г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А50-21272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны: Сунцева П.В., доверенность от 18.06.2020, паспорт,
от заинтересованного лица - Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: Тарасюк А.А., доверенность N 059-22-01-17/2-71 от 16.12.2020, паспорт; Шардакова С.Н., доверенность N 059-22-01-17/2-54 от 15.12.2020, удостоверение;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Чкаловский - Народный": Бейфус О.А., доверенность N 3 от 01.02.2021, паспорт;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет": Стогова А.А., доверенность N 4 от 11.01.2021, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 марта 2021 года по делу N А50-21272/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 304590635500420, ИНН 590613506037)
к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Чкаловский-Народный" (ОГРН 1055901762058, ИНН 5904131694), общество с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет" (ОГРН 1025901366204, ИНН 5906050948)
о признании недействительными разрешений на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Клепцина Татьяна Сергеевна (далее - заявитель, ИП Клепцина Т.С.) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением с требованиями: признать недействительными выданные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми обществу с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет": разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 ООО "Голд-Маркет" 16.08.2019 на строительство торгового комплекса площадью 18 476,2 кв.м N 59-RU90303000-134-2019; выданное взамен выданного разрешения на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 разрешение на строительство N 59-RU90303000-134-2019/1 от 02.12.2020 в связи с внесением изменений на Торговый комплекс по ул. Куйбышева 147 в Свердловском районе г. Перми (с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 АПК РФ протокольным определением суда первой инстанции от 22.03.2021).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ИП Клепцина Т.С. обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит принять к производству суда уточненные исковые требования, заявленные требования удовлетворить в полном объеме: признать недействительными выданные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми обществу с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет": разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 ООО "Голд-Маркет" 16.08.2019 на строительство торгового комплекса площадью 18 476,2 кв.м N 59-RU90303000-134-2019; выданное взамен выданного разрешения на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 разрешение на строительство N 59-RU90303000-134-2019/1 от 02.12.2020 в связи с внесением изменений на Торговый комплекс по ул. Куйбышева 147 в Свердловском районе г. Перми; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2020 N 59-RU90303000-134-2019, на Торговый комплекс по ул. Куйбышева 147 в Свердловском районе г. Перми, 1 этап расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева 147, на земельном участке (земельных участках) с кадастровым номером: 59:01:4413644:166.
В апелляционной жалобе заявителем приведены следующие доводы: судом необоснованно не приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя; из-за отказа суда в принятии обеспечительных мер нарушение прав заявителя продолжилось в период рассмотрения дела; суд не мотивировал, на основании каких норм права пришел к выводу, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для оспаривания разрешения на строительство от 16.08.2019 на момент подачи настоящего заявления истек; суд существенно нарушил нормы ст. 69 АПК РФ о преюдиции; судом не применена ст. 247 ГК РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 30.06.2021.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения настоящего дела произведена замена судьи Риб Л.Х. на судью Семенова В.В..
В дополнение к апелляционной жалобе заявителем представлены письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ, которые приобщены к материалам дела протокольным определением от 30.06.2021.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованного лица указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц (ООО "Голд-Маркет" и ООО "Чкаловский - Народный") также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в письменных отзывах на жалобу, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела копии документов, послуживших основанием для выдачи оспариваемых разрешений на строительство, представленные Департаментом по запросу суда; документы, приложенные заявителем к письменным пояснения по делу; а также документы ООО "Голд-Маркет", представленные последним к отзыву на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса.
Как следует из материалов дела, Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми обществу с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет" выдано разрешение на строительство N 59-RU90303000-134-2019 от 16.08.2019 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 торгового комплекса по ул. Куйбышева, 147 в Свердловском районе г. Перми площадью 18 476,2 кв.м.
26.11.2020 в Департамент поступило заявление (уведомление) ООО "Голд-Маркет" о внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство, застройщик просил разделить основные технико-экономические показатели объекта на 2 этапа для раздельного ввода этапов в эксплуатацию.
02.12.2020 взамен выданного разрешения на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4413644:166 Департаментом выдано разрешение на строительство N 59-RU90303000-134-2019/1 от 02.12.2020.
