г. Владивосток |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А51-1702/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс",
апелляционное производство N 05АП-3213/2021
на решение от 31.03.2021
судьи Н.В.Колтуновой
по делу N А51-1702/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005)
к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ИНН 2543104831, ОГРН 1162536092058, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.10.2016)
о взыскании 2 550 000 рублей,
при участии:
от Владивостокской таможни: Васечко В.В. по доверенности N 105 от 05.07.2021, сроком действия до 01.07.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 11545 от 02.07.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "Прогресс": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - общество, декларант, ООО "Прогресс") утилизационного сбора в сумме 2 550 000 рублей за товар, заявленный в декларации на товары N 10702020/010618/0002861.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Прогресс" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Связывая обязанность по уплате утилизационного сбора с выдачей паспорта самоходной машины в качестве необходимого условия допуска самоходной машины к эксплуатации на территории Российской Федерации, заявитель жалобы отмечает, что общество не получало паспорт самоходной машины на спорный товар, не эксплуатировало его и передало товар конечному покупателю сразу после выпуска товара. В связи с этим общество считает, что ввезенный товар статус объекта, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, не приобрел.
ООО "Прогресс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие общества по имеющимся в материалах дела документам.
Таможенный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В июне 2018 года во исполнение внешнеторгового контракта в адрес общества на таможенную территорию Евразийского экономического союза был ввезен товар, в целях таможенного оформления которого обществом была подана декларация на товары N 10702020/010618/0002861.
В графе 31 указанной декларации были заявлены следующие сведения о товаре N 1: экскаватор KOMATSU PC28UU-3, дата выпуска 15.06.2006, VIN отсутствует, цвет синий, кузов отсутствует, ДВС: 3D82AE-1547381, дизельный, объем 1331 куб. см, грузовая мощность 26 л.с./19,11 кВт, количество мест, помимо водителя - 1, шасси (рама), масса без нагрузки 2750 кг, производитель KOMATSU, товарный знак KOMATSU, марка KOMATSU, количество 1 шт.
В графе 33 данной ДТ в отношении товара N 1 заявлен классификационный код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8429521001.
Товар выпущен 01.06.2018 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении самоходной машины, ввезенной по ДТ N 10702020/010618/0002861, который, согласно расчетам, определен в сумме 2 550 000 рублей.
В связи с этим письмом от 22.12.2020 N 25-35/50009 обществу направлено уведомление от 18.12.2020 о необходимости уплаты утилизационного сбора.
Отсутствие уплаты обществом утилизационного сбора послужило основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было судом первой инстанции удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения таможенного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, самоходная машина как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Как установлено пунктом 5 Правил N 81, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 81.
Согласно пункту 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 к названному Перечню (в редакции, действовавшей на дату выпуска спорного товара) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно разделу III Перечня N 81 "Экскаваторы, классифицируемые по коду 8429 52" для экскаваторов легких (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.), с даты выпуска которых прошло более трех лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 17.
Факт ввоза обществом самоходной техники на таможенную территорию ЕАЭС и ее помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленной в материалы дела декларацией на товары N 10702020/010618/0002861 с отметкой должностного лица таможни 01.06.2018 "выпуск разрешен".
Следовательно, общество является лицом, осуществившим ввоз самоходной техники на территорию Российской Федерации и, как следствие, плательщиком утилизационного сбора.
Исходя из сведений, заявленных при декларировании о годе выпуска (2006 г.), массе (2750 кг) и мощности силовой установки (26 л.с.) рассматриваемой самоходной техники, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении товара N 1 составляет 2 550 000 рублей (150 000 рублей * 17).
Таким образом, размер суммы неуплаченного обществом утилизационного сбора составляет 2 550 000 рублей.
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно положениям пункта 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что письмом от 22.12.2020 N 25-35/50009 таможенный орган проинформировал общество о наличии у него задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении самоходной машины, задекларированной в ДТ N 10702020/010618/0002861.
Между тем, утилизационной сбор в размере 2 550 000 рублей общество не оплатило, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при наличии на то правовых и фактических оснований удовлетворил требования таможенного органа, взыскав с общества утилизационного сбора в размере 2 550 000 рублей.
Довод общества о том, что ввезенный товар статус объекта, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, не приобрел ввиду того, что паспорт самоходной машины на нее не выдавался, коллегией во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, регламентирующем условия освобождения от уплаты утилизационного сбора, не обозначено, и, как следствие, правового значения для целей взимания утилизационного сбора не имеет.
Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции также учитывает, что в спорной ситуации обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска таможней экскаватора в свободное обращение и правила взимания утилизационного сбора распространяются на ввезенный обществом товар независимо от факта выдачи на него паспорта самоходной машины.
Утверждение апеллянта о том, что общество не эксплуатировало ввезенный товар и передало его конечному покупателю сразу после выпуска товара, вышеуказанных выводов суда не отменяет.
Действительно, абзацем 4 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Между тем смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортного средства, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть по существу речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лица, ставшего собственником транспортного средства после его выпуска в оборот.
В связи с этим, учитывая, что последующее отчуждение ввезенной самоходной техники не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз, позиция общества об отсутствии у него обязанности по уплате утилизационного сбора признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета, как излишне уплаченные, в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 31.03.2021 по делу N А51-1702/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 135 от 10.06.2021 на общую сумму 3 000 рублей в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1702/2021
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ПРОГРЕСС"