г. Чита |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А19-2545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кайдаш Н.И.,
судей: Лоншаковой Т.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года по делу N А19-2545/2021 по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (ОГРН 1023802657251, ИНН 3834008556) к обществу с ограниченной ответственностью "Генеральная уборка" (ОГРН 1143850052741, ИНН 3811185622) о взыскании 6378,66 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее - истец, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Генеральная уборка" (далее - ответчик, ООО "Генеральная уборка") о взыскании 6 378,66 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2021 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Генеральная уборка" в пользу Управления ПФР взыскано 3 189,33 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель указывает, что, если в Управление ПФР не поступают сведения о работе пенсионера в июне 2020 года, то делается вывод о прекращении им трудовой деятельности. Заявитель утверждает, что ответчиком нарушен срок для предоставления формы СЗВ-М за отчётный период.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Томашевой Екатерине Ивановне с 12.12.2008 уставлена выплата пенсии по старости.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Томашева Е.И. в июне и июле 2020 года являлась работником ответчика, который в порядке статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представляет в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Ответчиком исходная форма сведений СЗВ-М за июнь 2020 год была предоставлены 02.07.2020 без включения в нее Томашевой Е.И.
01.10.2020 вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии N 2000000027741/В/М в соответствии с которым Томашевой Е.И. с 01.06.2020 назначена к выплате страхования пенсия с учетом фиксированной выплаты в размере 13 835,64 руб. В период с 01.06.2020 по 31.07.2020 Томашевой Е.И выплачивалась пенсия в указанном размере.
Впоследствии, с 01.08.2020 Томашева Е.И. прекратила трудовую деятельность. 02.11.2020 ответчиком были предоставлены дополняющие формы СЗВ-М за июнь 2020 года, в которой была указана Томашева Е.И.
В связи с несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Томашевой Е.И. за июнь 2020 года истцом выплачена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии за июнь и июль 2020 года.
Согласно расчету истца за период с 01.06.2020 по 31.07.2020 сумма излишне выплаченной пенсии составила 6 378,66 руб.
Посчитал, что несвоевременное представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь, июль 2020 года повлекло неправомерную выплату указанному выше лицу пенсии в завышенном размере и, соответственно, возникновение на его стороне материального ущерба, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "Генеральная уборка" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях") установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании части 3 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях", и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В соответствии с положениями статьи 6 Закона N 27-ФЗ ответчик является страхователем по обязательном пенсионному страхованию и обязан предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Суд первой инстанции верно указал, что на ответчике лежит обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах, а также контролировать организационные процессы осуществления данной деятельности.
С учетом того, что факт непредставления ответчиком в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года подтверждается материалами дела, однако, учитывая, что следующие сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года предоставлялись страхователем своевременно (11.08.2020) и в них указано застрахованное лицо - Томашева Е.И., в отношении которого вынесено решение о выплате сумм страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, которое осуществляло работу, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что основания для взыскания убытков в данной части отсутствуют.
Доводы истца о наличии оснований для взыскания ущерба за июль 2020 года судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие нормам закона.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных 10 пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях".
В части 10 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В указанном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.
Таким образом, Пенсионный фонд, получив сведения по форме СЗВ-М в августе 2020 года за июль 2020 года (до принятия решения о выплате повышенных пенсий) должен был принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии и прекратить выплату индексации за последующие периоды, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" и пунктах 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года по делу N А19-2545/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.И. Кайдаш |
Судьи |
Т.В. Лоншакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2545/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области
Ответчик: ООО "Генеральная уборка"