город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2021 г. |
дело N А53-11432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Прокуратуры Ростовской области: старший прокурор отдела прокуратуры области Борсук Н.Н., по служебном удостоверению;
от Межрегионального управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии: Исаакян А.М., представитель по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2021 по делу N А53-11432/2020
по заявлению Прокуратуры Ростовской области
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии
об оспаривании приказа,
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании незаконными действий Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - Управление), выраженные в переоформлении ООО "Эко-Эксперт" лицензии;
- о признании недействительным приказа от 31.10.2017 N 09/1244.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2021 в удовлетворении заявления Прокуратуры Ростовской области было отказано. Решение мотивировано тем, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, не предусматривают обязанности проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации после истечения срока действия утверждённого уполномоченным государственным органом положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Прокуратура Ростовской области указывает, что обращаясь 21.09.2017 с заявлением о переоформлении лицензии от 01.10.2013 в связи с изменением перечня выполняемых работ, ООО "Эко-эксперт" представило в Управление положительное заключение государственной экологической экспертизы от 24.11.2004 N 273, срок действия которого 3 года, в отношении установки "Форсаж-2", которое утратило юридическую силу в 2007 году. Оснований для принятия Управлением решения о переоформлении лицензии не имелось, поскольку в соответствии с абзацем 7 пункта 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Прокуратурой Ростовской области оспаривается переоформление лицензии лишь в части определённого вида деятельности - утилизация отходов посредством использования конкретного оборудования - установки "Форсаж-2". Признание приказа от 31.10.2017 N 09/1244 о переоформлении лицензии от 01.10.2013 серии 061 N 00074/П недействительным не повлечёт утраты юридической силы этой лицензии и приостановку деятельности ООО "Эко-Эксперт" в целом. Деятельность по обращению с отходами ООО "Эко-Эксперт" может осуществлять на основании лицензии от 01.10.2013 серии 061 N 00074/П в редакции предыдущего приказа Управления от 29.07.2016 N09/1125.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Прокуратурой Ростовской области во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.11.2019 N 75/2-25-2019 была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что приказом и.о. начальника Управления от 31.10.2017 N 09/1244 переоформлена лицензия ООО "Эко-Эксперт" от 01.10.2013 серии 061 N 00074/11 на сбор отходов I-IV классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности, утилизацию отходов III-IV классов опасности, обезвреживание отходов П-IV классов опасности.
Прокуратура Ростовской области пришла к выводу, что в силу пункта 5 статьи 18 федерального закона от 23.11.1995 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2" о соответствии материалов экологическим требованиям и возможности эксплуатации указанной установки на момент подачи заявления ООО "Эко-Эксперт" о переоформлении лицензии, утратило юридическую силу в связи с истечением срока действия и не могло быть расценено как надлежащее подтверждение соблюдения лицензиатом условий переоформления лицензии.
По результатам проверки, 28.01.2020 Прокуратурой Ростовской области вынесено представление Управлению об устранении нарушении законодательства при лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения с отходами, согласно которому Управлению необходимо принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.
Согласно ответу Управления от 03.03.2020 N 01-10-03/1745 к моменту истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию установки "Форсаж-2", её применение не являлось новой технологией, в этой связи отсутствовала необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проекта технической документации указанной установки.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции не обоснованно исходил из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учётом положений названного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ дано понятие лицензии - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, в редакции на дату переоформления спорной лицензии (далее - Положение о лицензировании).
Согласно статье 7 Положения о лицензировании при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов) с приложением документов.
Согласно части 19 статьи 18 и пунктам 1, 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ основанием отказа в переоформлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Пунктом 3 Положение о лицензировании установлено, что одним из требований для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт "б" пункта 3).
Подпунктом "в" пункта 5 Положение о лицензировании предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ, в котором для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности указывает реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ установлено, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определённого федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункт 5 статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ).
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (пункт 5); проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности (пункт 7.2); объекты, указанные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункт 8).
