05 июля 2021 г. |
Дело N А83-18594/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 июля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя ООО "Весна" - Золотавина Александра Олеговича, доверенность от 16.07.2019 N 1;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весна" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 марта 2021 года по делу N А83-18594/2020 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весна" к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - ООО "Весна", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство экологии и природных ресурсов, министерство, административный орган) о назначении административного наказания от 15.10.2020, согласно которому заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021, в удовлетворении заявления ООО "Весна", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Весна" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Министерство пришло к ошибочному выводу относительно того, что секционное ограждение по периметру 375 кв.м. из сетки рабицы; 40 штук металлических столбов диаметром 40 см. из трубы профильных размеров 10х40 мм. каждый, (вкопанные, залитые бетоном), капитальное строение из ракушняка с бетонным фундаментом площадью 49 кв.м., сооружения мобильные (инвентарные) сборно-разборного типа (металлические вагончики) в количестве 7 единиц, площадью до 27 кв.м. каждый, некапитальное сооружение площадью 4 кв.м., были размещены именно ООО "Весна". Более того, Министерством не было представлено доказательств, подтверждающих указанный выше факт.
Представитель ООО "Весна" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В судебное заседание Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства признано судом апелляционной инстанции надлежаще извещенным, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 19 марта 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 31.08.2020 в ходе рейдовых мероприятий по контролю (надзору) в лесах, в квартале 11 выделах 3, 4 (географические координаты: 45 05 35. 72 С; 33 34 03. 67 В) территории Сакского участкового лесничества Евпаторийского лесничества юридическим лицом ООО "Весна" было допущено самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,79 га без специальных разрешений на его использование, выразившееся в самовольном размещении на лесном участке следующих объектов: секционное ограждение по периметру 375 м кв., из сетки рабицы; 40 штук металлических столбов диаметром 40 см, из труб профильных размером 10х40 мм каждый (вкопанные, залитые бетоном); капитальное строение из ракушняка с бетонным фундаментом площадью 49 м кв.; сооружения мобильные (инвентарные) сборно-разборного типа (металлические вагончики) в количестве 7 единиц, площадью до 27 кв. м, каждый; некапитальное сооружение площадью 4 кв. м. Ущерб за самовольное использование лесов в квартале 11 выделах 3, 4 Сакского участкового лесничества Евпаторийского лесничества составил 267 453,00 руб.
По данному факту, 29.09.2020 заместителем директора ГКУ "Северно-западное объединенное лесничество", заместителем старшего государственного лесного инспектора Республики Крым, Токарь Ю.А., в отношении Общества и присутствии его представителя был составлен Протокол об административном правонарушении N СЗЛ-2020/0207 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
15.10.2020 начальником управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов, старшим государственным инспектором Республики Крым, Сволынским М.Д., в отношении ООО "Весна" и отсутствии его представителя было вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому, Обществом было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.
Не согласившись с Постановлением Министерства от 15.10.2020, ООО "Весна" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соответственно, исходя из положений части 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1. КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо, что отражено в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу, также должно быть подтверждено допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.
Применительно к ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 23 ЛК РФ, земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
В силу статьи 9, части 1 статьи 24 ЛК РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением на основании права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии со ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Из содержания вышеназванных нормативных актов следует, что юридическим лицам, кроме государственных и муниципальных учреждений, предоставление лесных участков для осуществления рекреационной деятельности возможно только на основании договора аренды.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии лесных участков, то есть, активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий; использовании лесного участка без специальных разрешений, то есть в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и прочего, дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов и т.п.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что ООО "Весна" вменено самовольное занятие лесных участков, расположенных в лесах в квартале 11 выделах 3, 4 (географические координаты: 45 05 35.72 С; 33 34 03.67 В) территории Сакского участкового лесничества Евпаторийского лесничества площадью 0,79 га.
Согласно п. 1, ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2. КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что у ООО "Весна" на основании Договора аренды земельного участка от 25.03.2004, заключенного между Обществом и Сакской районной государственной администрацией, ранее в пользовании находился земельный участок площадью 0,7832 га в квартале 11 выделах 3, 4 (географические координаты: 45 05 35.72 С; 33 34 03.67 В) территории Сакского участкового лесничества Евпаторийского лесничества. Договор был составлен сроком на 5 лет.
На момент проведения проверки, срок действия Договора аренды истек.
При этом, Обществом не было представлено в дело каких-либо доказательств, подтверждающих, пролонгацию вышеназванного Договора.
Более того, единственным органом на территории Республики Крым, уполномоченным передавать земли лесного фонда в аренду, является Министерство экологии и природных ресурсов.
Между тем, 24.12.2019 Министерством было отказано Обществу в продлении срока действия Договора аренды земельного участка от 25.03.2004 (письмо исх. N 26024/20), вследствие отсутствия у него документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно наличия в действиях ООО "Весна" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10. КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2. КоАП РФ). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2. КоАП РФ.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены и доказаны событие и состав административного правонарушения; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
По мнению коллегии судей, судом первой инстанции правомерно не были применены положения КоАП РФ, учитывающие малозначительность совершенного правонарушения, исходя из положений статьи 2.9. КоАП РФ, поскольку не было установлено исключительных обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.9 КоАП РФ, органом пропущен не был.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
В свою очередь, доводы, приведенные Обществом в отзыве на возражения органа, представленные в дело 23.06.2021, в основу которых было положено Определение ВС РФ 23.06.2020 N 301-Ж20-8186, которым Заявителю было отказано в передаче кассационной жалобы Департамента лесного хозяйства по экономическим спорам ВС РФ, не могут быть приняты коллегией судей в качестве доказательства их обоснованности, учитывая его "отказной" характер, а также иной состав участников спора, а также иные обстоятельства спора.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 марта 2021 года по делу N А83-18594/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18594/2020
Истец: ООО "ВЕСНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