город Томск |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А03-10233/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" (N 07АП-5258/21), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2021 по делу N А03-10233/2020 по иску Министерства спорта Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2225198071, ОГРН 1182225042163) к автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2221233913, ОГРН 1172225017315), о взыскании 690 399 руб. 03 коп. субсидии по нецелевому использованию средств краевого бюджета,
В судебном заседании приняли участие:
от Министерства спорта Алтайского края: Куликов Ю.А., представитель по доверенности от 12.08.2020, паспорт;
от автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", г. Барнаул Алтайского края: Бондарев Д.Д., представитель по доверенности от 21.05.2021, паспорт; Тулин П.М., представитель по доверенности от 21.05.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
министерство спорта Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" (далее - общество, АНО Баскетбольный клуб "АлтайБаскет"), г. Барнаул Алтайского края, о взыскании 690 399 руб. 03 коп. субсидии по нецелевому использованию средств краевого бюджета.
Решением суда от 19.04.2021 с автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", г. Барнаул Алтайского края в пользу Министерства спора Алтайского края взыскано 690 399 руб. 03 коп. необоснованно использованной субсидии. Взыскать с автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", г. Барнаул Алтайского края 16 808 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Министерство в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали, по основаниям, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, пояснения, заслушав представителей лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно 3 которой нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве спорта Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 06.12.2018 года N 193, Министерство спорта Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в сфере физической культуры и спорта.
В пункте 2.2.4 Положения указано, что к полномочиям Министерства относится осуществление контроля за целевым и эффективным расходованием средств краевого бюджета, выделяемых организациям в виде государственной поддержки на развитие физической культуры и спорта.
На основании постановления Администрации Алтайского края от 14.01.2014 года N 4 (далее - Постановление N 4) утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий физкультурно-спортивным организациям на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта (далее - Порядок предоставления субсидии), из которого следует, что право на получение субсидии имеют физкультурно-спортивные организации, имеющие статус юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в том числе: по командным игровым видам спорта (спортивные команды) и по индивидуальным видам спорта (спортивные клубы).
Из пункта 1.4 Порядка предоставления субсидии следует, что целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат физкультурно-спортивных организаций на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии с порядком предоставления из краевого бюджета субсидий физкультурно-спортивным организациям на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта, утвержденным Постановлением N 4, 09.01.2019 между Министерством спорта Алтайского края (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и автономной некоммерческой организацией баскетбольный клуб "АлтайБаскет" (получатель субсидии) заключено соглашение N 23-С/2019 о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2019 году автономной некоммерческой организации баскетбольный клуб "АлтайБаскет" субсидии на финансовое обеспечение затрат на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта (далее - субсидия)
Из пункта 2.1 Соглашения следует, что субсидия предоставляется в пределах доверенных лимитов бюджетных обязательств Главному распорядителю как получателю бюджетных средств на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения. Размер субсидии составляет 19 871 000 руб.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка предоставления субсидии контроль за соблюдением получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством.
В пунктах 4.1.5, 4.1.6 Соглашения Министерство спора Алтайского края обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением.
В случае установления Министерством спорта Алтайского края или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем субсидии в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, вправе требовать от получателя субсидии возврата средств субсидии в краевой бюджет, в том числе в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Соглашения Главный распорядитель как получатель бюджетных средств вправе запрашивать у Получателя субсидии документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии и оценки достижения значений показателей результативности.
В пунктах 4.3.1, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6 Соглашения сторонами согласовано, что Получатель субсидии обязуется: - представлять Главному распорядителю как получателю бюджетных средств документы, установленные пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения; представлять отчетность (по форме 0503127 (отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств), отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств (приложение 3), Главному распорядителю как получателю бюджетных средств не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; - направлять по запросу Главного распорядителя как получателя бюджетных средств документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.1 настоящего Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса; - исполнять требование Главного распорядителя как получателю бюджетных средств и предписания (представления) органов государственного финансового контроля по возврату средств в краевой бюджет в случае установления фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии и (или) недостижения установленных значений показателей результативности, в сроки, установленные требованиями, предписаниями (представлениями).
В соответствии с пунктом 5.3 Порядка предоставления субсидии решение о возврате субсидии принимается Министерством спорта Алтайского края в течении 15 календарных дней с момента установления обстоятельств, указанных в пункте 5.2 Порядка.
Из пунктов 5.5, 5.6 Порядка предоставления субсидии следует, что Получатель субсидии обязан в указанный в уведомлении срок произвести возврат субсидии путем перечисления средств на счет краевого бюджета, открытый в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю.
