г. Самара |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А72-11152/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Коршиковой Е.В., Ануфриевой А.Э.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2021 года в зале N 6 апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Димитровград на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021, по делу NА72-11152/2020 (судья Т.М. Крамаренко),
по иску Комитета по управлению имуществом города Димитровграда
к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области
об обязании ответчика привести в соответствие данные Государственного лесного реестра данным ЕГРН,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Ульяновской области "Мелекесское Лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Администрация города Димитровграда, Ульяновская обл., Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленник", Муниципальное казенное учреждение "Городские дороги",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Димитровграда обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, просит обязать ответчика привести в соответствие данные Государственного лесного реестра данным ЕГРН путем исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1517 площадью 2,4311 га, расположенного по адресу - Ульяновская область, г.Димитровград, примыкающий к земельному участку по Тиинскому шоссе, 2/1, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для существующего кладбища из данных Государственного лесного реестра.
Определением от 30.09.2020 исковое заявление принято судом к производству; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Государственное казенное учреждение Ульяновской области "Мелекесское Лесничество", Ульяновская обл., г.Димитровград, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород, Администрация города Димитровграда, Ульяновская обл., г.Димитровград.
Определением от 21.12.2020 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленник" (Ульяновская обл., Мелекесский район, р.п. Мулловка), Муниципальное казенное учреждение "Городские дороги" (Ульяновская обл., г.Димитровград).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021, по делу N А72-11152/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также заявитель жалобы указал, что на всей территории площадью 124311 кв.м. всегда располагалось кладбище, а с 30.06.2016 г. участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ "Городские дороги" и компетентные органы в сфере управления лесами не возражали против размещения кладбища на данной территории и пользования МКУ "Городские дороги". Заявитель жалобы считает, что в лесном реестре неверно внесена информация о границе леса, т.к. леса на данной территории не было, располагалось кладбище.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование "город Димитровград" является собственником земельного участка площадью 124311 кв.м., кадастровый номер 73:08:020101:1517, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для действующего кладбища, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ульяновская область, г. Димитровград, земельный участок, примыкающий к земельному участку по Тиинскому шоссе, 2/1. Дата постановки земельного участка на кадастровый учет - 05.03.2014. Дата регистрации права муниципальной собственности - 03.10.29016. Дата регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за МКУ "Городские дороги" - 30.06.2016 (выписка из ЕГРН от 21.02.2020).
Из искового заявления и из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что в связи с вступлением в законную силу решения Димитровградского городского суда от 31.07.2019 по делу N 2а-1591/2019, которым суд обязал Администрацию г. Димитровграда Ульяновской области в срок до 01.09.2020 создать в установленном законом порядке не менее 2 580 мест погребения тел умерших в границах территории города Димитровграда Ульяновской области, за пределами территории действующего кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1560 по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 423, Администрация г. Димитровграда приняла решение об организации мест захоронения на территории земельного участка с кадастровым номером 73:08:020101:1517.
Для подготовки земельного участка к выделению мест для погребения возникла необходимость вырубки леса. В связи с чем, в адрес ГКУ "Мелекесское лесничество" направлено письмо информационного характера, в котором сообщалось о необходимости вырубки леса.
31.08.2020 получен ответ, что земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1517 неверно поставлен на кадастровый учет. По данным материалов лесоустройства 2017 года из Государственного лесного фонда было выведено 10 га, однако на кадастровый учет Администрации поставила 12,4311 га, расхождение составляет 2,4311 га. Данная площадь находится на территории государственного лесного фонда Мелекесского лесничества Мелекесского участкового лесничества квартал 26 выдела 19, 27, 28, что подтверждается выпиской Государственного лесного реестра от 07.08.2020. По мнению ГКУ "Мелекесское лесничество", у муниципалитета имеется право на осуществление рубки лесных насаждений под дополнительные места для захоронений на выведенной из Государственного лесного фонда территории, которая составляет 10 га.
С таким положением вещей истец не согласен. По его мнению, сведения, содержащиеся в Государственном лесном фонде, препятствуют законному осуществлению деятельности по исполнению решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31.07.2019 по делу N 2а-1591/2019.
В связи с чем истец обратился в суд с требованием обязать ответчика привести в соответствие данные Государственного лесного реестра данным ЕГРН путем исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1517 площадью 2,4311, расположенного по адресу - Ульяновская область, г.Димитровград, примыкающий к земельному участку по Тиинскому шоссе, 2/1, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для существующего кладбища из данных Государственного лесного реестра.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 83, 7,67, 69, 92 ЛК РФ обосновано отказал в иске исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской о области от 06.07.2018 N 16/299-П, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации, в том числе в области лесных отношений.
