г. Москва |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А40-260762/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мистраль алко"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-260762/20
по заявлению ООО "Мистраль алко"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: ФТС России
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Моисеева Е.В. по доверенности от 31.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Коптева К.В. по доверенности от 29.03.2021; |
от третьего лица: |
Коптева К.В. по доверенности от 18.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мистраль алко" (заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (ответчик, таможенный орган, ЦАТ) от 10.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством восстановления тарифных преференций в отношении товара заявителя, задекларированного по декларациям на товары N 10009020/060218/0002083 (товары N 5, N 7), N 10009020/210818/0017525 (товары N 4, N 7) и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 055 203, 22 руб. и пени в размере 187 703, 12 руб., начисленные за период с 06.02.2018 по 30.11.2020.
Решением от 13.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика и ФТС России (третье лицо) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "Мистраль Алко" на Алабинском таможенном посту Центральной акцизной таможни (таможенный пост) в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления задекларированы товары:
1) ДТ N 10009020/060218/0002083:
- товар N 5 - "вино виноградное натуральное столовое сортовое "Лыхны", красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10.0 об. %...", классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
- товар N 7 - "вино виноградное натуральное столовое сортовое "Лыхны", красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10.0 об. %...", классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС;
2) ДТ N 10009020/210818/0017523 товары:
товар N 4 - "вино виноградное натуральное столовое "ПСОУ", белое, п/сладкое, ординарное, тихое, креп. 11.0 об. %...", классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС;
товар N 7 - "вино виноградное натуральное столовое сортовое "Лыхны", красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10.0 об. %...", классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС;
В графе 15 "Страна отправления" вышеназванных ДТ указано: "Абхазия", в графе 16 "Страна происхождения" указано: "Абхазия", в графе 34 "Код страны происхождения" указано: "АВ" - Абхазия.
В графе 36 "Преференция" рассматриваемых ДТ указано: "ООЭРООО".
В соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденного приложением N 7 решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" (Решение N 378), "ООЭРООО" - тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли (за исключением тарифной преференции, определенной кодом ЛЛ).
Классификатором видов документов и сведений, утвержденным приложением N 8 к Решению N 378, в разделе "Документы о происхождении товаров, предварительное решение о происхождении товара" определен код сертификата о происхождении товаров формы СТ-1 - 06011.
В графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" указаны сведения о следующих сертификатах происхождения товаров формы СТ-1 под кодом вида документа 06011:
- ДТ N 10009020/060218/0002083:
товар 5 - N АВ RU 18014000037 от 18.01.2018. товар 7 - N АВ RU 18014000039 от 18.01.2018.
- ДТ N 10009020/210818/0017523:
товар 4 - N АВ RU 18014001249 от 19.07.2018. товар 7 - N АВ RU 18014001161 от 04.07.2018.
Товары, задекларированные по вышеуказанным ДТ, были выпущены Алабинским таможенным постом Центральной акцизной таможни в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли (с предоставлением тарифных преференций).
В рамках таможенного контроля после выпуска в отношении правильности определения страны происхождения и обоснованности представления тарифных преференций (режима свободной торговли) таможней была проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров формы СТ-1, представленных ООО "Мистраль Алко", а также правильность их оформления и (или) заполнения.
По результатам проверки были выявлены нарушения порядка оформления/заполнения представленных сертификатов формы СТ-1, а именно в графе 12 Сертификатов отсутствовала подпись уполномоченного лица заявителя.
Результаты проверки были отражены таможней в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.10.2020 N 10009000/206/121020/АО128.
По результатам проведенного таможенного контроля таможней принято решение от 10.11.2020 N 154 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары.
Не согласившись с оспариваемым решением таможенного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Таможенного кодекса Евразийской экономической комиссии (ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Подписан в г. Астане).
В соответствии с п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 289-ФЗ) таможенные органы осуществляют контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными ст. 314 ТКЕАЭС.
Согласно п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении
товара.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и " выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза
товара.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу п. 1 ст. 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами от 28.05.2012 происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми Российской Федерацией в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (г. Ялта) (далее - Правила).
В соответствии с п. 6.1 раздела 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.
Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 определены в разделе 7 Правил.
Согласно п. 7.4 раздела 7 Правил заполнение графы 13 "Декларация заявителя" сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям: указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.
В рамках проведенной таможенным органом проверки было установлено, что в графе 13 представленных Обществом Сертификатов формы СТ-1 N АВ RU 18014000037 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001249 от 19.07.2018, N АВ RU 18014000039 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001161 от 04.07.2018 отсутствует подпись уполномоченного лица заявителя.
Согласно абз. 19 раздела 1 Правил заявитель (декларант) - лицо, обратившееся в уполномоченный орган (организацию) страны вывоза за получением сертификата о происхождении товара, подтверждающее и несущее ответственность за достоверность сведений о товарах, указанных в сертификате о происхождении товара.
Графа 13 указанных сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 оформлены с нарушением требований, поскольку не содержат обязательной подписи уполномоченного лица заявителя.
Абзацем 2 п. 9.2 раздела 9 "Основания для непредоставления режима свободной торговли" Правил предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли после выпуска товаров в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 9.1 Правил.
В соответствии с абз. 4 п. 9.1 раздела 9 Правил одним из оснований, при наличии которого таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров, является факт заполнения представленного сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7, 8 Правил.
