г. Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А41-63810/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от МУП "Химводосток" - представитель не явился, извещено;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Юнусова Л.А. по доверенности N 49 от 16.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель не явился, извещено;
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Химводосток"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 31 марта 2021 года по делу N А41-63810/20
по заявлению муниципального унитарного предприятия городского округа Химки Московской области "Химводосток"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
при участии в деле третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Московский регион", Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие городского округа Химки Московской области "Химводосток" (далее - МУП "Химводосток", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений в области охраны окружающей среды от 03.07.2020 N 01/65/0913/2020.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены публичное акционерное общество "Россети Московский регион" и Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2021 года по делу N А41-63810/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 187-189).
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Химводосток" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц и МУП "Химводосток", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.06.2020 министерством зафиксировано нарушение предприятием сброса загрязняющих веществ в водный объект ручей Встречный (река Грачевка), произошедшего в результате ненадлежащей эксплуатации сетей ливневого водоотведения с территории городского округа Химки Московской области, вблизи дома N 5 по улице Горшина в г. Химки Московской области (географические координаты 55.885458, 37.432134).
03 июля 2020 года министерством в отношении МУП "Химводосток" вынесено предписание N 01/65/0913/2020 (т. 1 л. д. 81-83).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы МУП "Химводосток" в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с постановлением администрации городского округа Химки от 28.03.2012 N 451 "О создании муниципального унитарного предприятия городского округа "Химки" "Химводосток" на предприятие возложена работа по приему сточных вод в систему канализации городского округа, и ее эксплуатацию.
Согласно пункту 1.2 постановления главы городского округа Химки МО от 02.02.2010 N 52 "Об утверждении Правил приема поверхностных и промышленных сточных вод в систему ливневой канализации городского округа Химки Московской области" (далее - Правила) организация, осуществляющая прием поверхностных (дождевых и талых) и близких им по составу сточных вод в систему ливневой канализации городского округа и эксплуатирующая эту систему является эксплуатирующей организацией.
Следовательно, предприятие является эксплуатирующей организацией.
Система ливневой канализации городского округа (далее - СЛК) предназначена для приема, транспортировки, очистки и отведения поверхностных (дождевых и талых), поливомоечных, дренажных сточных вод, а также нормативно-чистых, нормативноочищенных и близких по составу к поверхностным производственных сточных вод, которые не приведут к нарушению работы сетей ливневой канализации и сооружений и не представляют опасности для обслуживающего персонала (пункт 1.2 Правил).
В силу пункта 1.14. Правил границы ответственности за техническое состояние и обслуживание сооружений и устройств на них между эксплуатирующей организацией и абонентами устанавливаются по границам эксплуатационной ответственности или балансовой принадлежности и отмечаются в приложении к договору, в частности сети населенных пунктов и колодец (или камера) в точке подключения к СЛК находятся в хозяйственном ведении и обслуживаются эксплуатирующей организацией. Эксплуатирующая организация и абонент несут ответственность, в частности за техническое состояние и обслуживание сетей ливневой канализации, сооружений и устройств на них, которые определяются границей балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности (пункт 3.5 Правил).
В соответствии с пунктом 3.8 Правил эксплуатирующая организация несет ответственность за нарушение условий эксплуатации СЛК.
Как было указано выше, 03.07.2020 министерством в адрес предприятия вынесено оспариваемое предписание.
При этом как следует из материалов дела, министерством был установлен факт сброса загрязняющих веществ в водный объект ручей Встречный (река Грачевка) вблизи дома N 5 по улице Горшина в г. Химки Московской области (географические координаты 55.885458, 37.432134), осуществленный посредством системы ливневой канализации, эксплуатацию и обслуживание сетей которой на территории городского поселения Химки осуществляет предприятие.
Данный факт по существу предприятием не оспаривается.
Как следует из правовой позиции предприятия, МУП "Химводосток" оспаривает наличие его вины в сбросе ливневых стоков в концентрациях, превышающих установленные нормы в водный объект.
Проанализировав данные доводы, арбитражный апелляционный суд находит их не имеющими значения для правильного рассмотрения дела с учетом предмета спора.
При этом арбитражный апелляционный суд исходит из того, что невозложение на предприятие функции по очистке сточных вод само по себе не освобождает его от разработки программы производственного экологического контроля.
Статьей 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам 1, 2, 3 и 4 категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории: наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Таким образом, МУП "Химводосток" к объектам IV категории не относится в связи чем не освобождается от разработки и утверждения программы производственного экологического контроля.
Вместе с тем, МУП "Химводосток", эксплуатируя и обслуживая сети ливневого водоотведения на территории г.о. Химки, осуществляя прием и транспортировку ливневых сточных вод, не разработало программу производственного экологического контроля и не представило отчет об ее организации в установленном порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2021 года по делу N А41-63810/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63810/2020
Истец: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ХИМВОДОСТОК"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