г. Красноярск |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А33-22754/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер"): Луканина А.В., представителя по доверенности от 22.02.2023 N Н/2023/НКП КРАС;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ТК": Насырова М.Д., представителя по доверенности от 11.09.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ТК"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 ноября 2023 года по делу N А33-22754/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (далее - истец, общество "ТрансКонтейнер") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь-ТК" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, общество "Сибирь-ТК") о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции в размере 4 590 500 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.11.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку дополнительные расходы за пользование контейнерами возникли по вине истца ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договору.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 27.12.2023 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 28.12.2023 в 13:01:44 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству подписано электронно-цифровой подписью и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет".
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец настаивал на законности обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца настаивал на законности обжалуемого решения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, между обществом "ТрансКонтейнер" (ТрансКонтейнер) и обществом "Сибирь-ТК" (клиентом) заключен договор транспортной экспедиции от 25.01.2018 N НКП КРАСН-0294/18.
14 сентября 2020 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N 10 к договору, позволяющее обмениваться отчетными документами (актами об оказанных услугах, упд и иное) с применением систем электронного документа оборота.
Согласно дополнительному соглашению к договору, стороны договорились, что отчетные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП), являются надлежаще оформленными электронными первичными документами и приравниваются к первичным документам бухгалтерского учета, подписанными уполномоченными лицами сторон на бумажном носителе.
Стороны признают, что УКЭП документа признается равнозначной собственноручной подписи уполномоченных лиц - владельцев сертификата УКЭП и порождает для подписанта юридические последствия предусмотренные законодательством РФ. Каждая из сторон несет ответственность за обеспечение конфиденциальности ключей УКЭП, недопущения использования принадлежащих ей ключей без ее согласия. (пункты 5, 6,9 Дополнительного соглашения).
Отчетные документы принимаются сторонами к учету в качестве первичных учетных документов, используются в качестве доказательства в судебных разбирательствах. (п. 7 дополнительного соглашения).
Пунктом 1 договора определено, что клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться общими, специальными и коммерческими условиями, разработанными ТрансКонтейнером и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Веб-сайте ТрансКонтейнера, а также на информационных стендах.
Под термином "Договор" (согласно разделу 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции) понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый сторонами на бумажном носителе, являющиеся неотъемлемой частью договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, перечень услуг, заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения сторон
В соответствии с пунктом 2 договора ТрансКонтейнер обязуется на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента.
Согласно общим условиям к договору:
Заказ - письменное поручение клиента ТрансКонтейнеру, оформляемое (как правило, в электронной форме) в порядке, установленном Договором. Заказ должен содержать достоверную информацию, необходимую ТрансКонтейнеру для оказания Услуг, определять перечень Услуг и Коммерческие условия. Заказом определяется стоимость Услуг, изменение которой допускается на условиях, определенных Договором. Согласование Сторонами Заказа подтверждает заключение отдельной сделки в рамках Договора;
Услуги - комплекс предоставляемых ТрансКонтейнером на основании заказов транспортно-экспедиционных и иных услуг, связанных с перевозкой грузов, необходимых для ее осуществления, включающий набор связанных либо не связанных между собой технологических операций на различных Плечах перевозки; к комплексу клиенту могут быть предложены дополнительные услуги. Выбор Услуг, как правило, осуществляется на Веб-сайте при оформлении Заказов. Ознакомиться с перечнем Услуг и прайс-листами на Услуги, оказываемые конкретными Терминалами, можно на Веб-сайте и информационных стендах ТрансКонтейнера;
Места н/п - Терминалы, железнодорожные пути необщего пользования, правовой статус которых определяется в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3.2 Общих условий действия клиента, совершенные в личном кабинете (включая согласование заказов и подписание документов) признаются совершенными клиентом и в его интересах.
Согласно пункту 3.3 Общих условий Электронная форма документов сторонами не оспаривается. Любая информация и/или документ, переданные в электронной форме через Личный кабинет, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью стороны, направившей документ. При этом оформление на бумажном носителе указанных документов не требуется, за исключением счетов-фактур / корректировочных счетов-фактур, актов об оказанных услугах / справок о корректировке объема оказанных услуг (с приложением), УПД / универсальных корректировочных документов (далее - УКД).
