г. Ессентуки |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А25-1088/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2021 по делу N А25-1088/2020, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (ОГРН 1170917003476, ИНН 0917033303) к Республиканскому государственному казённому учреждению "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаево-Черкесавтодор" (ОГРН 1020900511367, ИНН 0901048551) и обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник" (ОГРН 1130917000433, ИНН 0917022245) о признании недействительным аукциона, государственного контракта и применении последствий его недействительности, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917005124, ИНН 0917018640),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройРесурс" (далее - ООО "Стройресурс", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Республиканскому государственному казённому учреждению "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаево-Черкесавтодор" (далее - РГКУ "Карачаево-Черкесавтодор", учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник" (далее - ООО "Дорожник") о признании недействительным электронного аукциона N 0179200001920000299, об обязании ответчика исправить аукционную документацию и выставить повторно электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги регионального значения Пятигорск-Карачаевск участками км 60+850 - 77+850.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2021 по делу N А25-1088/2020 в удовлетворении исковых требований общества отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стройресурс" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, мотивированная тем, что противозаконные требования заказчика, установленные в техническом задании, по мнению истца, намеренно сформированы таким образом, чтобы участие в закупке принимали лишь те подрядчики, в которых заинтересован сам заказчик либо для получения возможности отклонить участника, в котором отсутствует заинтересованность заказчика. ООО "СтройРесурс" также полагает, что суд первой инстанции ошибочно считает недостатки документации заказчика незначительными и позволяющими сформировать заявку.
От ООО "Дорожник" и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2021 по делу N А25-1088/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.05.2020 РГКУ "Карачаево-Черкесавтодор" разместило в единой информационной системе извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (N 0179200001920000299) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дороги регионального значения Пятигорск - Карачаевск на км 60+850 - 77+850.
В пункте 14 информационной карты аукциона в электронной форме указано, что начальная максимальная цена контракта составляет 210 310 000 руб.
Согласно пункту 23 информационной карты местом выполнения работ является Карачаево-Черкесская Республика, автомобильная дорога регионального значения Пятигорск - Карачаевск на км 60+850 - 77+850, сроки выполнения работ: с 01.01.2021 до 31.12.2021.
В соответствии с пунктом 28 информационной карты первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник аукциона предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в разделе 3 аукционной документации.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08 часов 00 минут 27.05.2020 (пункт 30 информационной карты).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 28.05.2020 (пункт 31 информационной карты).
В соответствии с инструкцией по заполнению форм заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки в первой части заявки необходимо указать конкретные показатели товаров, поставляемых на объект при выполнении работ, требования к которым установлены заказчиком в разделе 3 документации.
В Приложении N 1 к техническому заданию "Спецификация" заказчиком по позиции N 1, 2 и 3 "Ограждение дорожное (начальный участок) (концевой участок) требуется "Материал стоек дорожных: Швеллер стальной горячекатаный по ГОСТ 8240", "Серия швеллера материала стойки дорожной: П или Э", "Номер швеллера материала стойки дорожной 14 либо 12", "Толщина стенки швеллера материала стойки дорожной, мм: не менее 7,8 не более 8,1".
Согласно протоколу от 01.06.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0179200001920000299 аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закона 44-ФЗ контракт заключен с ООО "Дорожник".
Истцом заявка на участие в оспариваемом аукционе не подавалась, доказательств обращения истца с целью дачи разъяснений относительно содержания аукционной документации материалы дела не содержат.
Вместе с тем, полагая, что действиями заказчика при формировании документации открытого конкурса нарушены требования Закона N 44-ФЗ при описании требований к объекту закупки по позиции "Ограждения дорожные" и неразмещением в ЕИС положительного заключения государственной экспертизы проектной документации о достоверности определения сметной стоимости работ истец обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - УФАС по КЧР).
Решением УФАС по КЧР от 03.06.2020 по делу N 009/06/106-233/2020 жалоба признана обоснованной в части, антимонопольный орган, проанализировав имеющуюся информацию и заслушав доводы сторон, пришел к выводу, что изложение в техническом задании параметров ограждений дорожных - швеллеров является сложным и запутанным для понимания участниками закупки при исполнении заявки, между тем данные действия заказчика не повлияли на результаты определения подрядчика, так как наименование ГОСТ 8240 в данном случае является условием заказчика и не является конкретным показателем товара, а значит не подлежит указанию в первой части заявки. В случае, если участник указал все показатели, соответствующие требованиям документации и при этом не указал ссылку на ГОСТ, такая заявка не может быть признана не соответствующей требованиям документации. Таким образом, аукционная комиссия при рассмотрении заявки единственного участника, которая содержит показатели товара в соответствии с аукционной документацией, была признана соответствующей обоснованно.