ИП Клепцина Т.С., полагая, что выданные Департаментом обществу "Голд-Маркет" разрешение на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 и разрешение на строительство от 02.12.2020 N 59-RU90303000-134-2019/1 не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
В соответствии с Положением о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193, департамент является функциональным органом администрации города Перми, уполномоченным в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми, на основании п. 3.2.1.10 которого Департамент принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства, о прекращении действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГРК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы, перечисленные в пунктах 1-10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
В редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ слова "в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство" из абзаца первого части 7.1 ст. 51 ГрК РФ исключены.
Документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений (ч. 7.2 ГрК РФ).
В силу ч. 11 ст. 51 ГРК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ, вступившего в силу 28.12.2019, действия, предусмотренные ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, с указанной даты должны быть осуществлены уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Постановлением Администрации города Перми от 25.06.2012 г. N 51-П утвержден Административный регламент предоставления департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми муниципальной услуги "Подготовка и предоставление разрешений на строительство объектов капитального строительства, внесение изменений в выданное разрешение на строительство объектов капитального строительства", которым определен стандарт и порядок предоставления указанной муниципальной услуги в администрации города Перми (далее - Административный регламмент).
Данным Административным регламентом установлен, в том числе, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в случае выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства (ОКС); исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в случае внесения изменений в разрешение на строительство ОКС (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); перечень документов, получаемых в рамках межведомственного взаимодействия, при предоставлении муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случае подачи заявления о выдачи разрешения на строительство ОКС и в случае подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в разрешение на строительство ОКС.
Как следует из материалов дела, 05.08.2019 в департамент поступило заявление ООО "Голд-Маркет" о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Торговый комплекс по ул. Куйбышева, 147 в Свердловском районе г. Перми" на земельном участке с кадастровым N 59:01:4413644:166.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство были приложены следующие документы: заявление ООО "Голд-Маркет" о выдаче разрешения на строительство; копия свидетельства о регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым N 59:01:4413644:33; копия соглашения о совместном использовании земельного участка от 01.08.2019, заключенного между ООО "Голд-Маркет" и ООО "Чкаловский-Народный"; копия ГПЗУ от 21.01.2019 N RU90303000-190059; копия технического паспорта нежилого помещения в доме N 147 по ул. Куйбышева (Литер А7), составленного по состоянию на 14.08.2006; копия технического паспорта нежилого помещения в доме N 147 по ул. Куйбышева (Литер Б), составленного по состоянию на 26.06.2013; копия выписки из ЕГРН от 03.07.2017 N 59/020/801/2017-11714 на помещение с кадастровым N 59:01:4413644:41 по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 147; копия выписки из ЕГРН от 18.12.2017 N 59/020/801/2017-20446 на здание с кадастровым N 59:01:4413644:32 по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 147; письмо Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 24.07.2019 об установлении санитарно-защитных зон; а также проектная документация (шифр 09-10-2018), включая пояснительную записку (раздел 1), схему планировочной организации земельного участка (раздел 2), архитектурные решения (раздел 3), конструктивные и объемно-планировочные решения (раздел 4), проект организации строительства (раздел 6), проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (раздел 7), мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (раздел 10); положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 26.07.2019 N 59-2-1-3-019579-2019; технические отчеты об инженерно-экологических изысканиях, по результатам инженерно-геологических изысканий.
ДГА проведена проверка представленных документов и проектной документации на строительство ОКС на соответствие требованиям градостроительного законодательства и Административного регламента, при этом в порядке межведомственного взаимодействия получены выписки из ЕГРН от 13.08.2019, от 14.08.2019, от 15.08.2019 на земельный участок с кадастровым N 59:01:4413644:166; выписка из ЕГРН от 14.08.2019 на здание с кадастровым N 59:01:4413644:32; выписка из ЕГРН от 14.08.2019 на помещение с кадастровым N 59:01:4413644:41.
Как указывается Департаментом, в рассматриваемом случае ООО "Голд-Маркет" были представлены все необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство документы, проектная документация соответствовала установленным требованиям к строительству ОКС, в связи с чем и было выдано разрешение на строительство N 59-RU90303000-134-2019 со сроком действия до 16.08.2021, а основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовали.
