город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2021 г. |
дело N А32-55655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Зимоглядова А.В. по доверенности от 01.02.2021,
от ответчика: Новиков Е.В. по доверенности от 02.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром Газораспределение Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.04.2021 по делу N А32-55655/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкгазсервис"
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Краснодар"
при участии третьих лиц - общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комплекс "Зеленая линия", Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тихорецкгазсервис" (далее - истец, общество "Тихорецкгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - ответчик, общество "Газпром газораспределение Краснодар") о взыскании неосновательного обогащения в размере 4610163 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комплекс "Зеленая линия", Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 (с учетом исправительного определения от 13.05.2021) иск удовлетворен, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Судом установлен факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку последний не компенсировал понесенные истцом затраты на восстановление газоснабжения потребителей, включенные в состав расходов ответчика приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 8/2020-газ от 26.02.2020.
Общество "Газпром газораспределение Краснодар" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Судом не дана оценка тому, что плата за технологическое присоединение устанавливается для конкретного ГРО, а в случае подключения по индивидуальному проекту - в отношении конкретного заявителя. В установленном за технологическое подключение размере платы компенсационных затрат не установлено, в связи с чем, неосновательно обогащение на стороне ответчика отсутствует.
По представленным в материалы дела нарядам не представляется возможным установить место проведения работ, что исключает указание на точное количество абонентов, которым были произведены работы по пуску газа.
Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств об отложении судебного разбирательства, обязании истца предоставить развернутый расчет задолженности с указанием вида выполненных работ и их количества в соответствии с нарядами-допусками. Договор между истцом и ответчиком не заключался.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Тихорецкгазсервис" жалобу не признало, просило решение суда оставить без изменения, указав, что в отсутствие договорных отношений между сторонами, по основаниям, указанным в исковом заявлении, в рамках данного спора истец не должен был доказывать ответчику объем каких-либо работ. Мероприятия по восстановлению газоснабжения истец осуществлял как эксплуатационная организация на своих сетях, которые были вызваны необходимостью подключения ответчиком к сети газораспределения объекта ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия" (третье лицо), что подтверждается приобщаемыми к материалам дела документами (нарядами-допусками, планом организации и производства газоопасных работ).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2019 года общество "Газпром газораспределение Краснодар", являясь газораспределительной организацией (далее - ГРО), производило работы по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения объекта ООО "Тепличный комплекс "Зеленая линия" (третье лицо), расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Тихорецкий, Фастовецкий с/о, на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0301011:87.
Письмами N 3-03-06/979 от 09.09.2019 и N 3-03-06/1007 от 13.09.2019 ответчик просил истца, являющегося ГРО на смежных и технологически-связанных сетях газораспределения, согласовать проведение работ по врезке указанного объекта на 16.09.2019.
Письмом N 3-03-09/1010 от 16.09.2019 работы по врезке объекта третьего лица перенесены ответчиком по техническим причинам на 17.09.2019.
На основании ответа общества "Тихорецкгазсервис" N 601 от 16.09.2019 указанные работы были согласованы при условии компенсации со стороны ответчика затрат, которые произведет истец для восстановления газоснабжения потребителей, подключенных к технологически-связанным сетям и которые будут отключаться на период проведения ответчиком работ по врезке объекта третьего лица, а именно потребителей населенных пунктов: ст. Фастовецкой, х. Тихонький, п. Криница, п. Каменный, п. Восточный, п. Парковый Промзона, п. Крутой, п. Степной, п. Урожайный, ст. Новоромановская, п. Шоссейный, п. Садовый, п. Зеленый, ст. Терновской.
Обществом "Газпром газораспределение Краснодар" в адрес общества "Тихорецкгазсервис" направлен запрос N 3-03-06/850 от 07.08.2019 о предоставлении расчета планируемых затрат и объема расхода газа на технологические нужды сетей газораспределения, эксплуатируемых истцом. Предварительный расчет затрат истца на восстановление газоснабжения потребителей направлен ответчику письмом N 383 от 15.08.2019
В дальнейшем письмом N 488 от 07.10.2019 общество "Тихорецкгазсервис" уведомило ответчика о фактически выполненных мероприятиях с приложением расчетов понесенных затрат, а также расчетом расхода газа на технологические нужды, возникшего при осуществлении ответчиком врезки объекта третьего лица, и необходимого для продувки и заполнения газом трубопроводов и газового оборудования (ГРП, ШРП, ПГБ, ГРУ, ПУРГ, индивидуальных ШРП), эксплуатируемых истцом.
