город Томск |
|
7 июля 2021 г. |
Дело N А27-262/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса (N 07АП-5472/2021) на решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-262/2021 (судья Гатауллина Н.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На проспекте Ленина" (город Кемерово, проспект Ленина, дом 58,кабинет 4, ОГРН 1144205009750, ИНН 4205289535) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) о признании незаконным решения от 23.12.2020 N1670/2020-МКД,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кемеровская ремонтно-эксплуатационная компания" (город Кемерово, проспект Ленина, дом 58, помещение 2, ОГРН 1164205072085, ИНН 4205332195).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Проскунова О.В. - доверенность от 01.05.2021
от третьего лица: без участия, извещено
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На проспекте Ленина" (далее - ООО "УК "На проспекте Ленина", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - ГЖИ Кузбасса, заинтересованное лицо, Инспекция) от 23.12.2020 N 1670/2020-МКД об исключении сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 9, из реестра лицензии ООО "УК "На проспекте Ленина" с 01.01.2021 и включении данного дома в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Кемеровская ремонтно-эксплуатационная компания".
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кемеровская ремонтно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "КемРЭК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.05.2021 заявленные требования удовлетворены, решение ГЖИ Кузбасса от 23.12.2020 N 1670/2020-МКД об исключении сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 9 из реестра лицензий ООО "УК "На проспекте Ленина" с 01.01.2021 и включении данного дома в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "КемРЭК" признано незаконным. На ГЖИ Кузбасса возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "КемРЭК" от 10.12.2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Кузбасса обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в нарушение положений статьи 9, 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; Порядок N 938/пр не содержит ссылки на то, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения поступившего заявления и документов, является основанием для отмены судом решения органа государственного жилищного надзора.
Заявитель, третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, представители не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 10.12.2020 в Инспекцию поступило заявление от ООО "КемРЭК" о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Кемеровской области-Кузбасса в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 9, находящегося под управлением ООО "УК "На проспекте Ленина" по договору управления.
23.12.2020 ГЖИ Кузбасса принято решение N 1670/2020-МКД об исключении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 9, из реестра лицензий ООО "УК "На проспекте Ленина" с 01.01.2021 и включении сведений об указанном многоквартирном доме в реестр лицензии ООО "КемРЭК" с 01.01.2021.
Полагая, что при принятии решения N 1670/2020-МКД от 23.12.2020 ГЖИ Кузбасса не соблюдена процедура внесения изменений в реестр лицензий, установленная Порядком N938/пр, при проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона N294-ФЗ, нарушены пункт 1 статьи 46 и пункт 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Инспекции о внесении в реестр лицензий сведений об управлении спорным МКД ООО "КемРЭК", принято при отсутствии предусмотренных законом оснований, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 195 ЖК РФ, в реестре лицензий субъекта РФ содержатся сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Право лицензиата на управление многоквартирным домом, возникает после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система, ГИС ЖКХ).
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пунктам 2, 3 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора изменения в реестр вносятся на основании представленного лицензиатом заявления о внесении таких изменений, с приложением следующих документов:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий (пункт 5 Порядка):
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления в силу пункта 10 Порядка N 938/пр являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения части 3 статьи 198 ЖК РФ распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 названного Кодекса.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, установив, что от ООО "УК "На проспекте Ленина" заявления о внесении изменений в реестр лицензий не поступало, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Инспекция в силу требований части 3 статьи 198 ЖК РФ вправе было принять решение о внесении изменений в реестр лицензий только после проведения внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах, действия Инспекции по внесению в реестр лицензий сведений об управлении спорным МКД третьим лицом, выраженные посредством вынесения решения N 1670/2020-МКД от 23.12.2020 совершенны при отсутствии предусмотренных законом оснований, следовательно, нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы Инспекции о недоказанности заявителем нарушения его прав и законным интересов, учитывая установленные по делу обстоятельства, подлежат отклонению апелляционным судом как несостоятельные.
Доводы апеллянта о том, что Порядок N 938/пр не содержит указания на то обстоятельство, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения поступившего заявления и документов, является основанием для отмены судом решения органа государственного жилищного надзора, апелляционным судом отклоняются как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-262/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-262/2021
Истец: ООО "УК на проспекте Ленина"
Ответчик: Государственная Жилищная инспекция Кузбасса
Третье лицо: ООО "Кемеровская ремонтно-эксплуатационная компания"