Между тем, проектной документацией на строительство объекта торгового комплекса на земельной участке с кадастровым N 59:01:4413644:166 по ул. Куйбышева, 147 в Свердловской районе г. Перми в целях строительства нового объекта капитального строительства был предусмотрен снос существующего здания торгового центра "Чкаловский".
Для получения разрешения на строительство застройщиком в составе проектной документации был представлен "Проект организации по сносу и демонтажу объектов капитального строительства и их частей" N 09-10-2018-ПОД (раздел 7), получивший положительное заключение экспертизы, согласно которому для очистки площадки под строительство демонтируются все конструкции следующих зданий - Литер А-7, Литер Б, Литер А-А без указания информации о кадастровых номерах сносимых объектов.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу и в органы государственного строительного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 13 ст. 48 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию.
Согласно подп. "б" пункта 10 Положения Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты следующих документов, в том числе реквизиты актов (решений) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа).
Документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 настоящего Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме (п. 11 Положения).
В текстовой части раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", выполняемого при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства должен содержать, в том числе основания для разработки этого проекта, перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу) (подп. "а", "б" п. 24 Положения).
В данном случае, в составе проектной документации раздел "Пояснительная записка" реквизиты актов (решений) собственников зданий о выведении из эксплуатации и ликвидации объектов капитального строительства с Литерами А-7, Б, А-А отсутствуют. Решение собственника (собственников) о сносе принадлежащих ему (им) зданий не представлено.
Следовательно, представленная обществом "Голд-Маркет" проектная документация не соответствовала обязательным требованиям.
Материалами дела подтверждается, что для очистки площадки под строительство предусмотрен снос следующих объектов недвижимости: одноэтажного нежилого помещения под Литером А7, площадью 2030,6 кв.м. с кадастровым N 59:01:4413644:41; двухэтажного нежилого кирпичного здания под Литером А-А, площадью 2863,4 кв.м. с кадастровым N 59:01:4413644:32; а также трехэтажного кирпичного здания под Литером Б, площадью 1 425,7 кв.м. с кадастровым N 59:01:4413644:24, в котором расположены помещение площадью 1368,2 кв.м. с кадастровым N 59:01:4413644:33, принадлежащие ООО "Голд-Маркет", и помещение площадью 62,1 кв.м. с кадастровым N 59:01:4413644:40, принадлежащие Клепционой Т.С.
Однако с заявлением от 05.08.2019 о выдаче разрешения на строительство застройщиком были представлены свидетельство о государственной регистрации права на принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым N 59:01:4413644:33, технический паспорт на указанное нежилое помещение, технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым N 59:01:4413644:41, выписку из ЕГРН от 03.07.2017 на данное нежилое помещение и выписку из ЕГРН от 18.12.2017 на нежилое двухэтажное здание с кадастровым N 59:01:4413644:32, не представив соответствующих документов на здание с кадастровым N 59:01:4413644:24, подлежащее сносу, включая помещение с кадастровым N 59:01:4413644:40.
В рамках межведомственного взаимодействия Департаментом были запрошены выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым N 59:01:4413644:166, на котором предполагалось осуществление строительство ОКС, на здание с кадастровым N 59:01:4413644:32 и нежилое помещение с кадастровым N 59:01:4413644:41, которые, как указывается заинтересованным лицом, не подтверждали право собственности Клепциной Т. С. как на земельный участок, так и на объекты недвижимости, при этом в выписке на земельный участок отсутствовали сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах указанного земельного участка.
Вместе с тем, при указании в проектной документации на снос здания с Литером Б и представлении застройщиком документов, подтверждающих право собственности последнего только на часть помещений в данном здании, Департаментом не была запрошена выписка из ЕГРН на указанное здание с кадастровым N 59:01:4413644:24, а также на помещение с кадастровым N 59:01:4413644:33, получение которых позволило бы установить право собственности заявителя на нежилое помещение с кадастровым N59:01:4413644:40, расположенное на земельном участке с кадастровым N 59:01:4413644:166, подлежащее сносу в отсутствии необходимого в этих целях решения собственника здания о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства.