Затраты истца сложились в результате выполнения следующих мероприятий: уведомление абонентов, прекращение подачи газа и повторный пуск газа 7868 абонентов (включая ИЖС и квартиры в МКД), 12 котельных, 3 промышленных объекта, 5 ШУУРГ, 34 ШРП, 7 ГРП (ГРУ), 2524 ГРПШ ИЖС, 73 ГРПШ коммунально-бытовых и промышленных предприятий, а также выход газа при продувке системы газоснабжения и настройки технологического оборудования (технологические нужды) в объеме 21472 м3.
В свою очередь, общество "Газпром газораспределение Краснодар", используя документы, подготовленные сотрудниками истца, направило их с заявкой в РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края с целью включения затрат истца в состав расходов ответчика, связанных с осуществлением подключения (технологического присоединения) объекта третьего лица к сети газораспределения и установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, для дальнейшей компенсации истцу затрат после установления ответчику тарифа.
Приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.02.2020 N 8/2020-газ утверждены расходы ответчика, связанные с осуществлением подключения (технологического присоединения) объекта третьего лица к сети газораспределения по индивидуальному проекту. Затраты истца на выполнение мероприятий по восстановлению газоснабжения потребителей включены РЭК-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края в расходы ответчика в размере 4610163 руб. и признаны подлежащими компенсации ответчиком в адрес истца в указанном размере.
В соответствии с письмом N ТК-648 от 22.09.2020, полученным от третьего лица, договор о подключении между ООО "Тепличный комплекс "Зеленая линия" и обществом "Газпром газораспределение Краснодар" полностью исполнен.
Во исполнение своих обязательств ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия" в полном объеме перечислило обществу "Газпром газораспределение Краснодар" плату за подключение объекта, установленную Приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 8/2020-газ от 26.02.2020, в которую, в том числе, входят расходы общества "Тихорецкгазсервис" на восстановление газоснабжения потребителей.
07.10.2020 истец направил в адрес ответчика претензию N 586 о перечислении причитающихся денежных средств в счет компенсации затрат, произведённых истцом в связи с восстановлением газоснабжения потребителей населенных пунктов, вызванного необходимостью подключения ответчиком к сети газораспределения объекта третьего лица.
На указанную претензию от ответчика поступил ответ N СА-01/1-13-02/3036 от 09.11.2020 о том, что для рассмотрения вопроса урегулирования задолженности необходимо предоставить документы, подтверждающие выполнение работ.
Изложенное послужило основанием для предъявления иска по настоящему делу.
В силу статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Пунктом 96 Правил N 1314 предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
После окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (пункт 105 Правил N 1314).
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021).
В разделе VI.2 Основных положений N 1021 определены виды платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям: стандартизированные тарифные ставки (пункт 26(21)), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (пункт 26(22)), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа (пункт 26(23)).
Согласно пункту 26(23) Основных положений N 1021 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 82 с учетом внесенных изменений в абзац 6, действующей с 09.02.2018, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом (до внесения изменений в указанный абзац - прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения); прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16.08.2018 N 1151/18.
На территории Краснодарского края органом исполнительной власти, наделенным полномочием по установлению размеров платы и (или) ставок (регулирующим органом), является Региональная энергетическая комиссия Краснодарского края.
Таким образом, при определении, в том числе величины платы за подключение по индивидуальному проекту, РЭК в соответствии со статьей 23.2 Закона о газоснабжении руководствуется процедурой и порядком, предусмотренными Методическими указаниями.
В соответствии с подп. "к" пункта 16 Методических указаний для установления размера платы за подключение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту газораспределительная организация представляет регулирующему органу копии документов, подтверждающих владение на праве собственности или на ином законном основании существующей газораспределительной сетью, к которой планируется подключение объектов капитального строительства заявителя или согласие основного абонента.
