г. Санкт-Петербург |
|
04 июля 2021 г. |
Дело N А56-90679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
от ответчиков: представителя Сергеевой А.А. от 1) по доверенности от 23.03.2021; от 2) по доверенности от 14.04.2021,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16047/2021) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2021 по делу N А56-90679/2020, принятое
по иску акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации;
2) Министерству обороны Российской Федерации
3-е лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 1, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, Учреждение) 634 рублей 64 копеек задолженности по лицевому счету N 00420002288 за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года, 594 рублей 88 копеек задолженности по лицевому счету N 100420002276 за ноябрь 2019 года, 94 рублей 80 копеек почтовых расходов, 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений иска).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2, Миобороны России), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 26.03.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме с указанием на то, что при недостаточности у ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России задолженность подлежит взысканию с Минобороны России как с субсидиарного должника.
Учреждение, не согласившись с решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы ответчика о том, что для заключения прямого договора с собственником помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение перечисленных условий, как например расторжение договора с управляющей компанией по предусмотренным подпунктом "а" пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" основаниям, а также выполнение условий по заключению такого договора, предусмотренных частью 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик указывает, что правоотношения между АО "ТНС энерго Карелия" и Учреждением в отношении спорных объектов стоит рассматривать как бездоговорные, поскольку договор энергоснабжения от 01.04.20216 N 2/04 не подписан со стороны Учреждения.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что, выбрав управляющую организацию, собственники жилых помещений уполномочили ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России обеспечивать спорный объект коммунальными ресурсами и возложило на указанное общество обязанность перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы.
Возражения апеллянта также основаны на отсутствии акта о неучтенном потреблении электроэнергии.
16.06.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против доводов ответчика, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
17.06.2021 в электронном виде в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
17.06.2021 в судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрение апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя ответчиков, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что АО "ТНС энерго Карелия" (гарантирующий поставщик) по лицевому счету N 00420002288 за период с февраля 2019 по декабрь 2019, по лицевому счету за ноябрь 2019 отпустило в жилые помещения, принадлежащие ответчику 1 на праве оперативного управления, расположенные по адресу Республика Карелия, пгт. Лоухи, ул. Кестеньгская, д. 7, кв.1, Республика Карелия, пгт. Лоухи, ул. Кестеньгская, д. 8, кв. 1, электрическую энергию и мощность стоимостью 1 229 рублей 52 копейки.
Рассматривая дело, суд установил, что истец, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, обеспечивал электрической энергией многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, собственником которых является ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
Наличие долга по оплате электрической энергии у собственника данных жилых помещений, в которых в спорный период никто не был зарегистрирован, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства по доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.201. (далее - Правила N 354), потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
По смыслу положений пункта 2 Правил N 354 в качестве потребителей могут выступать как физические, так и юридические лица, владеющие на законном нраве жилыми или нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
При этом в силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 3 54 коммунальные услуги предоставляются собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно пункту 7 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Пунктом 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных статьей 157.2 кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договора социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда.
Из части 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления, таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, внесены изменения, пункт 17 данных Правил дополнен подпунктом "г", согласно которому ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлении коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных часть. 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу данного федерального закона (до 30.06.2015), между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Таким образом, гарантирующие поставщики являются исполнителями коммунальных услуг по электроснабжению для собственников/пользователей помещений в многоквартирных домах, договоры с которым действовали до 30.06.2015 и впоследствии не расторгнуты.
С учетом изложенного ответчик в силу закона обязан оплачивать расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения спорных жилых помещений.
Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354 не предусмотрено составление актов о бездоговорном (неучтенном) потреблении в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, как ошибочно полагает в своей апелляционной жалобе апеллянт.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт подачи электрической энергии и задолженность подтверждены материалами дела (счета-фактуры). Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, субъекты права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на его содержание, в том числе по оплате коммунальных услуг.
Расчет истца проверен повторно апелляционным судом, требование о взыскании задолженности является обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворено удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" при наличии договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных до дня вступления в силу настоящего федерального закона между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к предоставлению коммунальных услуг.
На отношения, возникшие из указанных договоров, распространяется действие положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в частности положений о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами) и частей 6 и 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации
Таким образом, ресурсоснабжающей организации предоставлено право на получение с собственников /пользователям, помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих компаний, платы за потребленную электроэнергию в следующих случаях:
- при наличии договоров энергоснабжения, заключенных непосредственно с указанными лицами;
- при отсутствии договора ресурсоснабжения с управляющей организацией.
В силу изложенного доводы апеллянта в данной части признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Учитывая изложенное, законодателем прямо предусмотрена возможность наличия прямых договорных отношений по энергоснабжению жилых помещений между бытовыми потребителями и ресурсоснабжающими организациями в многоквартирных домах, находящихся в управлении специализированной организации.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Учитывая, что Министерство является уполномоченным органом собственника имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предъявление иска к Российской Федерации в лице Министерства обороны (субсидиарному должнику) о взыскании задолженности не противоречит закону.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2021 по делу N А56-90679/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90679/2020
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: Минстерство Обороны, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны