г. Москва |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А41-82375/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
протокол судебного заседания ведет помощник судьи Кривова С.С.,
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя по делу - ООО "Черёмуха Газ" - Синицин Г.П. - ген. директор согласно приказу N 1 от 21.02.2017 года;
от заинтересованного лица по делу - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещено;
от третьего лица по делу - Кострикина А.И. - лично по паспорту (4504 715842);
от третьего лица по делу СНТ "Черёмуха" - Кострикин А.И. по доверенности от 26.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Черёмуха Газ" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2021 по делу N А41-82375/20, по заявлению ООО "Черёмуха Газ" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации, обязании осуществить государственную регистрацию, третьи лица: Кострикин А.И., СНТ "Черёмуха".
УСТАНОВИЛ:
ООО "Черемуха Газ" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) со следующими требованиями:
Уведомление Управления Росреестра по Московской области от 14 октября 2020 года N 50-0-1-309/3001/2020-5732/5 признать незаконным (недействительным) и отменить
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Черёмуха Газ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Черёмуха Газ" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель СНТ "Черёмуха" и Кострикин А.И. возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 27.03.2020 в Управление были поданы заявления N 50/020/009/2020-14837 N 50-0-1-309/3001/2020-5732 от представителя Общества с ограниченной ответственностью "Черемуха Газ" Синицина Г.П. о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на сооружение, с приложением копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ", а также технического плана от 02.03.2020, подготовленного кадастровым инженером.
По результатам рассмотрения, представленных для государственного кадастрового учета документов было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 09.04.2020 N МО-20/РКФ-97795, основанием для вынесения указанного решения явилось следующее: в нарушение пункта 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
Также Управление указало на то, что на момент проведения контрольных мероприятий, сведения, указанные в разделе "Сведения о средствах измерений" технического плана, не соответствуют данным Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, а именно: указанные реквизиты свидетельства о поверке прибора с наименованием "Аппаратура геодезическая спутниковая EFT МЗ GNSS" в данных фонда не значатся.
При этом в реквизите "1" раздела "Исходные данные" каких-либо сведений об использованном средстве измерений не указано, что предусмотрено пунктом 27 Приложения N 2 (Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений) к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
26.05.2020 заявлением N 50-0-1-309/3001/2020-5809 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и технического плана от 20.05.2020, подготовленного кадастровым инженером.
По результатам рассмотрения, представленных для государственного кадастрового учета дополнительного комплекта документов, было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 29.05.2020 N МО-20/РКФ-105080, основанием для вынесения указанного решения явилось следующее: В нарушение пункта 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
03.07.2020 заявлением N MFC-0555/2020-122117-1 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и технического плана от 03.07.2020, подготовленного кадастровым инженером, а также пояснения генерального директора ООО "Черемуха Газ" по ранее направленным комплектам документов.
Уведомлением от 06.08.2020 N 50-0-1-309/3001/2020-5732/1 заявителю было сообщено, о приостановлении государственного кадастрового учета, основанием для вынесения указанного решения явилось, следующее: в нарушение п. 21 Требований представленный технический план, подготовленный в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформленный в виде файлов в формате XML, созданный с использованием XML-схем не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
21.09.2020 заявлением N MFC-0555/2020-812352-1 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и технического плана от 14.09.2020, подготовленного кадастровым инженером Арбатским Е.С, а также пояснения генерального директора ООО "Черемуха Газ" по ранее направленным комплектам документов.
03.10.2020 заявлением N MFC-0555/2020-935368-1 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и пояснения генерального директора ООО "Черемуха Газ" по ранее направленным комплектам документов.
09.10.2020 заявлением N MFC-0555/2020-984529-1 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и пояснения генерального директора ООО "Черемуха Газ" по ранее направленным комплектам документов.
14.10.2020 Управлением принято решение об отказе государственного кадастрового учета N 50-0-1-309/3001/2020-5732/5
25.11.2020 заявлением N MFC-0555/2020-1385310-1 в орган регистрации прав поступил дополнительный комплект документов, к ранее поданному заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, состоящий из копии приказа от 21.02.2017 N 1 о назначении Синицина Г.П. генеральным директором ООО "Черемуха Газ" и пояснения генерального директора ООО "Черемуха Газ" по ранее направленным комплектам документов, технического плана от 14.09.2020, подготовленного кадастровым инженером Арбатским Е.С.
Как указывает Заявитель, в регистрационном деле находится Технический план, подготовленный в форме электронного документа и заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план обеспечивал на 29 июля 2020 года, в Управлении Росреестра, считывание и контроль всех документов, входящих в него.
По мнению ООО "Черемуха Газ", Заявителем был представлен полный комплект документов, необходимый для проведения регистрационных действий.
Полагая указанные действия Управления незаконными и необоснованными, Заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ, Закона о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона о регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Частью 10 ст. 40 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Заявленные требования обоснованы тем, что у Заявителя возникло право собственности на построенный им объект недвижимости.
Вместе с тем, в материалы дела представлен договор подряда от 25.05.2017 N 01-05/2017, заключенный между СНТ "Черемуха" (заказчик), ООО "Черемуха Газ" (инвестор-застройщик) и ООО "Виасан-Энергия" (подрядчик), в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства, за счет средств Инвестора-Застройщика, выполнить подрядные работ по строительству газопровода высокого давления, строительству распределительного (уличного) газопровода среднего давления, установку ГРП (далее - "работы") для газоснабжения жилых строений СНТ"Черемуха"(далее- "объект"), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Скоротово, СНТ "Черемуха", согласно проектной документации (шифрпроектаN 2014-01-001ГСН Газоснабжение наружное) (далее - "проект").
Таким образом, Заказчиком на выполнение подрядных работ по строительству газопровода высокого давления, строительству распределительного (уличного) газопровода среднего давления, установку ГРП (далее - "работы") для газоснабжения жилых строений СНТ"Черемуха" выступало СНТ "Черемуха".
На территории Московской области действует закон Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-03 "Об установлении случае, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", которые распространяются на строительство газопроводов давлением до 1,2 мПа.
Таким образом, для строительства газопроводов давлением до 1,2 мПа не требуется получения разрешения на строительство.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы спорный газопровод является газопроводом высокого давления, с давлением Р<0,6 МПа и газопроводом среднего давления, с давлением Р<0,3 МПа.
Разрешение на строительство в отношении указанных объектов не требуется, связи с чем разрешение на ввод его в эксплуатацию не требовалось.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Форма акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы утверждена СНиП 42-01-2002
Как следует из материалов дела, Акты приемки законченного строительством объекта сети газораспределения от 02.08.2019 подписаны председателем правления СНТ "Черемуха" в качестве представителя заказчика.
Таким образом, в правоустанавливающем документе указано СНТ "Черемуха", а не ООО "Черемуха Газ" в качестве правообладателя сетей газораспределения.
В связи с этим, приостанавливая процедуру регистрации, а впоследствии и отказывая в регистрации права, Управление Росреестра по Московской области правомерно указало, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя не имеет права на такой объект недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2021 по делу N А41-82375/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82375/2020
Истец: ООО "Черёмуха Газ"
Ответчик: РОСРЕЕСТР ПО МО
Третье лицо: КОСТРИКИН А.И., Кострикин Александр Игоревич, Росреестр по МО