В силу второго абзаца пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу пункта 87 Правил N 1314 в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения, в частности, для случая, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение таким органом.
Факт осуществления технологического присоединения документально подтвержден и сторонами не оспаривается.
Приказом Федеральной службы по тарифам России N 666-э от 24.04.2014 в отношении общества "Тихорецкгазсервис" введено государственное регулирование в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории Краснодарского края, общество включено в реестр субъектов естественных монополий в разделе "Транспортировка газа по трубопроводам". Тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.2018 N 1856/18 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Тихорецкгазсервис" на территории Краснодарского края" сроком на 5 лет.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО "Тихорецкгазсервис" выдана лицензия N ВХ-30-004670 от 24.03.2014 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Письмом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 57.09-12-7432/20 от 30.10.2020 регулирующий орган подтвердил, что установил обществу "Газпром газораспределение Краснодар" плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту заявителя ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия" в общем размере 7785645 руб. (без учета НДС) на основании Приказа N 8/2020-газ от 26.02.2020, с разбивкой расходов по каждому мероприятию. Также РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края указал, что для установления вышеуказанной платы именно обществом "Газпром газораспределение Краснодар" были заявлены в регулирующий орган расходы общества "Тихорецкгазсервис" на восстановление газоснабжения потребителей при производстве работ по подключению объекта ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия", которые в дальнейшем были учтены в составе расходов в сумме 4610163 руб. (без учета НДС).
Для обоснования соответствующих расходов ответчиком предоставлены в РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края следующие документы: пояснительная записка общества "Тихорецкгазсервис" к расчету затрат на восстановление газоснабжения потребителей; план организации и производства газоопасных работ; расчет затрат на восстановление газоснабжения потребителей; выписки из прейскуранта и штатного расписания общества "Тихорецкгазсервис"; расчет часового ФОТ общества "Тихорецкгазсервис", подготовленные специалистами общества "Тихорецкгазсервис".
На совместном совещании в РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края по вопросу утверждения тарифа на технологическое присоединение вышеуказанного объекта представители ответчика и третьего лица по объемам выполненных истцом мероприятий, размеру затрат и документам, подготовленным истцом, замечаний не заявили, и ответчик представил их в регулирующий орган, в связи с чем сумма затрат истца была включена в состав расходов ответчика в размере 4610163 руб.
Приказ РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.02.2020 N 8/2020-газ об установлении платы за технологическое присоединение не оспорен и не признан недействительным.
Ответчик размер затрат истца и утвержденный регулирующим органом тариф не оспаривал, с подтверждающими документами ознакомлен и принял их, после чего самостоятельно представил указанные документы в регулирующий орган для установления на основании них тарифа; при этом приказ РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 8/2020-газ от 26.02.2020 не обжаловал.
По указанным обстоятельствам следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик согласился с размером затрат истца путем их обоюдного согласования и представления в регулирующий орган в качестве обоснования для утверждения тарифа, для дальнейшего перечисления их в адрес истца после получения от третьего лица оплаты по договору технологического присоединения в размере тарифа, утвержденного приказом РЭК.
При этом стоимость газа на технологические нужды в указанном объеме была полностью оплачена истцом в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (поставщика газа) на основании договора поставки газа на технологические нужды и потери на сетях газораспределения N 25-3-00060/19 от 28.12.2018, согласно которому поставщик газа обязуется поставлять, а истец обязуется принимать и оплачивать поставляемый газ для технологических нужд и потерь в системе распределения газа, возникающих в процессе эксплуатации сетей газораспределения истца. Согласно пункту 4.3.1 договора фактический объем газа устанавливается по статье "Технологические нужды": на проведение ремонтно-технологических операций в соответствии с фактическим количеством и типом выполненных операций. В соответствии с пунктом 3 договора отчетным и платежным периодом является календарный месяц в соответствии с фактически проведенными операциями на сетях газораспределения. Фактический объем газа на технологические нужды и потери в сетях истца закрывается ежемесячно и оплачивается в адрес поставщика газа. Соответствующий расчет объемов газа на технологические нужды, затраченных при выполнении мероприятий по восстановлению газоснабжения потребителей, подключенных к сетям газораспределения, эксплуатируемым истцом, вызванных подключением ответчиком объекта третьего лица, предоставлен ответчику и поставщику газа (обществу "Газпром межрегионгаз Краснодар") и принят ими без замечаний и разногласий.