Решение антимонопольного органа истцом не обжаловалось.
Общество, считая, что заказчиком при формировании конкурсной документации допущены нарушения законодательства о контрактной системе, не позволившие истцу корректно сформировать заявку и участвовать в конкурсе, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранён от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что положение пункта 1 статьи 449 Кодекса по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Кодекса, предусматривающим, что такое признание влечёт недействительность договора, заключённого с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержатся следующие разъяснения. Приведённый в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учётом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах.
Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов конкурса или аукциона, следует понимать участников конкурса или аукциона, а также лиц, которым было отказано в участии в конкурсе или аукционе (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 32 от 02.12.1993).
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а согласно статье 4 данного Кодекса за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо.
Таким образом, иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела ООО "СтройРесурс" не доказало свою заинтересованность в оспаривании электронного аукциона N 0179200001920000299, заявку на участие в спорном аукционе не подавало, поэтому к заинтересованным лицам, проигравшим в конкурентной процедуре отбора подрядчика, не относится, его имущественные права и интересы нарушениями порядка проведения торгов не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Поскольку истец является не заинтересованными лицом в оспаривании аукциона, то правовые основания для установления обстоятельств, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме (N 0179200001920000299) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дороги регионального значения Пятигорск - Карачаевск на км 60+850 - 77+850 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признав истца не заинтересованным лицом в оспаривании торгов, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, судом первой инстанции также обоснованно отмечено следующее.
Согласно данным картотеки арбитражных дел в производстве Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики находится более шестидесяти дел по исковым заявлениям ООО "СтройРесурс", предметом требований которых является оспаривание результатов торгов, при этом указанные исковые заявления содержат ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения государственных контрактов.
Между тем, что по одиннадцати делам, в рамках которых Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения оспариваемых контрактов, истцом заявлены отказы от иска без указания причины (N N А25-386/2020, А25-387/2020, А25-388/2020, А25-389/2020, А25-390/2020, А25-391/2020, А25-392/2020, А25-393/2020, А25-394/2020, А25-395/2020, А25-396/2020).
В рамках дел N А25-921/2020 и N А25-925/2020 ООО "СтройРесурс" будучи победителем аукционов и являясь ответчиком по указанным делам, поддерживает доводы иска и считает, что выигранные им же аукционы должны быть признаны недействительными в связи с очевидным несоответствием сроков и объемов работ, предусмотренных условиями контрактов, которые они заключили.
В картотеке арбитражных дел имеется информация об обжаловании истцом решения УФАС по КЧР от 29.12.2020 по делу N РНП 09-16, согласно которому истец внесён в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением муниципального контракта от 30.07.2020 N38-МК/20 по предмету "Устройство универсальной площадки лето-зима 30х60м по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, 17А" на сумму 4 420 898, 35 руб.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в действиях истца усматривается заведомо недобросовестное поведение, выражающееся в злоупотреблении правом на подачу исков об оспаривании результатов торгов и заявлений о принятии обеспечительных мер исключительно с намерением причинить вред другим лицам, в данном случае действия истца по оспариванию результатов открытого конкурса, также направлены не на защиту права, а на причинение ущерба подрядчику, заказчику, а также неопределённому кругу лиц - пользователям автомобильной дороги регионального значения Пятигорск-Карачаевск.
Доводы о том, что противозаконные требования заказчика, установленные в техническом задании, по мнению истца, намеренно сформированны таким образом, чтобы участие в закупке принимали лишь те подрядчики, в которых заинтересован сам заказчик либо для получения возможности отклонить участника, в котором отсутствует заинтересованность заказчика, а также ссылка на то, что суд первой инстанции ошибочно считает недостатки документации заказчика незначительными и позволяющими сформировать заявку в рассматриваемом случае не имеют правового значения, поскольку не опровергают того обстоятельства, что иск о признании публичных торгов недействительными, заявлен лицом, права и законные интересы которого не были нарушены.
Кроме того, 03.02.2021 между РГКУ "Карачаево-Черкесавтодор" и ООО "Дорожник" заключено соглашение о расторжении государственного контракта от 25.06.2020 N 2020.0015, согласно пункту 2 которого на момент его подписания работы по контракту не выполнялись, неисполненных обязательств между сторонами не имеется.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2021 по делу N А25-1088/2020 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.02.2021 по делу N А25-1088/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1088/2020
Истец: ООО "СТРОЙРЕСУРС"
Ответчик: ООО "Дорожник", РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "КАРАЧАЕВОЧЕРКЕСАВТОДОР"
Третье лицо: Министерство строительства и ЖКХ КЧР, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, УФАС по КЧР