В случае отказа от добровольного возврата средств субсидии, их взыскание с Получателя субсидии осуществляется Министерством спорта в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 приказа Министерства спорта Алтайского края от 28.10.2019 года N 358 предусмотрено положение о предоставлении Организацией (ответчиком) членам комиссии документов, необходимых для достижения цели проверки (л.д. 75 т.д.1).
На основании уведомления от 04.02.2020 N 28/П/300 и приказов Министерства спорта Алтайского края от 28.10.2019 года N 358, от 06.11.2019 года N 378, от 05.02.2020 года N 27 "О проведении проверки целевого и эффективного использования средств субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организацией Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", были проведены проверки целевого и эффективного использования средств субсидии из краевого бюджета Организацией за период с 01.01.2019 года по 31.01.2020 года.
По результатам проверок были составлены акты выездных проверок от 22.11.2019 года и от 17.03.2020 года (л.д. 7-25 т.д. 2).
Их акта проверки от 22.11.2019 года следует, что за период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года были выявлены следующие нарушения нецелевого использования средств субсидии: - необоснованное списание расходов на ремонт автомобиля в сумме 920 руб.; - неэффективное расходование средств субсидии на приобретение телефона I Phone 7 32 Гб Black на сумму 28 609 руб.; - необоснованное списание расходов на приобретение призов для мероприятия "Оранжевый мяч" на сумму 24 064 руб.; - необоснованное возмещение расходов за аренду автомобиля сотрудникам из средств субсидии в сумме 13 200 руб.; - необоснованная оплата за аренду квартиры тренера, спортсменов из средств субсидии в сумме 415 261,00 руб.; - необоснованное списание расходов на приобретение алкогольных напитков и продуктов для пикника в сумме 15 001 руб. 33 коп.; - кредиторская задолженность перед МБУ СП "Спортивная школа "Победа" по состоянию на 30.09.2019 года составляет 90 730 руб. 55 коп.; - неэффективное расходование бюджетных средств на оплату штрафных санкций в РФБ в сумме 42 000 руб.; - необоснованное списание расходов Организации из средств краевой субсидии на переезд сотрудников в личных целях в сумме 61 024 руб. 70 коп.; - необоснованная выплата заработной платы лицу, нетрудоустроенному в Организации на период выплаты в сумме 10 000 руб.; - необоснованное списание расходов на проживание и ожидание рейса лиц, нетрудоустроенных в Организации на сумму 24 000 руб.
В период проверки установлены случаи нарушения порядка ведения бухгалтерского учета: - наличие дебиторской и кредиторской задолженности на начало года; - выдача средств в подотчет при несписанной дебиторской задолженности; - несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни; - предоставление нескольких вариантов авансовых отчетов, карточек счета; - недостоверность предоставленной отчетности.
Организацией не соблюдаются условия, предусмотренные пунктом 34.2 Регламента РФБ в части: количества привлеченных судей-секретарей и статистиков и выплаты в полном объеме работы судей-секретарей и статистиков. Кроме того, оплата сервисного сбора является неэффективным расходованием Организацией средств.
Всего, в предоставленных авансовых отчетах за 2019 год приложены подтверждающие документы за 2018 год на сумму 45 182 руб. 56 коп.
Их акта проверки от 17.03.2020 года следует, что за период с 01.10.2019 года по 31.03.2020 года были выявлены следующие нарушения нецелевого использования средств субсидии: -задолженность по заработной плате перед сотрудниками за декабрь 2019 года в сумме 300 559 руб. 03 коп.; - необоснованные расходы Организации на оплату аренды квартир для проживания иногородних сотрудников в период с 01.10.2019 года по 24.01.2020 года в сумме 96 919 руб. (в том числе НДФЛ в сумме 14 536 руб.); - принятие к учету документов, оформленных с нарушениями на сумму 48 134 руб. 39 коп.; - необоснованная выплата заработной платы тренеру Тельминову В.И. за период с 01.10.2019 года по 31.12.2019 года в сумме 46 881 руб. 01 коп.; - неэффективное использование средств краевой субсидии на оплату штрафов за период с 01.10.2019 года по 3 1.01.2020 года на сумму 46 498 руб. 52 коп.; - оплата работ по договорам гражданско-правового характера, оформленных с нарушениями на сумму 13 000 руб.; - необоснованное списание расходов на оказание услуг химчистки в сумме 1 200 руб.; - необоснованное списание дебиторской задолженности при отсутствии подтверждающих документов в сумме 200 руб.
В результате вышеуказанных проведенных проверок были выявлены нарушения условий Соглашения, что повлекло нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 690 399 руб. 03 коп.
