г. Чита |
|
7 июля 2021 г. |
Дело N А19-18472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.И. Кайдаш при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18472/2020 по заявлению администрации Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконным решения от 17.07.2020 N 038/01/17-915/2020,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Скубаева А.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Голято О.Г.
от заявителя: Борисов О.И., представитель по доверенности от 29.12.2020, Клименко И.А., представитель по доверенности от 03.02.2021;
от заинтересованного лица: Счастливцева Ю.А., представитель по доверенности от 11.02.2021;
от третьих лиц:
администрация Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255398, ИНН 3821001560): не было;
Каменьщиковой Натальи Федоровны (адрес: 666035, Иркутская обл., г. Шелехов): Каменьщикова Н.Ф.;
Индивидуального предпринимателя Стельмахович Ольги Викторовны (ОГРН 305384833300021, ИНН 382102613947): не было;
общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (ОГРН 1063848018585, ИНН 3821014249): не было;
общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (ОГРН 1163850074112, ИНН 3810064470): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Администрация Шелеховского городского поселения, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 038/01/17-915/2020 от 17.07.2020.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2021 требования заявителя удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Из апелляционной жалобы и дополнения к ней следует, что выводы суда являются ошибочными, сделанными без учета всех обстоятельств.
Представители администрации Шелеховского городского поселения в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу администрация Шелеховского городского поселения просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель Каменьщикова Н.Ф. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы Управления.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Каменьщикова Н.В просит удовлетворить апелляционной жалобу.
Представитель индивидуального предпринимателя Стельмахович О.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ООО "Народный маршрут" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом,
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ООО "Народный маршрут" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Пассажирские перевозки" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом,
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.04.2021, 02.06.2021.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Четвертого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Антоновой О.П. на судью Кайдаш Н.И.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается в апелляционной жалобе, что 16 января 2020 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации Шелеховского городского поселения организатором торгов - Администрацией Шелеховского городского поселения опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам в городе Шелехове и Шелеховском муниципальном районе N 1/2020, а также конкурсная документация.
Извещение содержало информацию о проведении открытого конкурса по лоту N 1 (муниципальные маршруты N 101, 102, 104, 112) и по лоту N 2 (маршруты N 103, 103а, 105).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступили обращения Каменьщиковой Н.Ф. (вх. N 1033/20 от 28 января 2020 года), индивидуального предпринимателя Стельмахович О.В. (вх. N 2666/20 от 27 февраля 2020 года) о проверке вопроса о возможном нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Шелеховского городского поселения при проведении открытого конкурса.
Приказом Иркутского УФАС России от 08 мая 2020 года N 038/123/20 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Шелеховского городского поселения по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившимся в проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам (порядковые номера маршрутов No 101, 102, 104, 112, 103, 103а, 105) регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам в Шелеховском районе (по извещению от 16 января 2020 года) при условиях прекращения соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Шелеховского муниципального района в период проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, в частности, отказу заинтересованных хозяйствующих субъектов от участия в торгах.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принято решение N 038/01/17-915/2020 от 17.07.2020.
В пункте 1 данного решения антимонопольный орган:
"признал Администрацию Шелеховского городского поселения нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с совершением действий, выразившихся в проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам (порядковые номера маршрутов N 101, 102, 104, 112, 103, 103а, 105) регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам в Шелеховском районе (по извещению от 16 января 2020 года) при условиях прекращения соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Шелеховского муниципального района в период проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, в частности, отказу заинтересованных хозяйствующих субъектов от участия в торгах".
Администрация Шелеховского городского поселения посчитав, что указанное решение нарушает её права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, между администрации Шелеховского городского поселения и администрацией Шелеховского муниципального района заключено 10.01.2020 Соглашение N СГЛ-2/2020 "О передаче отдельных полномочий администрацией Шелеховского муниципального района администрации Шелеховского городского поселения "город Шелехов" по решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Как установил суд апелляционной инстанции, данное соглашение заключено сторонами в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком заключения соглашений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Шелеховского района, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения принятого решением Думы Шелеховского муниципального района от 25.02.2016 N 5-рд, Устава Шелеховского района.
Предметом соглашения является передача Администрацией района, Администрации города полномочий по решению вопросов местного значения Шелеховского района в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (переданные полномочия) (п.1.1):
1.1.1. разработка и принятие документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах Шелеховского района (далее - муниципальные маршруты);
1.1.2. разработка и принятие порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов;
1.1.3. установление, изменение и отмена муниципальных маршрутов, а также установление и изменение вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам (по регулируемым или нерегулируемым тарифам);
1.1.4. ведение реестра муниципальных маршрутов;
1.1.5. размещение сведений, включенных в реестры муниципальных маршрутов, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
1.1.6. осуществление функций муниципального заказчика при обеспечении осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам;
1.1.7. выдача и переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, прекращение его действия, а также обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту;
1.1.8. выдача и переоформление карт муниципального маршрута;
1.1.9. организация осуществления контроля за выполнением иных, не указанных в части 1 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
1.10 организация и создание условий доступности транспортных услуг по единым социальным проездным билетам либо электронным проездным билетам на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением, либо электронным социальным проездным билетам на основе использования электронного носителя для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области;
1.1.11 организация учета объемов транспортных услуг, предоставляемых перевозчиками отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области;
1.1.12 организация электронного учета поездок на территории Шелеховского района, где действует электронный социальный проездной билет;
1.1.13 информирование населения о пунктах, порядке и сроках реализации (выдачи) единых социальных проездных билетов, электронных проездных билетов на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением и электронных социальных проездных билетов на основе использования электронного носителя.