Заказы, обращения, иная информация, направленные сторонами через Личный кабинет, являются документами, подписанными простой электронной подписью. По соглашению сторон обмен документами в Личном кабинете может осуществляться с использованием усиленной электронной подписи. В этом случае стороны подписывают соответствующее соглашение.
В соответствии с пунктом 2.3.10 Общих условий клиент несет ответственность за действия / бездействия грузоотправителя / грузополучателя и иных привлеченных им лиц при исполнении ими обязательств, вытекающих из согласованного заказа, в том числе за выполнение требований законодательства. Проинформировать указанных лиц об объеме их прав и обязанностей, условиях договора и согласованного заказа.
Согласно пункту 3.2 Общих условий действия клиента, совершенные в Личном кабинете (включая согласование заказов и подписание документов) признаются совершенными клиентом и в его интересах.
В соответствии с пунктом 5.4 Общих условий в случае возникновения при оказании услуг дополнительных расходов клиент обязуется их оплатить / возместить.
Пунктом 5.4.2 Общих условий предусмотрено, что при возникновении дополнительных расходов клиент извещается об этом соответствующим уведомлением (при необходимости или по просьбе клиента ТрансКонтейнер направляет копии документов, обосновывающих возникновение и/или объем дополнительных расходов.
При возникновении Доп.Предоставления ТрансКонтейнером дополнительно формируется ведомость и направляется клиенту для рассмотрения, как правило, по электронной почте.
В случае несогласия с представленными сведениями клиент направляет мотивированное возражение в срок не позднее 7 (семи) календарных дней с даты получения уведомления о возникновении дополнительных расходов / ведомости; указанные разногласия урегулируются сторонами в установленном порядке.
Отсутствие мотивированных возражений в срок, определенный абзацем вторым настоящего подпункта, является подтверждением согласия клиента на оплату / возмещение дополнительных расходов и списание денежных средств с Лицевого счета.
В соответствии с пунктом 5.5 Общих условий, оплата дополнительных расходов осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от ТрансКонтейнера соответствующего уведомления о возникновении дополнительных расходов и счета на оплату.
Из пункта 5.9 Общих условий следует, что не поступивший от клиента в адрес ТрансКонтейнера подписанный акт об оказанных услугах (с приложениями к нему) в течение 10 (десяти) календарных дней с даты его предоставления (выдачи) клиенту, и при отсутствии письменного мотивированного отказа клиента от его подписания, считается подписанным клиентом, а услуги оказанными и принятыми без разногласий.
В соответствии с Коммерческими условиями, клиент оплачивает ТрансКонтейнеру все время предоставления как контейнеров, так и вагонов для осуществления перевозки груза на всем маршруте. При этом предоставление контейнеров и/или вагонов оплачивается в соответствии с условиями договора:
дополнительно, исходя из фактического времени предоставления онтейнеров и/или вагонов для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (далее - Доп.Предоставление).
Как следует из иска, клиентом в рамках договора оформлен заказ N 30289294 (далее - Заказ) на оказание услуг по комплексному транспортно-экспедиторскому обслуживанию на маршруте перевозки контейнеров/грузов по маршрут ст. Красноярск (Россия) - ст. Достык (эксп.) (Россия) - Чэнду (Китай) на перевозку груза "Пиломатериалы, не поименованные в алфавите" в 40 фут. (Сорока футовых) контейнерах в количестве 62 шт., собственности ТрансКонтейнера на вагонах ТрансКонтейнера.
В период с 02.05.2022 по 14.05.2022 во исполнение заказа ТрансКонтейнер предоставил клиенту 62 контейнера: ATBU6133276, CAWU4002402, CAWU4002470, CAWU7000213, CCLU6541283, CDYU1002492, CICU1961333, CICU1996920, CICU2231670, CICU2581600, CICU2581908, GATU8406675, GAWU5013241, GAWU5016636, GAWU5019379, GHMU8888180, HNKU6006898, HNKU6150647, HPCU4164461, HPCU4290109, LYGU1043761, LYGU1044011, LYGU1044080, MCCU3059380, MZWU2121682, NEPU4513002, NIDU5122430, NWRU6000039, NWRU6005642, NWRU6006016, NWRU6007033, NWRU6007141, NWRU6007780, NWRU6007820, OVLU2200360, RKSU1320345, RKSU3615216, RKSU4793995, RKSU6280327, RKSU7448061, RKSU7737070, RKSU8448451, RXTU4520121, SRWU2000782, SSKU1300195, SSKU1300317, SSKU1301294, SUZU4011761, SUZU4043497, TDRU5081814, TDRU8314252, TGHU6456660, TGHU7350409, WNGU5028661, WNGU5029082, WSDU4933386, WSDU4936976, WSDU4939511, WSDU4979319, XHCU5265986, XHCU5266180, XHCU5266323 (далее - контейнеры).