При этом следует отметить, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство соответствующее решение собственников здания с кадастровым N 59:01:4413644:24, которыми являются ООО "Голд-Маркет" и Клепцина Т. С., застройщиком не представлялось.
Учитывая изложенное, доводы департамента о правомерности выдачи разрешения на строительство от 16.08.2019 в виду того, что долевыми собственниками земельного участка с кадастровым N 59:01:4413644:166 являлись только ООО "Голд-Маркет" и ООО "Чкаловский-Народный", а Клепцина Т.С. не являлась, подлежат отклонению как несостоятельные.
Таким образом, разрешение на строительство выдано Департаментом с нарушением требований ч. 7, ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ и положений п. 2.6.1, 2.6.2 Административного регламента.
Согласно ч. 21.14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в ч. 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, перечень которых установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.
Пунктом 2.7 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в случае внесения изменений в разрешение на строительство ОКС, и документов, получаемых в рамках межведомственного взаимодействия.
Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство приведены в ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ, среди которых указаны такие основания как отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.
26.11.2020 в департамент поступило заявление ООО "Голд-Маркет" о внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство в связи с разделением основных технико-экономических показателей объекта на 2 этапа для раздельного ввода этапов в эксплуатацию.
К заявлению о внесении изменений в выданное разрешение на строительство застройщиком были приложены: положительное заключение экспертизы ООО "Национальная Экспертная Палата" от 19.08.2019 N 59-2-1-3-021765-2019; положительное заключение экспертизы ООО "Национальная Экспертная Палата" от 10.09.2020 N 59-2-1-2-044346-2020; положительное заключение экспертизы ООО "Национальная Экспертная Палата" от 19.11.2020 N 59-2-1-2-058665-2020; измененные материалы проектной документации (шифр 09-10-2018): раздела 1: общая пояснительная записка (шифр 09-10-2018-ОПЗ), раздела 2: схема планировочной организации земельного участка (шифр 09-10-2018-ПЗУ), раздела 3: архитектурные решения (шифр 09-10-2018-АР), раздела 4, конструктивные и объёмно-планировочные решения (шифр 09-10-2018-КР), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 1. Система электроснабжения (шифр 09-10-2018-ИОС 5.1), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 2. Система водоснабжения (шифр 09-10-2018-ИОС 5.2), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 3. Система водоотведения (шифр 09-10-2018-ИОС 5.3), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети (шифр 09-10-2018-ИОС 5.4), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Сети связи (шифр 09-10-2018-ИОС 5.5), раздела 5: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технологических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7. Технологические решения (шифр 09-10-2018-ИОС 5.7), раздела 6: проект организации строительства, раздела 7: проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других об капитального строительства) (шифр 09-10-2018-ПОД), раздела 8: перечень мероприятий по охране окружающей среды (шифр 09-10-2018-ООС), раздела 9: мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (шифр 09-10-2018-ПБ), раздела 10: мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (шифр 09-10-2018-ОДИ), раздела 10_1: мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов (шифр 09-10-2018-ЭЭ), раздела 10.2: мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации объектов (шифр 09-10-2018-ВЭО, технический отчёт по результатам инженерно-геодезических изысканий (шифр 18.102-ИГДИ), технический отчёт по результатам инженерно-геологических изысканий (шифр 18.102-ИГИ), технический отчёт об инженерно-экологических изысканиях (шифр 18.102-ИЭИ).
В рамках межведомственного взаимодействия Департаментом были получены выписки из ЕГРН от 29.11.2020 N КУВИ-002/2020-43975543 на земельный участок с кадастровым N 59:01:4413644:166, от 04.12.2020 N КУВИ-002/2020-45533773 на здание с кадастровым N 59:01:4413644:24.
Следовательно, при рассмотрении заявления о внесении изменений в разрешение на строительство департаментом были запрошены сведения из ЕГРН об объекте недвижимости - трехэтажном здании с Литером Б, подлежащим сносу (демонтажу) согласно проектной документации.
