г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А60-64962/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Свердловский комбинат хлебопродуктов": Березовский С.В., удостоверение адвоката, доверенность от 01.03.2021 N 15;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Свердловский комбинат хлебопродуктов"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 апреля 2021 года по делу N А60-64962/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Свердловский комбинат хлебопродуктов" (ОГРН 1026605392780, ИНН 6662001134)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Свердловский комбинат хлебопродуктов" (далее - заявитель, ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) с требованием об оспаривании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/7.32.3-4194/2020 об административном правонарушении (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" не является субъектом, на которого распространяются положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Свердловское УФАС России в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Антимонопольный орган о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в ходе которой выявлены нарушения п.п. 20, 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
29.09.2020 вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административной правонарушении, которое вместе с материалами проверки направлено прокуратурой в Свердловское УФАС России.
По результатам рассмотрения материалов дела об административной правонарушении управлением вынесено постановление от 14.12.2020 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/7.32.3-4194/2020 об административном правонарушении, в соответствии с которым ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действия заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, частью 2 статьи 23.83 КоАП РФ, пунктом 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным государственным органом.
Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, в виде административного штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как установлено судом первой инстанции, документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" (далее - Положение о закупках), утвержденного протоколом заседания Совета директоров ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" от 27.12.2019 и размещенного в единой информационной системе в версии 25 от 31.12.2019.
На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
15.05.2020 в единой информационной системе размещено извещение N 32009153039 и документация о проведении закупки в форме запроса котировок товаров, работ, услуг ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" на поставку жмыха рапсового кормового.
Согласно пункту 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Антимонопольным органом установлено, что извещение N 32009153039 о проведении закупки в форме запроса котировок товаров, работ, услуг ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" на поставку жмыха рапсового кормового размещено в единой информационной системе 15.05.2020, при том, что дата и время окончания подачи заявок 19.05.2020 (до 14.00 часов).
Применительно к положениям части 21 статьи 3.2 Закона о закупках регламентированным сроком размещения извещения N 32009153039 является 17.09.2020, следовательно, в оспариваемом постановлении антимонопольный орган правомерно указал, что срок подачи заявок, установленный в извещении N 32009153039, не соответствует указанным требованиям Закона о закупках.
Довод жалобы о том, что на ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" не распространяются положения Закона о закупках, апелляционным судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" размещено в единой информационной системе 31.12.2019, согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения оно разработано на основании Федерального закона N 223-ФЗ.
Учитывая, что Положение о закупках и извещение о конкретной закупке размещены в информационной системе в соответствии с требованиями Закона о закупках, указанная закупка соответствует положениям части 3 статьи 3 Закона о закупках, что обязывает общество, обеспечивая проведение конкурентных процедур, соблюдать требования Закона о закупках.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о доказанности в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о принадлежности акций общества частным лицам документально не подтверждены.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО "Свердловский комбинат хлебопродуктов" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении правомерно признано судом законным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем по платежному поручению N 2056 от 22.04.2021 государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2021 года по делу N А60-64962/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Свердловский комбинат хлебопродуктов" (ОГРН 1026605392780, ИНН 6662001134) из федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 2056 от 22.04.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64962/2020
Истец: Кирпичников Юрий Анатольевич, ОАО СВЕРДЛОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Прокуратура Октябрьского района г.Екатеринбурга, Березовский Сергей Валерьевич, Прокуратура СО