город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2021 г. |
дело N А53-38806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от ответчика: Кириченко Е.В. по доверенности от 18.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению имуществом города Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.05.2021 по делу N А53-38806/2020
по иску Комитета по управлению имуществом города Таганрога
к индивидуальному предпринимателю Солдатенко Андрею Эдуардовичу
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Солдатенко Андрею Эдуардовичу (далее - ответчик, индивидуальный предприниматель) о взыскании 167768,95 руб. задолженности по арендной плате, 4456,98 руб. пени.
Решением суда от 19.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Комитет обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.
В обоснование жалобы истец приводит доводы о том, что ставка арендной платы в размере 5,5% от кадастровой стоимости установлена в договоре, экономически обоснованна и соответствует закону.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога и индивидуальным предпринимателем Солдатенко Андреем Эдуардовичем заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.05.2019 N 19-73, по которому в аренду передан земельный участок из земель поселений площадью 316 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0003011621, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Социалистическая, 1-б, для размещения кафе, со сроком аренды 25 лет.
Годовой размер арендной платы за участок составляет 163973,35 руб. (п. 3.1 договора).
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально пропорционально количеству дней в квартале не позднее 20 числа последнего месяца квартала (п. 3.2 договора).
Согласно п. 4.4.3 договора аренды земельного участка арендатор обязался уплачивать арендную плату на условиях, установленных договором.
Как указывает истец, ответчиком обязательства по внесению арендной платы исполнены ненадлежащим образом - не в полном объёме.
Комитетом в адрес предпринимателя направлена претензия от 28.09.2020 с требованием об оплате задолженности и пени ( т.1, л.д. 11-13).
Претензия оставлена без ответа и финансового удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по договору аренды от 15.05.2019 N 19-73 в размере 167768,95 руб., 4 456,98 руб. пени.
Ответчик, оспаривая исковые требования, ссылался на предоставление ему земельного участка, ограниченного в обороте, поскольку на нем расположена автомобильная дорога общего пользования. Также ответчик указывал на невозможность использовать указанный земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования, так как вся его наземная часть используется неопределенным кругом лиц. Индивидуальный предприниматель полагает, что расчет арендной платы следует производить в размере земельного налога установленного пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а не в размере 5,5% как предусмотрено договором аренды. Условие об установлении размера арендной платы, предусмотренное договором считает ничтожным. Кроме того, поскольку в период с 28.03.2020 по 10.08.2020 ответчик не имел возможности использовать арендованное имущество по назначению в связи с распространением новой короновирусной инфекцией, арендная плата не подлежит начислению.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 27.1 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что факт нахождения земельного участка ответчика в границах автомобильной дороги общего пользования установлен и доказыванию не подлежит с учётом выводов суда по делу N А53-32331/2020, следовательно, арендатором подлежит внесению арендная плата по ставке равной полутора процентам кадастровой стоимости объекта аренды.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (действующего с 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ранее (до 01.03.2015) аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582", вступившим в законную силу с 12.08.2017, Основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ Постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
При рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды публичных земель, суды вправе применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ давать оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за земельные участки, с точки зрения их соответствия указанным принципам и не применять нормативный правовой акт публичного образования, противоречащий нормативному правовому акту большей юридической силы.
В том случае, если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за указанные земли выше указанного в принципе N 7, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: - предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ); - расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (подпункт 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в рамках дела N А53-32331/20 констатировано, что индивидуальный предприниматель Солдатенко Андрей Эдуардович является собственником двух объектов недвижимого имущества: нежилого здания, площадью 114,8 кв. м с кадастровым номером 61:58:0000000:44975 и нежилого здания площадью 83,2 кв. м с кадастровым номером 61:58:0000000:44976, расположенных по адресу: г. Таганрог, ул. Социалистическая, 1-б.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 316 кв. м с кадастровым номером 61:58:0003011:21, вид разрешенного использования - для размещения кафе. Арендуемый земельный участок расположен в границах земельного участка автомобильной дороги "ул. Социалистическая" и земельного участка автомобильной дороги "ул. Петровская", которые относятся к местам общего пользования.
Следовательно, поскольку спорный договор аренды заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, арендная плата по этому договору является регулируемой и подлежит определению по указанным правилам с учетом того, что, как установлено судами при рассмотрении дела N А53-32331/20, спорный участок в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничен в обороте.
С учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 384 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка 61:58:0003011621 составляет 2354320,08 руб., следовательно, земельный налог будет составлять: 2354320,08 руб. (налоговая база) х 1,5% (ставка налога) = 35314,80 руб.
За период с 01.10.2019 по 30.09.2020 ответчиком уплачена сумма в размере 98760 руб., что подтверждается чеком-ордером от 27.10.2020.
Следовательно, на стороне ответчика образовалась переплата по договору аренды земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что размер арендной платы за год (с 01.10.2019 по 30.09.2020) составил 45755,16 руб. не привел к принятию неверного решения.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.05.2021 по делу N А53-38806/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38806/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г. ТАГАНРОГА
Ответчик: ИП Солдатенко Андрей Эдуародович, Солдатенко Андрей Эдуардович