г. Владивосток |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А51-2962/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Б. Култышева,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный лесной порт",
апелляционное производство N 05АП-3483/2021
на решение от 15.04.2021 судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-2962/2021 Арбитражного суда Приморского края,
рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточный лесной порт" (ИНН 2508068115, ОГРН 1052501620874),
о взыскании задолженности в размере 115951,20 руб., о взыскании государственной пошлины в размере 4 479 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Восточный лесной порт" о взыскании задолженности в размере 115 951,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами с даты направления искового заявления в Арбитражный суд Приморского края до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края, оформленным в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ в виде резолютивной части 15.04.2021, в виде мотивированного судебного акта 03.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Восточный лесной порт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2021 отменить. В обоснование жалобы со ссылками на положения Устава железнодорожного транспорта РФ и подзаконных нормативных актов заявитель указывает на то, что накопительные ведомости и акты общей формы оформлены истцом без учета технологического времени, установленного договором для выполнения операций, применительно к осуществлению выгрузки вагонов силами порта, отметив признание части исковых требований в сумме 20 208,60 руб.
К апелляционной жалобе приложены незаверенные копии актов общей формы, памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, расчета платы за простой вагонов, которые в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ не принимаются судом и подлежат возврату апеллянту.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел жалобу без вызова сторон.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Восточный лесной порт" (контрагент) заключен договор от12.07.2016 N 528 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, в соответствии с которым осуществляется подача на место погрузки, выгрузки, выставочные пути и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к станции Находка Восточная.
В соответствии с пунктом 5 договора перевозчик уведомляет владельца о прибытии в его адрес грузов и (или) порожних вагонов по телефону. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, которое передается перевозчиком владельцу по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается согласно Инструкции не более 35 вагонов.
В соответствии с пунктом 8 договора вместимость мест погрузки, выгрузки составляет 35 условных вагонов, в том числе: путь N 158-18 условных вагонов, путь N 162-17 условных вагонов (лес, пиломатериалы, шпалы, уголь, кокс, цемент, минеральные удобрения в упаковке, тарноштучные грузы, кирпич, металлолом, металл листовой и в связках, трубы, клинкер, асбест, автомобили).
Количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: погрузка, выгрузка краном - по количеству работающих механизмов, но не менее 2-х вагонов, тарно-штучный груз - по размеру подачи (пункт 9).
Согласно пункту 10 договора о готовности вагонов к уборке (сдаче) контрагент передает уведомление по телефону приемосдатчику перевозчика с предоставлением письменного подтверждения формы ГУ2б.
Вагоны с грузом, а также порожние вагоны убираются с железнодорожного пути необщего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порожний вагон может быть убран с железнодорожного пути необщего пользования без оформления в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных уставом железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 11 договора).
Пункт 12 договора предусматривает, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы времени: погрузка, выгрузка краном - 1 час, тарно-штучный груз - 2 часа 15 мин.
В соответствии с пунктом 14 договора учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Согласно пункту 18 договора контрагент вносит перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов; плату за пользование вагонами, за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов на железнодорожных путях необщего пользования либо за время их нахождения на путях общего пользования перевозчика в ожидании подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от контрагента, а также за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов, по ставкам Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициентов индексации; за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от перевозчика; сбор за маневровую работу; другие сборы, платы и штрафы, предусмотренные действующими положениями.
Из представленных в дело доказательств следует, что с 29.05.2020 по 02.06.2020 на железнодорожную станцию Находка - Восточная прибывали вагоны в адрес ООО "Восточный лесной порт". Согласно пункта 6 договора, статьи 20 УЖТ РФ перевозчик уведомил грузоотправителя о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-2.
На объявленное время подачи вагонов путь необщего пользования ответчика был занят ранее поданными вагонами в связи с невыполнением грузополучателем норм на выгрузку вагонов.
Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Находка - Восточная ДВОСТ ж.д., вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию, по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки.
Факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Находка - Восточная зафиксирован актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. Обстоятельства, изложенные в актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, независящим от грузополучателя, подтверждаются также памятками приемосдатчика, доказывающих занятость фронтов выгрузки грузополучателя в спорный период времени.
Акты общей формы, которыми зафиксирован факт и продолжительность простоя на путях общего пользования были предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями.
Акты общей формы ООО "Восточный лесной порт" подписаны представителями с разногласиями.
Претензией N 16120/ДТЦФТО от 09.11.2020 истец направил в адрес ответчика требование на оплату задолженности в размере 115 951,20 руб.
Уклонение ООО "Восточный лесной порт" от внесения платы на общую сумму 115 951,20 рублей, составляющих плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 ГК РФ, обоснованно приняты во внимание положения статей 784, 793 ГК РФ, применимая редакция статьи 39 УЖТ, которая предусматривает платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
В силу части одиннадцатой статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Осуществленное судом первой инстанции толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи, согласно которому обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования поддерживается судом апелляционной инстанции.
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования подтвержден актами общей формы, составленными в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ, пункта 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила, утвержденные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) и пунктов 3.2.4, 3.5 "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45), содержащими сведения о задержанных вагонах, причинах и времени их задержки, виновном в задержке вагонов лице. Памятками приемосдатчика на подачу и уборку (соответственно) подтверждается занятость фронтов выгрузки грузополучателя в спорный период времени.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нахождения вагонов, следующих в адрес ответчика, на путях общего пользования в период ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ответчика, истец правомерно начислил плату за предоставление железнодорожных путей для нахождения на них подвижного состава.
Выводы суда в части нахождения вагонов на путях общего пользования в период ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ответчика, апеллянтом по существу не оспариваются.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о составлении актов общей формы без учета технологического времени, установленного договором N 528 от 12.07.2016, для выполнения операций под выгрузку, с указанием на отсутствие отношения к предмету спора, так как в рамках настоящего дела к взысканию предъявлена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, требование о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, не заявлялось.
Правилами статья 39 УЖТ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ прямо предусматривается платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности. Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство), изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" (далее - Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1) устанавливают ставки для определения платы за использование инфраструктуры перевозчика, которыми истец руководствовался при расчете цены иска.
В силу изложенного, плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта является регулируемой и устанавливаемой уполномоченными государственными органами, и не обусловлена условиями договора между сторонами.
Частями 11 - 13 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец железнодорожных путей необщего пользования вносит перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
В силу изложенного, доводы апеллянта по оценке правоотношений сторон с учетом условий договора обоснованно оценены судом первой инстанции как несостоятельные.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры (часть 18 статьи 39 УЖТ).
В рассматриваемом деле применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины ответчика как эксплуатанта железнодорожного пути необщего пользования и грузополучателя, вне связи с погрузочными работами на путях (в местах) общего пользования.
На основании пункта 3.5. Правил, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Как следует из пункта 6 договора N 528 от 12.07.2016, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Согласно пункту 3.5 Правил, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Материалы дела подтверждают факт уведомления истцом ответчика о времени подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, что соответствует условиям заключенного сторонами договора N 528 от 12.07.2016.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела памятки приемосдатчика, установил, что они соответствуют инструкции ОАО "РЖД", в них содержатся сведения о дате и времени подачи вагонов, и уборки, что свидетельствует о простое вагонов на путях общего пользования.
С учетом установленного, апелляционный суд признает правомерным начисление истцом ответчику платы за пользование путями общего пользования.
Удовлетворение требования о взыскании процентов по правилам статьи 395 ГК РФ на исчисленную сумму задолженности является верным.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2021 по делу N А51-2962/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2962/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: ООО "Восточный лесной порт"