Как следует из материалов дела, при обращении в Управление с заявлением о переоформлении лицензии от 01.10.2013 на сбор отходов I-IV классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности, утилизацию отходов III-IV классов опасности, обезвреживание отходов П-IV классов опасности ООО "Эко-эксперт" представило:
- договор от 23.09.2013 N 88/2 аренды нежилого помещения (Акт приема передачи к договору), заключенный с гр. Степанько И.И. (зарегистрирован по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Волкова, 31, кв. 45), на предмет передачи во временное пользование нежилого помещения - здания хранилища, площадью 666,9 м2, литер Б и прилегающей к нему территории:,открытая площадка с железобетонным основанием размером 8x5 м, расположенная по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 1 км + 50 м автодороги Ростов-на-Дону -Новошахтинск;
- договор от 01.04.2012 аренды нежилых помещений (акт приёма-передачи к договору), заключённый с индивидуальным предпринимателем Яшиной М.Н. (ИНН 616600898870, адрес юридический: 344056, г. Ростов-на-Дону, пер. Свирский, 44) на предмет передачи во временное пользование нежилого помещения, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 221/20, номер на поэтажном плане, общей площадью 41 м2 для использования под офис;
- договор от 05.02.2015 N 77/ТБО-15 на захоронение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов, заключенный с МООО "Эколог" (ИНН 3007009625, адрес юридический: Астраханская обл., Лиманский район, п. Лиман, ул. Героев, 115, лицензия от 06.05.2016 серия 030 N 00085 на выполнение работ по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности);
- договор от 16.01.2017 N 17-Л-278 на приём отходов, заключённый с ООО "Проектно-производственной фирмой Техноэколог" (ИНН 6165127994, адрес юридический: Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, ул. Ленина 221/20, лицензия от 16.09.2014 серия 061 N 00095/П на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке отходов I-TV класса опасности, обезвреживанию отходов I класса опасности);
- договор от 30.11.2015 N 11-28 ПР/15 на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов, заключённый с ООО "Промотходы" (ИНН 7722737438, адрес юридический: 5 10712_7536061 109052, г. Москва, ул.Нижегородская, 104, к.З) на предмет приёма на себя обязательств оказания услуг по вывозу, приему в собственность и утилизации промышленных отходов с территории промышленной площадки;
- договор от 18.09.2012 N 13113 на приём сточных вод, заключённый с ОАО "ПО Водоканал" (ИНН 6167081833, адрес юридический: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 293) лицензия от 16.10.2014 серия 061 N 00096;
- договор от 05.05.2015 N 71-КО на оказание услуг по утилизации (использованию), заключённый с ЗАО "Волжский регенератно-шиноремонтньй завод", на предмет оказания услуг по утилизации (использованию) покрышек с металлическим и тканевым кордом отработанных, камер пневматических отработанных, лицензия от 29.03.2016 серия 034 N 00212;
- договор от 24.08.2016 N 003/УО/08 на оказание услуг по приёму в собственность, вывозу и передаче на обезвреживание/утилизацию отходов I-V класса опасности, заключённый с ООО "ЭкоПромСервис" (ИНН7715907801, адрес юридический: 127521, г. Москва, Марьиной Рощи 17-й проезд, д.1, стр. 4, лицензия от 25.07.2016 N 077661) лицензия от 25.07.2016 N 077 661;
- договор от 15.05.2013 N С/6023 на оказание услуг по размещению (захоронению) на полигоне ТОПП в Северо-Западной промзоне отходов (мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный)); прочие коммунальные отходы (смет с территории); мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный), заключённый с ОАО "Чистый город" (ИНН6163098547/616301001, адрес юридический:344010, г.Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 201, лицензия от 31.05.2016 серия 061 N 00173/П).
Согласно представленной к заявлению документации обезвреживание отходов II, III, IV класса опасности ООО "Эко-эксперт" планировало осуществлять посредством применения установки по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2", приобретённой у ООО "ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ" в собственность по договору купли-продажи от 08.04.2013.
В подтверждение соответствия планируемого вида деятельности лицензионным требованиям ООО "Эко-Эксперт" в Управление было представлено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертиз материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2"", а также приказ от 24.11.2004 N 273 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологаческой экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2", санитарно-эпидемиологическое заключение N 77.0130.3ПЛ.012371.02.08 от 21.02.2008.
Наряду с этим, ООО "Эко-Эксперт" представило Управлению санитарно-эпидемиологическое заключение от 02.06.2016 N 61.46.02.000.М.000028.06.16 удостоверяющее, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортировке отходов I - IV класса опасности, обработке отходов IV; класса опасности, утилизации отходов III - IV класса опасности, обезвреживанию отходов П - TV класса опасности на производственной площадке ООО "Эко-Эксперт", Ростовская область, Мясниковский район, 1 км + 50 автодороги Ростов-на-Дону-Новошахтинск соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), выданное на основании экспертного: заключения N 03.02.37-03/1063 от 24.05.2016 ФБУЗ "Центр эпидемиологии в Ростовской области" в г. Ростове-на-Дону.
При этом, срок положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2"", утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2004 N 273 истёк 24.11.2007.
Таким образом, поскольку положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждённой приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2004 N 273 в заявлении о переоформлении лицензии 01.10.2013, утратили юридическую силу в связи с истечением срока их действия, следовательно, заявление ООО "Эко-Эксперт" не отвечало лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату Положением о лицензировании на дату обращения с заявлением о переоформлении лицензии, у Управления отсутствовали основания для переоформления названной лицензии.
Такой правовой подход соответствует правовой выводам Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенного в постановлении от 01.06.2021 по делу N А53-11430/2020.
Обязанность по проведению государственной экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимость выполнения данной обязанности в случае реализации объекта экологической экспертизы.
Правовым последствием истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, является утрата его юридической силы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что действия Управления, выраженные в переоформлении ООО "Эко-Эксперт" лицензии 01.10.2013 являются незаконными, следовательно, приказ Управления от 31.10.2017 N 09/1244 недействительным, как не соответствующим положениям Федерального закона N 174-ФЗ.
В силу того, что признание приказа Управления от 31.10.2017 N 09/1244 о переоформлении лицензии от 01.10.2013 серии 061 N 00074/П не влечёт прекращения действия такой лицензии, апелляционный суд считает, что постановление не затрагивает прав ООО "Эко-Эксперт".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
При указанных выше обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Прокуратуры Ростовской области.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2021 по делу N А53-11432/2020 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия по переоформлению обществу с ограниченной ответственностью "Эко-Эксперт" лицензии от 01.10.2013 серии 061 N 00074/11 и недействительным приказ от 31.10.2017 N09/1244 о переоформлении обществу с ограниченной ответственностью "Эко-Эксперт" лицензии от 01.10.2013 серии 061 N 00074/11 на сбор отходов I-IV классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности, утилизацию отходов III-IV классов опасности, обезвреживание отходов II-IV классов опасности.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11432/2020
Истец: ПРОКУРАТУРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии
Третье лицо: ООО "ЭКО-ЭКСПЕРТ"