В соответствии со ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, ст. 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьям 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частью 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". С 01.01.2017 данная статья действует в следующей редакции: государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Из материалов дела установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда общей площадью 59120 га, назначение: земли лесного фонда, адрес (местоположение): Ульяновская область, Мелекесский лесхоз, кадастровый (или условный) номер: 73:01:00:316/2003:496 (свидетельство о праве собственности от 22.01.2004, т. 1 л.д. 14).
Факт регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 73:01:00:316/2003:496 подтверждает, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот лесной участок был представлен план участка, что свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.
В соответствии с книгой учета отвода лесных насаждений по лесхозам Ульяновского управления лесного хозяйства на основании распоряжения СМ РСФСР от 27.06.1959 N 28/94-р разрешен отвод земельного участка, расположенного в кварталах 17, 18, 30 Мелекесского лесничества под кладбище. Площадь отводимого земельного участка составляет 10 га. (т. 1 л.д. 15-17).
Из отзыва ответчика следует, что нумерация кварталов впоследствии изменялась в связи с проводимыми мероприятиями по лесоустройству.
По материалам лесоустройства 2017 из лесонасаждений Мелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области выведен земельный участок площадью 10 га (т. 1 л.д. 18-19).
Согласно Информации о лесном участке на землях лесного фонда в пределах квартала 26 выделы 19, 27, 28 осуществляет деятельность ООО "Лесопромышленник" на основании договора аренды лесного участка N 411 от 23.06.2010 (т.1 л.д. 62).
Согласно отзыву ООО "Лесопромышленник", часть лесного участка с кадастровым номером 73:08:020101:1517 площадью 2,4311 га относится к землям лесного фонда Мелексесского лесничества Мелекесского участкового лесничества квартал 26 выдела 19, 27, 28 (что подтверждается выпиской из ГЛР) и находится в аренде ООО "Лесопромышленник" согласно договору аренды лесного участка N 411 от 23.06.2010. В соответствии с указанным договором аренды земельный участок используется с целью заготовки древесины.
С учетом анализа представленных доказательств судом первой инстанции верно установлено, что из Государственного лесного фонда было отведено под размещение кладбища 10 га, тогда как Администрация г. Димитровграда поставила на кадастровый учет и в последующем зарегистрировала право собственности на 12,4311 га.
На основании статьи 7 Лесного кодекса земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.
Таким образом правомерен вывод суда первой инстанции о том, что доказательств перевода спорного земельного площадью 12,4311 га из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении.
Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Указание истцом (Администрацией г. Димитровграда) категории земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено, что согласно непосредственному содержанию ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ земельного участка, а также включение земельных участков в границы других земельных участков либо исключение земельных участков из границ земельных участков является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель из одной категории в другую.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что ни названный закон N 172-ФЗ, ни иные нормативные акты, включая Гражданский, Лесной и Земельный кодексы РФ, не устанавливают, что перевод земельного участка из одной категорию в другую влечет прекращение вещных прав на него, либо переход таковых между публичными образованиями различных уровней.
Кроме того, представленные материалы дела прямо свидетельствуют об отсутствии выражения воли компетентных федеральных органов в сфере управления лесами, имущественными отношениями, на изменение границ участков лесного фонда, а также не подтверждают волеизъявления на переход права собственности относительно соответствующего участка лесного фонда площадью 2,4311 га в муниципальную собственность.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что регистрация в настоящее время за муниципальным образованием "город Димитровград" права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1517, в том числе на спорную площадь 2,4311 га, при установленных по настоящему делу обстоятельствах не могут являться основанием для понуждения ответчика к приведению в соответствие данные Государственного лесного реестра данным ЕГРН путем исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1517 площадью 2,4311 из данных Государственного лесного реестра.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку факт регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок подтверждает, что на государственную регистрацию права собственности РФ на этот лесной участок был предоставлен план участка, что свидетельствует об учете участка с ЛР. При этом доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном порядке не имеется, равно как и доказательств свидетельствующих о прекращении права собственности РФ на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении. Следовательно, исходя из норм действующего законодательства земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021, по делу N А72-11152/2020, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021, по делу N А72-11152/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Димитровград - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11152/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Димитровграда, ГКУ Ульяновской области Мелекесское лесничество, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Муниципальное казенное учреждение "Городские дороги", ООО Лесопромышленник, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