г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А50-29317/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Захаров В.П., паспорт, директор;
от заинтересованного лица: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 апреля 2021 года
по делу N А50-29317/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" (ОГРН 1065911038214, ИНН 5911049539)
к Администрации Александровского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025901676404; ИНН 5910001284)
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" (далее - заявитель, общество "ЖЭК Мастер") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления N 598 от 15.10.2020, принятого Администрацией Александровского муниципального района Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда обжаловано обществом "ЖЭК Мастер" в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что в материалах дела отсутствуют и заинтересованным лицом не представлены документы, подтверждающие участие общества "ЖЭК Мастер" в открытом конкурсе и подаче заявления, соответственно, не доказаны основания для включения общества в перечень организаций для управления многоквартирным домом (далее - МКД), в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация возражений на апелляционную жалобу не представила.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по информации с официального сайта Российской Федерации о проведении торгов torgi.gov.ru 13.08.2020, Администрацией был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран (извещение N 130820/0227199/01). Срок подачи заявок для участия - 17.09.2020.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 130820/0227199/01 от 18.09.2020 N 1, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами признан несостоявшимся, что послужило основанием для принятия заинтересованным лицом постановления от 15.10.2020 N 598 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - постановление от 15.10.2020 N 598), в соответствии с которым общество "ЖЭК Мастер" определено управляющей организацией по управлению многоквартирными домами согласно приложению 1 к постановлению.
Постановлением от 09.11.2020 N 686 внесены изменения в постановление от 15.10.2020 N 598 в части сроков его вступления в законную силу.
Общество "ЖЭК Мастер", не согласившись с вынесением постановления от 15.10.2020 N 598, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку постановление незаконно возлагает на общество обязанности, которые общество не сможет выполнять в связи со значительной территориальной удаленностью от месторасположения МКД, отсутствием материальной базы и ремонтноэксплуатационного участка на соответствующей территории, а также отсутствием технической документации, необходимой для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, не установив совокупность оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Частью 5 статьи 200 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 названной статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 данной статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 этой же статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В соответствии с частью 8 статьи 161, частью 6 статьи 200 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций (абзац 1).
В соответствии с пунктом 10 Правил уполномоченный орган:
а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор;
б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что оспариваемым постановлением общество "ЖЭК Мастер" было определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: п. Ивакинский карьер, ул. Гагарина, 5, ул. Калинина, 2, ул. Калинина, 3, п. Всеволодо-Вильва ул. Советская, 62, ул. Советская, 64, ул. Ленина, 8, ул. Ленина, 10, ул. Габова, 65, ул. Свободы, 79, г. Александровск, ул. Кирова, 5, ул. Кирова, 22, ул. Кирова, 34, ул. Красина, 4, ул. Ленина, 9, ул. Пионерская, 4, ул. Чапаева, 2, ул. Чернышевского, 4, ул. Чернышевского, 6, ул. Чернышевского, 8, ул. Ленина, 30, ул. Мехоношина, 8а, ул. Пионерская, 8, п. Луньевка, ул. Лермонтова, 321, ул. Лермонтова, 30, п. Лытвенский, ул. 9 Пятилетки, 1, ул. 9 Пятилетки, 3, г. Александровск, ул. 3 Интернационала, 18, ул. 3 Интернационала, 20, ул. 3 Интернационала, 22, ул. 3 Интернационала, 24, ул. Гайдара, 73, ул. Ким, 18, ул. Кирова, 3, ул. Деменева, 2а в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация.
Данное постановление было издано после того, как признан несостоявшимся открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Также суд установил, что постановлением администрации Александровского муниципального района от 13.08.2019 N 360 "О внесении изменений в постановление администрации от 23.07.2019 N 308 "Об утверждении перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован" общество "ЖЭК Мастер" (ИНН 5911049539) по заявлению от 09.08.2019 включено в соответствующий Перечень организаций.
В дальнейшем, постановлениями Администрации от 18.12.2019 N 779, от 28.01.2020 N 21, от 06.10.2020 N 526, были внесены изменения в отношении перечня иных управляющих компаний.
Руководствуясь положениями пункта 5 Правил N 1616, установив, что общество "ЖЭК Мастер" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включено в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вынесение Администрацией постановления от 15.10.2020 N 598 об определении общества "ЖЭК Мастер" управляющей организацией по управлению многоквартирными домами соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и прав общества не нарушает.
Факт неучастия общества в открытом конкурсе не является препятствием для издания оспариваемого постановления.
Доводы апеллянта о непредставлении в материалы дела заявления от 09.08.2019, на основании которого общество было включено в перечень организаций для управления многоквартирными домами постановлением Администрации от 23.07.2019 N 308 (в редакции постановления от 13.08.2019 N 360), подлежат отклонению, поскольку отсутствие данного заявления в материалах настоящего дела не исключает его реального существования.
При этом как верно отмечено судом, сведений об оспаривании постановления Администрации от 13.08.2019 N 360, которым общество "ЖЭК Мастер" включено в соответствующий Перечень организаций, не представлено, равно как и не представлено сведений о подаче обществом заявления об исключении из соответствующего Перечня организаций до 22.01.2021.
Общество "ЖЭК Мастер" самостоятельно приняло решение и направило заявление о включении в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами N 1616.
Подавая заявление на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, общество "ЖЭК Мастер" должно самостоятельно оценить возникновение возможных рисков и наступление негативных последствий при подаче заявления, а также нести ответственность в случае принятия решения органом местного самоуправления о назначении такой организации в качестве управляющей для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Судом первой инстанции были рассмотрены и обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что при выборе общества в качестве управляющей компании Администрацией не было учтено территориальное месторасположение общества и отсутствие материальной базы для исполнения обязанностей по управлению многоквартирными домами, поскольку данные критерии положениями Правил N 1616 не предусмотрены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2018 N 331 данные Правила дополнены разделом VII (п. 27), регулирующим вопросы организации взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме при осуществлении управления многоквартирным домом. Заявитель, являясь управляющей организацией многоквартирных домов, в соответствии с пунктом 27 Правил наделен правом организовать своё представительство в непосредственной близости от многоквартирных домов, находящихся у него в управлении.
Как верно отметил суд, в обоснование довода о непредставлении технической документации заявитель, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представил соответствующие доказательства, в частности запросы о передаче документации, соответствующие ответы.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с Правилами N 1616, управляющая организация осуществляет временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года. Данное правовое регулирование с учетом положений статьи 161 ЖК РФ направлено на защиту гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым постановлением, со ссылками на значительную территориальную удаленность от месторасположения МКД, отсутствие материальной базы и ремонтноэксплуатационного участка на соответствующей территории, а также отсутствие технической документации, необходимой для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на законность решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют и действующему законодательству.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При принятии апелляционной жалобы к производству заявителю на основании статей 64, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, в связи с чем с общества "ЖЭК Мастер" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2021 года по делу N А50-29317/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" (ОГРН 1065911038214, ИНН 5911049539) в доход федерального бюджета 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29317/2020
Истец: ООО "ЖЭК МАСТЕР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