Более того, на основании расчета, подготовленного истцом, затраты по выходу газа были также включены приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 8/2020-газ от 26.02.2020 в расходы ответчика, а поставщик газа (общество "Газпром межрегионгаз Краснодар") в рамках исполнения договорных обязательств по договору N 25-3-00060/19 от 28.12.2018 выставил в адрес истца счет-фактуру и товарную накладную N 119148Г19 от 30.09.2019 на отпуск газа за технологические нужды и потери с учетом объема газа в размере 21472 м3, затраченные истцом на проведение мероприятий по восстановлению газоснабжения потребителей в сентябре 2019 года, исходя из фактического объема газа, израсходованного истцом на проведение всего объема технологических операций. Стоимость выставленного поставщиком газа объема на технологические потери в сентябре 2019 года оплачена истцом поставщику газа в полном объеме и никем не оспаривалась, что подтверждается платежным поручением N 857 от 31.10.2019.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа приведенной нормы права, а также разъяснений, содержащихся в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, размер неосновательного обогащения.
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации применение правил о неосновательном обогащении допускается к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Решающее значение для квалификации обязательства по статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет не характер поведения приобретателя (правомерное или противоправное), а отсутствие установленных законом или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие договора между истцом и ответчиком не исключает взыскание неосновательного обогащения, поскольку основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Мероприятия по восстановлению газоснабжения были вызваны необходимостью подключения обществом "Газпром газораспределение Краснодар" к сети газораспределения объекта ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия", общество "Тихорецкгазсервис" осуществляло их как эксплуатационная организация на своих сетях. Договорные отношения у истца с ответчиком отсутствуют, истец производил технологические мероприятия, необходимость которых вызвана подключением к смежным сетям ответчика капитального объекта третьего лица.
По указанным основаниям ответчик должен был компенсировать истцу вынужденные затраты, связанные с отключением (приостановлением подачи газа) потребителей истца, для возможности подключения ответчиком объекта третьего лица.
Плата за технологическое присоединение, утвержденная приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 8/2020-газ от 26.02.2020, получена ответчиком от третьего лица в полном объеме, вместе с тем причитающаяся обществу "Тихорецкгазсервис" компенсация, заложенная в затраты общества "Газпром газораспределение Краснодар" по подключению объекта ООО "Тепличный комплекс" Зеленая линия", в размере 4610163 руб. (без учета НДС) до настоящего времени истцу не оплачена.
Поскольку в рассматриваемом случае истцом доказано удержание ответчиком спорных денежных средств в отсутствие правовых оснований, судом обоснованно удовлетворен иск в полном объеме.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела, следует отклонить.
Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает основания для отложения судебного разбирательства и не содержит в качестве таковых ознакомление с материалами дела.
Суд первой инстанции отклонил ходатайство ответчика, заявленное в день принятия решения, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения. В ходатайстве ответчик не ссылается на какие-либо обстоятельства, по которым дело не может быть рассмотрено в его отсутствие, в том числе на то, что им могут быть представлены какие-либо доказательства либо пояснения, имеющие значение для рассмотрения дела. Кроме того, с момента возбуждения производства по данному делу (28.12.2020) у ответчика было достаточно времени (более 2-х месяцев) для ознакомления с материалами дела, подготовки мотивированных возражений на иск и предоставления дополнительных доказательств.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 по делу N А32-55655/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55655/2020
Истец: ООО Тихорецкгазсервис
Ответчик: АО "Газпром газораспределение Краснодар"
Третье лицо: ООО "Тепличный комплекс "Зеленая линия", Региональная энергетическая комиссия- Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Региональная энергетическая комиссия Департамента цен и тарифов Краснодарского края