1.2 Реализацию переданных полномочий осуществляет Администрация города, действующая в пределах полномочий, определенных настоящим Соглашением, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Шелехова, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.3 Администрация района в целях реализации переданных полномочий передает Администрации города частичное исполнение следующих полномочий:
1.3.1. обеспечение правового сопровождения, необходимого для реализации настоящего Соглашения: подготовка и принятие в соответствии с законодательством муниципальных правовых актов города Шелехова, обеспечивающих осуществление переданных полномочий, заключение договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами;
1.3.2. организационное, программное сопровождение мероприятий по осуществлению переданных полномочий;
1.3.3. взаимодействие с органами власти различных уровней, предоставление информации (аналитических справок, отчетов и т.д.) по осуществлению переданных полномочий.
Разделом 2 соглашения и приложением N 1 к соглашению, сторонами определена финансовая сторона передачи полномочий.
Согласно пункту 5.1 соглашение действует с 01.01.2020 по 29.02.2020.
Из указанного следует, что соглашением Администрации поселения предусмотрены полномочия, в том числе, осуществление функций муниципального заказчика при обеспечении осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам (п.1.6), по выдаче и переоформлению свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, прекращение его действия (п.1.7), выдача и переоформление карт муниципального маршрута (п.1.8).
Реализуя полномочия в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Шелеховского муниципального района, Администрацией Шелеховского городского поселения 16.01.2020 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам в городе Шелехове и Шелеховском муниципальном районе N 1/2020.
В соответствии с содержанием извещения ответчиком установлены следующие сроки для проведения конкурсных процедур:
- прием конкурсных заявок осуществляется с 16 января 2020 года по 20 февраля 2020 года;
- вскрытие конвертов производится 21 февраля 2020 года;
- рассмотрение заявок осуществляется с 25 февраля 2020 года по 06 марта 2020 года;
- оценка и сопоставление заявок производится 18 марта 2020 года;
- подведение итогов открытого конкурса проходит 25 марта 2020 года.
Из указанного следует, что на момент организации указанного конкурса полномочия Администрации Шелеховского городского поселения вытекали из Соглашения от 10.01.2020 N СГЛ-2/2020 "О передаче отдельных полномочий администрацией Шелеховского муниципального района администрации Шелеховского городского поселения "город Шелехов" про решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Антимонопольный орган, признавая решением N 038/01/17-915/2020 от 17.07.2020 Администрацию Шелеховского городского поселения нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исходил того, что её противоправные действия, выразившиеся в проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам (порядковые номера маршрутов N 101, 102, 104, 112, 103, 103а, 105) регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам в Шелеховском районе (по извещению от 16 января 2020 года) при условиях прекращения соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Шелеховского муниципального района в период проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, в частности, отказу заинтересованных хозяйствующих субъектов от участия в торгах".
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что данные выводы антимонопольного органа являются ошибочными, по следующим основаниям.
Диспозиция ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Между тем, как было установлено выше, полномочия Администрации Шелеховского городского поселения на проведение указанного конкурса вытекают из Соглашения от 10.01.2020 N СГЛ-2/2020, что не оспаривается сторонами.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что пункт 5.1 соглашения который устанавливает, что соглашение действует с 01.01.2020 по 29.02.2020, не ограничивает право Администрации Шелеховского городского поселения на завершение объявленного конкурса и выдачи соответствующих документов его участникам и победителям, до передачи Администрации монопольного района отчета по исполнению полномочий и передачи документации конкурса.
Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае, считает возможным применить аналогию ст. 453 Гражданского кодекса РФ, а также толкование, данное в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора".
Так, данным Постановлением разъяснено, что "разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.
Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон (п. 3).
Следовательно, истечение полномочий Администрации поселения 29.02.2020 предоставленных соглашением, не означает, что у неё прекращаются полномочия на подведение итогов объявленного им конкурса и выдачу соответствующей документации участникам по результатам подведения итогов.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что стороны на законных основаниях продлили полномочия Администрации поселения, вытекающие из Соглашения от 10.01.2020 N СГЛ-2/2020 заключив дополнительное соглашение от 25.03.2020 года, которым пункт 5.1 Соглашения от 10.012020 изложен в редакции, устанавливающей его действие с 01.01.2020 по 30.04.2020 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что дополнительное соглашение от 25.03.2020 года, в антимонопольный орган не представлялось, суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку считает данное соглашение не меняющим существа полномочий Администрации поселения, полномочия которого на проведение и подведение итогов объявленного им конкурса сохраняются не зависимо от срока действия Соглашения от 10.01.2020.
Суд апелляционной инстанции считает, что непредоставление участниками антимонопольного разбирательства документов (сведений), обосновывающих законность действий участников антимонопольного разбирательства, само по себе не может повлечь принятие антимонопольным органом решения о нарушении данным лицом антимонопольного законодательства.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что довод антимонопольного органа о прекращении заявителем полномочий по решению вопросов местного значения в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Шелезовского муниципального района в период проведения торгов, является ошибочным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация поселения при проведении торгов допустила действия которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в рассматриваемом конкурсе.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "22" марта 2021 года по делу N А19-18472/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18472/2020
Истец: Администрация Шелеховского городского поселения
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Администрация Шелеховского муниципального района, Каменьщикова Наталья Федоровна, ООО "Народный маршрут", ООО "Пассажирские перевозки", Стельмахович Ольга Викторовна, Четвёртый арбитражный апелляционный суд