Однако запрос в отношении указанного объекта недвижимости был направлен департаментом 02.12.2020, то есть в день выдачи ООО "Голд-Маркет" разрешения на строительство от 02.12.2020 N 59-RU90303000-134-2019/1, и соответственно получено уже после того, как спорное разрешение на строительство было выдано.
При этом в выписке из ЕГРН от 04.12.2020 N КУВИ-002/2020-45533773 указано, что здание с кадастровым N 59:01:4413644:24 расположено на земельно участке с кадастровым N 59:01:4413644:166 и состоит из двух помещений: площадью 62,1 кв.м. кадастровый N 59:01:4413644:40 и площадью 1368,2 кв.м. кадастровый N 59:01:4413644:33.
Таким образом, департаментом при предоставлении муниципальной услуги по внесению изменений в разрешение на строительство ОКС выписка из ЕГРН на здание с кадастровым N 59:01:4413644:24, подлежащим сносу, и как следствие о наличии зарегистрированных прав на указанный объект недвижимого имущества, вновь не была получена, разрешение от 02.12.2020 выдано без проверки указанных сведений в нарушение ч. 7, ч. 7.1 ГрК РФ и положений п. 2.7.2 Административного регламента.
Решение собственников указанного здания о выведении из эксплуатации и ликвидации данного объекта капитального строительства при предоставлении муниципальной услуги в связи с внесением изменений в разрешение застройщиком не было представлено.
Как указывается департаментом, при внесении изменений в разрешение на строительство застройщиком предоставляются разделы проектной документации, в которые были внесены изменения, соответственно осуществляется проверка только измененных разделов.
С данным утверждением департамента суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку в силу прямого указания в п. 21.14 ст. 51 ГрК РФ в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, и представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. При этом отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство п. 24.15 ст. 51 ГрК РФ.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что с заявлением от 26.11.2020 о внесении изменений в разрешение на строительство от 16.08.2019 ООО "Голд-Маркет" обратилось в департамент тот период времени, когда Арбитражным судом Пермского края уже рассматривался спор об оспаривании разрешения на строительство N 59-RU90303000-134-2019 по настоящему делу, в рамках которого департаментом уже были получены сведения о праве собственности Клепциной Т. С. на нежилое помещение с кадастровым N 59:01:4413644:40, находящегося в здании, которое подлежит сносу согласно проектной документации, об отсутствии решения собственников здания о выведении из эксплуатации и ликвидации данного объекта капитального строительства и отсутствии согласия Клепциной Т. С. на указанный снос здания.
Кроме того, в рамках настоящего дела департаменту был известен факт, что Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-16001/2020 рассматривается исковое заявление ИП Клепциной Т. С. об установлении общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4413644:166, о признании доли в праве общей собственности истца на земельный участок пропорционально размеру принадлежащего ей нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4413644:40.
Вступившим в законную силу постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 N 17АП-8808/2020-ГК по делу N А50-16001/2020 иск индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны частично был удовлетворен, признано право общей долевой собственности индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4413644:166 площадью 8474 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 147, с размером доли пропорционально площади помещения с кадастровым номером 59:01:4413644:40.
Несмотря на данное обстоятельство, при наличии подтвержденного судом права общей долевой собственности Клепциной Т. С. на земельный участок департамент 02.12.2020 выдает ООО "Голд-Маркет" разрешение на строительство объекта, предусматривающего снос объекта недвижимости, подлежащего заявителю в отсутствии необходимого для этих целей ее согласия.
Доводы третьих лиц об отсутствии какого-либо нарушения прав ИП Клепциной Т. С. оспариваемыми разрешениями на строительство, учитывая, что размер ее доли в праве на земельный участок пропорционален принадлежащего ей площади, объект недвижимости заявителя не подпадает под пятно застройки возводимых на земельном участке объектов, апелляционным судом отклоняются.
Проектная документация на строительство в разделе 7 "Проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей предусматривает, что для очистки площадки под строительство требуется демонтировать все конструкции следующих зданий, в том числе литер Б, в котором расположены помещений ИП Клепциной Т. С.
Доказательств внесения соответствующих изменений в проектную документацию ни застройщиком, ни департаментом не приведено.
