город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2021 г. |
дело N А32-54501/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.03.2021 (резолютивная часть от 24.02.2021) по делу N А32-54501/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309022780, ОГРН 1022301431877)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
в г. Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском районах
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение, ГБУЗ "Бюро СМЭ") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному отделу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г. Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском районах (далее - административный орган, территориальный отдел Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2020 N 379 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ "Бюро СМЭ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что оказание бытовых услуг населению не является деятельностью ГБУЗ "Бюро СМЭ", не занимается реализацией какой-либо продукции (товаров). Поскольку уполномоченный администрацией Бюро на заключение договора - заведующий отделением отсутствовал, подписать договор Дорохова Н.В. должна была в день получения медицинского свидетельства о смерти и тела умершей Дороховой Г.В. Однако, получать документы и тело умершей прибыли сотрудники ритуальной службы, а не Дорохова Н.В. Работы по договору были оказаны в полном объеме, о чем свидетельствует отсутствие претензий со стороны заказчика. Полученные денежные средства за оказанные услуги были перечислены сотрудником Отрадненского отделения Бюро и поступили на расчетный счет ГБУЗ "Бюро СМЭ". Таким образом, все договорные обязательства со стороны ГБУЗ "Бюро СМЭ" были выполнены в полном объеме. Стороны при заключении договора достигли соглашения по всем существенным условиям договора.
В возражениях на апелляционную жалобу управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 20.07.2020 Дорохова Н.В. обратилась в Отрадненское отделение ГБУЗ "Бюро СМЭ" за оказанием услуги по подготовке к похоронам трупа Дороховой Г.В.
В день обращения, в настоящем случае, в предполагаемый день заключения договора, он не был составлен и подписан.
Из пояснений заведующего ГБУЗ "Бюро СМЭ" следует, что санитар морга объяснил Дороховой Н.В., что платные услуги производятся по договору, примерная стоимость комплекта услуг 8 000 руб. Дорохова Н.В. сразу отдала 8 000 руб. наличными деньгами со словами о том, что сама придет за умершей.
Как следует из апелляционной жалобы, уполномоченный администрацией Бюро на заключение договора в день обращения Дороховой Н.В. отсутсвовал.
За умершей прибыл сотрудник ритуального агентства.
Полученные денежные средства за оказанные услуги были перечислены сотрудником ГБУЗ "Бюро СМЭ" Страховой Е.Ю. и поступили на расчетный счет ГБУЗ "Бюро СМЭ" (т. 1 л.д.10-11).
Дорохова Н.В. обратилась в жалобой на действия ГБУЗ "Бюро СМЭ" в территориальный орган Роспотребнадзора и межрайонную инспекцию налоговой службы России N 13 (далее - МИФНС России N13) (т. 1 л.д. 77-80).
После поступления обращений Дороховой Н.В. сумма в размере 81,0 руб. оплачена наличными по квитанции Дороховой Н.В. от 12.10.2020 (т. 1 л.д. 12).
МИФНС России N 13 перенаправила обращение Дороховой Н.В. в территориальный отдел Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в рамках компетенции.
Территориальный отдел Роспотребнадзора выявил нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом территориального отдела Роспотребнадзора, в отсутствие ГБУЗ "Бюро СМЭ", а надлежащим уведомлением, составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2020 N 026605 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Постановлением от 18.11.2020 N 563/2020 ГБУЗ "Бюро СМЭ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
ГБУЗ "Бюро СМЭ" министерства здравоохранения Краснодарского края осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73- ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 указанного закона задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Основной деятельностью ГБУЗ "Бюро СМЭ" является ОКВЭД ОК N 029-2014 96.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", согласно выданной лицензии.
Не заключив договор на предоставление платных медицинских услуг с Дороховой Н.В., учреждение нарушило п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
А именно, при оказании платной услуги по подготовке к похоронам трупа Дороховой Г.В., не заключен письменный договор с гражданином-потребителем заказчиком - Дороховой Н.В., содержащий сведения о фирменном наименовании и местонахождении (юридическом адресе) организации - исполнителя; виде услуги (работы); цене услуги (работы); отметки об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; дате приема и исполнения заказа; других необходимых данных, связанных со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должности лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
В соответствии с п. 2.3.6 ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" подготовка тел умерших или погибших к погребению: комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением.
В состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.
В соответствии с п.п. 4.3.5.4 ГОСТа Р 54611-2011 "Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования" услуги по предпохоронному содержанию останков умерших или погибших включают в себя:
- прием в останкохранилища на предпохоронное хранение тел умерших (погибших), причина смерти которых установлена, при предъявлении медицинского свидетельства о смерти;
- хранение тел умерших (погибших) в специальных условиях, обеспечивающих их сохранение;
- подготовку тел умерших (погибших) к похоронам:
а) санитарную обработку тел умерших (омовение);
б) бальзамирование (консервация) тел умерших на срок, указываемый потребителем в морге; выезд бальзамировщика на дом;
в) парикмахерские (косметические и постижерные) работы, в том числе стрижка, бритье, макияж, маникюр и т.д.;
г) реставрацию внешнего облика покойного, в том числе по предоставленной фотографии;
д) одевание и укладывание в гроб;
е) выдачу тел умерших (погибших) для похорон.
Согласно прейскуранту на платные немедицинские услуги, оказываемые ГБУЗ "Бюро СМЭ", размещенном на официальном сайте ГБУЗ "Бюро СМЭ" в сети Интернет https://bsme23.ru/, общая стоимость услуг должна составлять 8 081 руб.
Как указывает ГБУЗ "Бюро СМЭ" в день обращения Дороховой Н.В. учреждением был составлен договор от 20.07.2020, ею переданы наличные денежные средства в размере 8 000 руб.
Как следует из представленного учреждением спорного договора, не подписанного Дороховой Н.В., общая стоимость услуг составляет 8 081 руб.
Изложенное свидетельствует о том, что учреждением предоставлена Дороховой Н.В. ненадлежащая информация, а также о том, что между сторонами письменный договор на оказание услуг не был заключен.
Довод учреждения о том, что оно не занимается бытовым обслуживанием населения, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
Согласно статье 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 статьи 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обращается (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии со ст. 8. Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), действующим в период вынесения оспариваемого предупреждения от 14.10.2017, услуги по бальзамированию трупа, услуги по санитарной и косметической обработке трупа, предпохоронное сохранение тел умерших (включенные в пункт 2.4.2 Устава), относятся к ритуальным услугам.
Более того, согласно пункту 2.3.6 "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст) состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.
Согласно п. 4 главы 2 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения" договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;
- вид услуги (работы);
- цена услуги (работы);
- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- даты приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Ссылка ГБУЗ "Бюро СМЭ" на отсутствие уполномоченного на подписание договора лица и принятие наличной оплаты Дороховой Н.В. без подписания договора на предоставление платных немедицинских услуг подтверждает нарушение учреждением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Кроме того, отсутствие претензий со стороны заказчика не снимает с учреждения ответственность за нарушение прав потребителя и порядка заключения договора по предоставлению ему услуг.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Основания для отмены решения суда от 23.03.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-54501/2020 от 23.03.2021 (резолютивная часть от 24.02.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54501/2020
Истец: ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Краснодарского края, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском районах, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, Управление Роспотребнадзора по КК