Период начала исполнения Заказа 01.05.2022 - 31.05.2022.
21 августа 2022 года контейнеры приняты к перевозке со станции Красноярск Красноярской ж.д. (являющейся местом общего пользования).
Клиент пользовался контейнерами в период с 01.05.2022 по 21.08.2022, о чем свидетельствуют ведомости.
Согласно прайс-листу филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Красноярской железной дороге стоимость доп. предоставления за 1 (один) вагон составляет:
- 500 руб. без НДС - c 1 по 10 сутки (неполные сутки свыше 1 часа округляются до полных);
- 750 руб. без НДС - c 11 по 20 сутки (неполные сутки свыше 1 часа округляются до полных);
- 1000 руб. без НДС - c 21 суток (неполные сутки свыше 1 часа округляются до полных).
Сумма услуги Доп. предоставления Контейнеров, согласно Ведомостям, составила 4 590 500 руб. с НДС 0 %.
08.08.2022, 12.08.2022, 23.09.2023, 12.04.2023, 14.04.2023 на электронный адрес luzikiuv@gmail.com клиенту направлены ведомости и счета на сумму 3 195 500 руб. Однако оплата указанных счетов клиентом не произведена.
12.04.2023, 14.04.2023 на электронный адрес luzikiuv@gmail.com клиенту направлены ведомости и счета на сумму 1 395 000 руб. Однако оплата указанных счетов клиентом не произведена.
Вследствие этого образовалась дебиторская задолженность в размере 4 590 500 руб., которая подтверждается УПД 101381/12 от 20.04.2023 и УПД 101864/12 от 25.05.2023. УПД подписаны сторонами УКЭП без разногласий и замечаний.
29 мая 2023 года истец обратился к ответчику с претензией N исх-421/НКП КРАС о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции в размере 3 195 500 руб. (почтовый идентификатор 80103484035745).
31 мая 2023 года истец обратился к ответчику с претензией N исх-438/НКП КРАС о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции в размере 1 395 000 руб. (почтовый идентификатор 80080185384412).
Отсутствие оплаты по претензиям послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие доказательств невиновности истца, иск удовлетворил в полном объеме.
По мнению апеллянта, выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку дополнительные расходы за пользование контейнерами возникли по вине истца ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договору.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Суд первой инстанции верно установил, что сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 41 ГК РФ.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Согласно пункту 3 Коммерческих условий срок предоставления контейнера в период нахождения его на железнодорожном Терминале Российской Федерации при завозе автотранспортом для последующего отправления по железной дороге согласован вне зависимости от фактических сроков нахождения контейнера на железнодорожном Терминале. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки контейнера и/или вагона на всем маршруте перевозки по обстоятельствам, зависящим от клиента, либо по инициативе контролирующих органов, либо по иным основаниям, предусмотренным договором.
Согласно Коммерческим условиям, Доп.Предоставление рассчитывается в ведомости исходя из стоимости услуги "Предоставление вагона / контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов / контейнеров" на один контейнер или вагон за одни сутки. Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных. При формировании ведомости учет периода Доп.Предоставления осуществляется по московскому времени.
Согласно пункту 5.4.2 Общих условий при возникновении дополнительных расходов клиент извещается об этом (при необходимости или по просьбе клиента ТрансКонтейнер направляет копии документов, обосновывающих возникновение и/или объем дополнительных расходов, если иное не установлено договором).
При возникновении Доп.Предоставления ТрансКонтейнером дополнительно формируется ведомость и направляется клиенту для рассмотрения, как правило, по электронной почте.
В случае несогласия с представленными сведениями клиент направляет мотивированное возражение в срок не позднее 7 (семи) календарных дней с даты получения уведомления о возникновении дополнительных расходов / ведомости, если иной срок не установлен соглашением сторон.
