г. Чита |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А58-443/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года по делу N А58-443/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 38" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (ОГРН 1041402035498, ИНН 1435147473, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2020 об административном правонарушении N 1/15.14-2020/390, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года по делу N А58-443/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 25.12.2020 об административном правонарушении N 1/15.14-2020/390, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 38" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 9 533 рубля. Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 38" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось с апелляционной жалобой, в которой с учетом уточнения просит отменить обжалуемый судебный акт в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Апеллянт полагает, что основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку действиями заявителя причинен имущественный ущерб бюджету Республики Саха (Якутия).
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет" 03 июня 2021 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
В силу части 5 статьи 68 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе встречной проверки Учреждения по вопросам соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), проведенной в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года" в Городском округе "город Якутск", проведенной на основании приказа Минфина от 19.06.2020 N 01-04/0892 "О назначении камеральной проверки в Городском округе "город Якутск" за период 2018 - 2019 годы" составлен акт встречной проверки от 14.08.2020, в котором установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на общую сумму 190 650,00 рублей в нарушение пункта 5.2 и 5.9 Порядка расходования субсидии N 588р средства, полученные из государственного бюджета РС (Я) и предусмотренные на организацию летнего отдыха детей на 117 000,00 рублей направлены на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, и в нарушение пункта 2.1 Порядка N 477, п.2.2 Порядка расходования субсидии N 588р и п.3 Соглашения без номера от 17.05.2019 средства, предусмотренные на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, на сумму 73650 рублей направлены на оплату труда учителей, финансируемую за счет другого источника.
17.12.2020 главным контролером-ревизором Минфина в отсутствие законного представителя Учреждения - директора МОБУ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на общую сумму 190 650,00 рублей в нарушение пункта 5.2 и 5.9 Порядка расходования субсидии N 588р средства, полученные из государственного бюджета РС (Я) и предусмотренные на организацию летнего отдыха детей на 117 000,00 рублей направлены на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, и в нарушение пункта 2.1 Порядка N 477, п.2.2 Порядка расходования субсидии N 588р и п.3 Соглашения без номера от 17.05.2019 средства, предусмотренные на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, на сумму 73650 рублей направлены на оплату труда учителей, финансируемую за счет другого источника.
Директором Учреждения даны пояснения на составление протокола об административном правонарушении от 16.12.2020 N 08-19/132.
18.12.2020 административным органом вынесено определение N 1/15.14-2020/390 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 1/15.14-2020/390 от 17.12.2020 на 25.12.2020 в 11 часов 20 минут посредством видеоконференцсвязи по ссылке, указанной в определении.
25.12.2020 заместитель министра финансов РС (Я) вынесено постановление N 1/15.14-2020/390 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 533,00 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 6, 38, частью 1 статьи 78.1, статьей 269.2, частями 1 и 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьями 15.14, 23.7.1 КоАП РФ, Соглашением от 25.02.2019 N 35 о предоставлении субсидии местному бюджету из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха детей в каникулярное время, Законом РС (Я) от 22.03.2006 328-3 N 669-III "Об организации обеспечении отдыха и оздоровления детей в РС (Я)", Концепцией развития круглогодичного отдыха и оздоровления детей на 2012-2016 года и основных направлений до 2020 года, одобренной Экономическим советом при Правительстве РС (Я) от 12.04.2012, постановлением Правительством РС (Я) от 25.12.2013 N 477, Распоряжением Окружной администрации от 09.04.2019 N 588р "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории ГО "Город Якутск", пунктами 1.3, 3.48, 3.50, - 3.52 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2014 г. N 315, пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерств финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-н, пунктом 2.8 Положения о первом отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, подпунктом 10 пункта 3.2 Должностного регламента главного контролера ревизора первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2019, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2016 г. N 984 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)", пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий, а в действиях (бездействии) заявителя имеются признаки события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в виде направления средств на питание детей в осеннем лагере, а также на оплату труда учителей, которые осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, не соответствующие целям, определенным вышеперечисленными актами и соглашениями), заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к ответственности не истек, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Однако, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для замены административного наказания в виде штрафа в размере 9 533 рублей на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не согласен только с выводом суда о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части основано на неправильном применении норм права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Правильно применив положения части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, вместе с тем, не учел, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом того, что совершенное правонарушение причинило имущественный ущерб государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в сумме 190 650 рублей, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт в части замены административного наказания в виде штрафа в размере 9 533 рублей на предупреждение подлежит отмене, а заявленные требования в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года по делу N А58-443/2021 отменить в части удовлетворения заявленных требований и признания незаконным и изменения постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 25.12.2020 об административном правонарушении N 1/15.14-2020/390, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 38" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (ИНН 1435147473, ОГРН 1041402035498) в части назначенного административного наказания в виде штрафа и замены административного наказания в виде штрафа в размере 9 533 рубля на предупреждение.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-443/2021
Истец: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 38" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)