Правила разработаны и утверждены как единообразный порядок определения происхождения товара и предоставления преференциального режима (режима свободной торговли) и не предполагают иного кроме буквального толкования содержащихся в них норм.
Учитывая изложенное, сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 N АВ RU 18014000037 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001249 от 19.07.2018, N АВ RU 18014000039 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001161 от 04.07.2018 не могут являться основанием для предоставления режима свободной торговли в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10009020/060218/0002083, 10009020/210818/0017523.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Алабинского таможенного поста Центральной акцизной таможни о предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N 10009020/060218/0002083, 10009020/210818/0017523, является неправомерным в части необоснованного предоставления режима свободной торговли и принято в нарушение требований, приведенных в Правилах, ст. 314 ТК ЕАЭС.
Довод общества о том, что Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 не является единственным документом для определения страны происхождения товаров, а также о том, что таможенный орган не лишен права принимать во внимание иные представленные сведений и документы не противоречит и не оспаривает то, что представленные Декларантом Сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1 должны быть заполнены согласно требованиям, предусмотренным Правилами.
Согласно подп. е) п. 5.1, п. 6.1 Правил в целях предоставления режима свободной торговли Декларант обязан представить в таможенный орган страны ввоза оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1. Согласно п. 7.4 Правил заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать требованиям, установленным разделом 7 Правил.
Поскольку Правила устанавливают обязанность предоставления сертификата формы СТ-1, а также предусматривают самостоятельное основание для отказа в предоставлении преференции в случае не выполнения данной обязанности, а также в случае заполнения сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7, 8 Правил, следует вывод, что Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 является основополагающим документом, необходимым для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли.
Довод жалобы относительно отсутствия запросов о подлинности документов о происхождении товара со стороны таможенных органов Российской Федерации подробным образом был исследован судом первой инстанции и является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с разделом 9-1 Правил в случае возникновения сомнений относительно подлинности документа о происхождении товара или достоверности содержащихся в нем сведений, а также выполнения критерия определения страны происхождения товаров в соответствии с Правилами таможенный орган государства ввоза товара может направить в уполномоченный или проверяющий (верифицирующий) орган страны вывоза запрос с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая запросы, связанные с простыми выборочными проверками, ответ на который должен быть представлен в течение 3 месяцев с даты регистрации таможенным органом такого запроса.
В соответствии с п. 2 ст. 314 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами обращение в национальные компетентные органы Республики Абхазия с просьбой о сообщении дополнительной или уточняющей информации является правом, а не обязанностью таможенного органа.
Суд первой инстанции верно указал на то, что решение об отказе в предоставлении режима свободной торговли в отношении задекларированных товаров принято таможней в ходе проверки документов и (или) сведении, представленных Декларантом в процессе таможенного оформления товаров. Таможенный орган имеет право принимать решения по рассматриваемым вопросам самостоятельно на основании требований Правил, исходя из буквального толкования закрепленных в них положении.
Ссылка заявителя на п. 9.3 Правил, согласно которому "наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата формы СТ-1, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, не должно являться основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли" является несостоятельной ввиду наличия самостоятельного основания для отказа в предоставлении преференции, а именно заполнение представленного сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7, 8 Правил, при наличии которого таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим
свободной торговли.
Кроме того, соглано п. 9.3 Правил основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли не должно являться наличие ошибок (опечаток), вместе с тем, не проставление подписи уполномоченного лица Заявителя не относится к таковым, а свидетельствует об отсутствии одного из обязательных реквизитов, что является существенным нарушением требований и порядка заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1, закрепленных в разделе 7 Правил.
Относительно довода жалобы об отсутствии в решении таможенного органа от 10.11.2020 N 154 указания на нарушения Декларантом критерия происхождения товара необходимо указать следующее.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц бремя доказывания лежит на государственном органе.
Приведенный таможенным органом довод относительно нарушения Декларантом указания критерия происхождения товара является дополнительным, свидетельствующим о неоднократном нарушении обществом порядка и требований заполнения Сертификатов о происхождении товара формы
СТ-1.
Так, в соответствии с п. 7.4 раздела 7 "Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1" Правил в графе 9 "указываются следующие критерии происхождения товаров:
"П" - товар, полностью произведенный в государстве - участнике Соглашения;
"Д1905" - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС конечной продукции, например - 1905;
"К" - товар, страна происхождения которого определена на основе кумулятивного принципа.
В представленных обществом Сертификатах N АВ RU 18014000037 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001249 от 19.07.2018, N АВ RU 18014000039 от 18.01.2018, N АВ RU 18014001161 от 04.07.2018 указаны критерии происхождения товаров, которые не предусмотрены Правилами - "П2204".
Абзацем 2 п. 9.2 раздела 9 Правил ("Основания для непредоставления режима свободной торговли") предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли после выпуска товаров в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 9.1 Правил.
Согласно абз. 4 п. 9.1 раздела 9 Правил одним из оснований, при наличии которого таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров, является факт заполнения представленного сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7, 8 Правил.
Таким образом, поскольку представленные обществом сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, не отвечают требованиям, предусмотренным разделом 7 Правил, на основании раздела 9 они не могли являться основанием для предоставления ООО "МистральАлко" режима свободной торговли в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10009020/060218/0002083, 10009020/210818/0017523.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение таможенного органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-260762/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260762/2020
Истец: ООО "МИСТРАЛЬ АЛКО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ФТС