г. Киров |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А31-15529/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика - Забелиной А.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2021, Ловыгиной О.Е., действующей на основании доверенности от 26.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.04.2021 по делу N А31-15529/2020,
по заявлению Администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000137, ОГРН: 1024402635718)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (ИНН: 4401216678, ОГРН: 1164401000026)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 27.08.2020 N 054S19200003234 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.04.2021 заявленные требования Администрации удовлетворены.
Пенсионный фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 19.04.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что Администрация, которая является страхователем в отношении приемных родителей, 15.07.2020 представила сведения за февраль 2020 года по форме СЗВ-М "дополняющие", согласно которых дополнены сведения в отношении застрахованных лиц, ранее не отраженных в сведениях, представленных за февраль 2020 года по форме "исходные". При указанных обстоятельствах заявитель жалобы считает, что Администрацией допущено правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, соответственно Администрация правомерно привлечена к ответственности.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явились представители Пенсионного фонда.
В судебном заседании представители Пенсионного фонда поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.07.2020 Администрация представила в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющие) за февраль 2020 года в отношении 31 застрахованного лица.
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений в отношении 31 застрахованного лица.
Результаты проверки отражены в акте от 16.07.2020.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальник Управления 27.08.2020 принял решение N 054S19200003234 о привлечении Администрации к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений в отношении 31 застрахованного лица за февраль 2020 года в виде взыскания штрафа в размере 15 500 рублей.
Администрация с решением Пенсионного фонда не согласилась и обратилась с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области, пришел к выводу об отсутствии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2020 года (исходные) представлены Администрацией 11.03.2020, то есть в установленный законом срок.
В связи с допущенными ошибками 15.07.2020 Администрацией представлены дополняющие сведения на 31 застрахованное лицо.
Таким образом, исправление ошибки произведено Администрацией самостоятельно, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионным фондом какие-либо несоответствия или недостоверность представленной в отчетности информации не выявлялась.
Довод Управления о том, что письмом от 12.12.2019 N 7899-0703 Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области известил глав муниципальных районов и городских округов Костромской области о необходимости своевременного направления в Пенсионный фонд сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в отношении приемных родителей с 01.01.2020, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное письмо не является уведомлением об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, обязанность по направлению которого возложена пунктами 37 и 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н на уполномоченный орган Пенсионного фонда.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Администрации к ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Пенсионного фонда от 27.08.2020 N 054S19200003234.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.04.2021 по делу N А31-15529/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-15529/2020
Истец: Администрация Судиславского муниципального района Костромской области
Ответчик: ГУ Управление ПФ РФ в Костромском районе Костромской области межрайонное, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГОФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОСТРОМСКОМ РАЙОНЕКОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