Отсутствие мотивированных возражений в срок, определенный абзацем третьим настоящего подпункта, является подтверждением согласия клиента на оплату дополнительных расходов и списание денежных средств с лицевого счета в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.5 Общих условий оплата дополнительных расходов осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от ТрансКонтейнера соответствующего счета на оплату.
Отклоняя доводы апеллянта, апелляционная коллегия отмечает, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.4.1 Общих условий объемы услуг, фактически превысившие согласованные (например, согласованные в заказе сроки хранения контейнеров, сроки нахождения вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера под ответственностью клиента, в том числе под грузовыми операциями, в местах необщего пользования, за время задержки в пути следования по обстоятельствам, зависящим от клиента либо привлеченных им лиц (Доп.Предоставление), время, затраченное на автоперевозку груза, и т.п.) оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов.
В данном случае заявитель своими действия фактически подтвердил как наличие между сторонами правоотношений, так и факт пользования спорными контейнерами.
Как установлено пунктом 5.4.1 Общих условий объемы услуг, фактически превысившие согласованные оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов.
Из материалов дела следует и по правилам статьи 65 АПК РФ апеллянтом не опровергнуто, что ответчику на основании положений договора направлены ведомости и счета на оплату услуги Доп.предоставления (т.е. за время задержки в пути следования по обстоятельствам, зависящим от Клиента либо привлеченных им лиц). От ответчика возражений в установленный пунктом 5.4.2 договора срок не поступило. Следовательно, ответчик согласился с фактически оказанными услугами, при этом в адрес ответчика направлены универсальные передаточные документы (УПД) N 101381/12 от 20.04.2023 и N 101864/12 от 25.05.2023, которые подписаны им без разногласий.
Материалами дела также подтверждено, что истец предоставил ответчику в рамках договора спорные контейнеры, а также вагоны для их перевозки.
Ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции пояснил, что контейнеры имелись, а вагоны не предоставлялись.
Апелляционный суд отмечает, что данное утверждение не соответствует материалам дела, из которых следует, что вагоны предоставлялись истцом ответчику трижды.
Факт отсутствия согласованной заявки формы ГУ-12 с перевозчиком не освобождает ответчика от оплаты Доп.предоставления контейнеров в соответствии с договором и заказом, поданным ТрансКонтейнеру.
Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, одним из признаков которой является наличие риска. Ответчик, не получая согласования заявки формы ГУ-12 от ОАО "РЖД", самостоятельно принимал решение о продолжении пользования контейнерами, не возвращая их ТрансКонтейнеру и не выгружая груз.
Кроме того, у ответчика отсутствовали препятствия для возврата оборудования ТрансКонтейнеру с целью недопущения длительного пользования, однако ответчик данной возможностью не воспользовался и принял решение пользоваться контейнерами до получения согласования заявок формы ГУ-12.
Следует отметить, что общество "Сибирь-ТК" является профессиональным участником экспедиторской деятельности, самостоятельно принимает решение о порядке исполнения принятых им договорных обязательств, прогнозирует и управляет возникающими рисками.
Позиция апеллянта выражается в несогласии с услугами, которые он принял, подписал первичные учетные документы (УПД), в том числе акт сверки расчетов N 4115 от 05.07.2023.
Ответчик принял вагоны 05.06.2022 и 22.08.2022, погрузил на них спорные контейнеры, тем самым подтвердил принятие исполнения истцом заказа.
Отказ от заказа, услуг, вагонов, контейнеров апеллянтом в материалы дела не представлен, как и не представлены основания освобождения ответчика от ответственности за неисполнение обязательства по договору, вызванные не согласованием заявки формы ГУ-12.
На основании изложенного, учитывая, что ответчик, принимая 05.06.2022 вагоны для погрузки контейнеров, принял исполнение обязательств истцом по спорному заказу, не воспользовался своим правом отказаться от заказа, подписал без каких-либо замечаний и возражений 15.09.2022 УПД N 104211/12, т.е. существенно позднее 05.06.2023, а также впоследствии принял услуги Доп.предоставления, подписав УПД N 101381/12 от 20.04.2023 на сумму 3 195 500 и УПД 101864/12 от 25.05.2023 на сумму 1 395 000 без разногласий, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Иные доводы жалобы проверены апелляционным судом, они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2023 года по делу N А33-22754/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22754/2023
Истец: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Ответчик: ООО "СИБИРЬ-ТК"