вывезена древесина в объеме 194 куб.м, в том числе: 32, куб.м - ель, 23,6 куб.м - сосна, 65,8 куб.м - береза, 72,4 куб.м - осина, о чем составлен акт осмотра лесосеки от 02.07.2020 N80.
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 30.10.2020 N 584 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося, в частности, в оставлении невывезенной в установленный срок древесины с территории спорной лесосеки.
24.07.2020 ГУ "Усть-Немское лесничество" направило в адрес Общества претензионное письмо N 54/2020 (л.д.63), в котором потребовало от ответчика в срок до 27.08.2020 устранить выявленное нарушение на спорной лесосеке.
В ответе от 28.08.2020 N 27/9574 (л.д. 65) на упомянутое претензионное письмо Общество сообщило о том, что лесной участок задекларирован на новый срок с 08.07.2020 по 07.07.2021; древесина, оставленная на спорной лесосеке обработана пестицидами.
24.07.2020 Министерство направило в адрес Общества претензию N 55/2020 (л.д. 35-36) с требованием уплатить неустойку в размере 52904,69 рублей.
В ответе от 01.09.2020 N 27/9698 (л.д. 64) на указанную выше претензию истец сообщил об отсутствии оснований для взыскания договорной неустойки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8).
Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами N 474, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Подпунктом "з" пункта 12 Правил N 474 установлено требование о недопустимости оставления не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что в период действия лесной декларации от 20.06.2019 N 32 (с 01.07.2019 по 30.06.2020) Общество заготовило на спорной лесосеке, но не вывезло древесину в объеме 194 куб.м. С заявлением о продлении срока вывоза древесины Общество не обращалось, равно как и не указало предусмотренные Правилами N 474 причины увеличения срока вывоза древесины; разрешение на изменение срока вывоза древесины Общество не получало.
Вопреки доводам заявителя, лесная декларация от 29.06.2020 N 42 не освобождает Общество от исполнения обязанности по вывозу древесины со спорной лесосеки и не предоставляет соответствующую отсрочку в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Таким образом, в лесной декларации содержится намерение стороны, декларация должна соответствовать проекту освоения лесов и договору аренды и не должна изменять их (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 N 303-ЭС19-4998).
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2 статьи 26 ЛК РФ).
На основании части 3 статьи 26 ЛК РФ приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации (далее - Порядок N 17).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 17, внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях: изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов; продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины; исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений; внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.
Пунктом 8 Порядка N 17 определено, что в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений. К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.
Таким образом, Порядком N 17 урегулирован способ внесения изменений в лесную декларацию - подача соответствующего мотивированного заявления в течение декларируемого периода. Подача новой лесной декларации в соответствии с Правилами N 474 и Порядком N 17 не является способом внесения изменений в ранее действовавшую лесную декларацию.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, лесная декларация от 29.06.2020 N 42 свидетельствует лишь о намерении ответчика использовать лесной участок в соответствии с проектом освоения лесов и договором на срок с 08.07.2020 по 07.07.2021; такое намерение не распространяет свое действие на правоотношения сторон в период действия прежней лесной декларации.
Поскольку требования претензионного письма от 24.07.2020 N 54/2020 в срок до 27.08.2020 не были исполнены Обществом, в силу пункта 4.1.13 договора Министерство вправе требовать взыскания с Общества неустойки, предусмотренной пунктом 4.1.11 договора.
Расчет суммы неустойки осуществлен в соответствии с условиями пунктов 4.1.11, 4.1.12 договора и по существу ответчиком не оспорен; признан судом обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2021 по делу N А29-1908/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1908/2021
Истец: ГУ Республики Коми "Усть-Немское лесничество", Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми
Ответчик: АО "Монди Сыктывкарский Лпк"