При этом принятие оспариваемых разрешений на строительство при отсутствии согласия предпринимателя как собственника помещений в здании, предполагаемого к сносу, существенно нарушает его права и законные интересы заявителя, поскольку влечет прекращение права собственности на данное имущество.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Доводы департамента и третьих лиц о пропуске заявителем срока на подачу рассматриваемого заявления в арбитражный суд, поскольку о нарушении своих прав Клепциной Т. С. стало известно с осени 2019, с того момента, как на земельном участке было начато строительство, суд апелляционной инстанции находит необоснованными.
Как следует из материалов дела и доказательств иного не приведено, только из содержания письма Контрольного департамента Администрации г. Перми от 14.08.2020 N 059-25-01-14/2-7 Клепцина Т. С. узнала о выдаче ООО "Голд-Маркет" разрешения на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 на земельном участке с кадастровым N 59:01:4413644:166, о том, что проектной документацией на строительство объекта "Торговый комплекс по ул. Куйбышева, 147 в Свердловском районе г. Перми" предусмотрен снос существующего здания торговый центр "Чкаловский", в котором у заявителя расположено нежилое помещение, а также о том, что при предоставлении в ДГА проектной документации, предусматривающей в том числе снос существующего объекта, обществ "Голд-Маркет" не указало сведения о наличии прав предпринимателя на объект с кадастровым N 59:01:4413644:40, подлежащий сносу.
С заявлением об оспаривании разрешения на строительство от 16.08.2019 предприниматель обратилась в арбитражный суд 01.09.2020, следовательно, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок заявителем не пропущен.
Выводы суда первой инстанции о том, что заявитель имел возможность получить сведения о реквизитах разрешения на строительство в открытом источнике или истребовать в органах местного самоуправления ранее с момента начала строительства на земельном участке, где ею осуществляется предпринимательская деятельность, апелляционный суд находит неверными, поскольку получение сведений о реквизитах разрешения на строительство не позволило бы заявителю узнать о предусмотренном проектной документацией сносе принадлежащего ей объекта недвижимости.
Разрешение на строительство от 02.12.2020 является самостоятельным ненормативным правовым актом, законность которого проверяется в рамках главы 24 ПАПК РФ, поэтому срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании указанного разрешения не может исчисляться с даты выдачи разрешения на строительство от 16.08.2019.
С заявлением об оспаривании разрешения на строительство от 02.12.2020 предприниматель обратилась в установленный законом трехмесячный срок.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о выдачи департаментом оспариваемых разрешений на строительство с нарушением законодательства о градостроительной деятельности и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, выданные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми обществу с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет" разрешения на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 и разрешения на строительство от 02.12.2020 N 59-RU90303000-134-2019/1 должны быть признаны судом недействительными.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 750 рублей подлежат отнесению на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Излишне уплаченная ИП Клепциной Т.С. при подаче заявления и апелляционной жалобы государственная пошлина в общей сумме 11 250 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года по делу N А50-21272/2020 отменить.
Требования удовлетворить.
Признать недействительными выданные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми обществу с ограниченной ответственностью "Голд-Маркет" разрешение на строительство от 16.08.2019 N 59-RU90303000-134-2019 и разрешение на строительство от 02.12.2020 N 59-RU90303000-134-2019/1.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820) в пользу индивидуального предпринимателя Клепциной Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 304590635500420, ИНН 590613506037) 600 (Шестьсот) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 150 (Сто пятьдесят) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Клепциной Татьяне Сергеевне (ОГРНИП 304590635500420, ИНН 590613506037) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 250 (Одиннадцать тысяч двести пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чекам-ордерам от 31.08.2020 (операция 4978), от 25.02.2021 (операция 4964), от 31.03.2021 (операция 20).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21272/2020
Истец: Клепцина Татьяна Сергеевна
Ответчик: Департамент градостроительства и архетиктуры админитсрации г. Перми, ООО "ГОЛД-МАРКЕТ"
Третье лицо: ООО "ЧКАЛОВСКИЙ-НАРОДНЫЙ"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7022/2021
09.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11762/20
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7022/2021
03.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11762/20
21.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7022/2021
07.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11762/20
01.06.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11762/20
29.03.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21272/20
11.11.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11762/20