В связи с чем, Министерством спорта Алтайского края в адрес ответчика было направлено письменное предложение об устранении выявленных нарушений от 26.03.2020 года N 28/П/919, а также уведомление от 26.03.2020 года N 28/П/910 о возврате средств, необоснованно использованных Организацией за счет средств субсидии, выделенной из краевого бюджета в сумме 690 399 руб. 03 коп. путем перечисления средств на счет Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
До настоящего времени указанные денежные средства не были возвращены в краевой бюджет, в связи с чем, Министерство спорта Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции, исходил из его обоснованности. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, при этом отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Как следует из материалов дела, актами проверок от 22.11.2019 года и от 17.03.2020 года было установлено необоснованное списание расходов на техническое обслуживание автомобиля с государственным регистрационным номером 232 марки "АУДИ" на сумму 920 руб., и на приобретение телефона I Phone 7 32 ГБ Black на сумму 28 609 руб., тогда как на балансе АНО БК "АлтайБаскет" указанные автотранспортное средство и средство связи отсутствовали.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, данный вид расходов не предусмотрен приказом управления спорта и молодежной политики Алтайского края от 30.12.2016 года N 40/0/1893 "Об утверждении Порядка финансирования за счет краевого бюджета и норм расходов средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий" (далее- приказ N 40/0/1893) и противоречит пункту 4.1 Постановления N 4.
В ходе проверок Организации также установлено, что списание сумм дебиторской задолженности с подотчетных лиц производилось без предоставления подтверждающих документов.
Так, подотчетным лицом Беляевой А.А. сдан авансовый отчет от 12.12.2019 года N 56 на сумму 400 руб. Однако к авансовому отчету приложены подтверждающие документы на сумму 200 руб. (л.д. 96-97, л.д. 117 т.д. 1).
В период проверки установлены факты списания задолженности с подотчетных лиц по документам, на которых отсутствуют необходимые реквизиты.
Так, к авансовому отчету от 02.12.2019 года N 54 на сумму 13 922 руб. 60 коп. приложен подтверждающий документ - квиток, на котором от руки написано "Химчистка" на сумму 1 200 руб., иная информация на документе отсутствует.
Таким образом, в нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", необоснованное списание расходов на оказание услуг химчистки составило 1 200 руб.
К авансовому отчету от 12.08.2019 года N 9 приложены подтверждающие документы от 09.08.2019 года на приобретение шейкеров и рюкзаков в количестве 40 штук по каждому наименованию.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Положения проведения Всероссийских массовых соревнований по уличному баскетболу "Оранжевый мяч-2019", организаторами соревнований являются Министерство, комитет по физической культуре и спорту г. Барнаула и Алтайская краевая общественная организация "Федерация баскетбола Алтайского края".
Таким образом, в нарушение приказа N 40/0/1893, пункта 4.1 Постановления N 4, данные расходы Организации являются необоснованными.
Всего, за период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года приобретено и списано подарочной и сувенирной продукции на расходы, не относящиеся к целевым расходам Организации на сумму 24 064 руб.
В ходе проверки с 28.10.2019 года по 15.11.2019 года за целевым и эффективным использованием средств субсидии из краевого бюджета АНО БК "АлтайБаскет" за период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года, установлено, что Организацией списаны расходы на алкогольные напитки, продукты питания для организации пикника, обед и ужин в кафе на несколько персон.
Так, к авансовому отчету от 31.08.2019 года N 15 подотчетным лицом Тулиным П.М. приложены документы на приобретение алкогольных напитков в магазине ООО "Малком" 20.05.2018 года на сумму 640 руб.
Кроме того, платежным поручением от 09.08.2019 года N 285 на сумму 18 078 руб. 71 коп. оплачены услуги по организации услуг питания, к заявке на осуществление платежа прикреплена товарная накладная на продукты, приобретенные в розничной сети ООО "Лэнд 24" 17.07.2019 года на сумму 5 588 руб. 33 коп. В наименовании приобретаемых продуктов указаны: уголь древесный, жидкость для розжига, шашлык маринованный, напитки, овощи и т.д. Между тем, правомерно отмечено, что к спортивным мероприятиям, согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329 "О физической культуре и спорте" (приложение 20), относятся спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов, указанные выше мероприятия не соответствует данному определению. В связи с тем, что данные расходы не предусмотрены приказом N 40/0/1893 и противоречат пункту 4.1 Постановления N 4, у суда не имелось оснований для несогласия с доводами истца о том, что ответчиком необоснованно приняты расходы на приобретение алкогольных напитков, продуктов для пикника, обед и ужин в кафе на несколько персон из средств субсидии в сумме 15 001 руб. 33 коп.
Также, в проверяемых периодах установлен случай необоснованной выплаты заработной платы лицу, нетрудоустроенному у ответчика.
01.07.2019 года между автономной некоммерческой организацией баскетбольный клуб "АлтайБаскет" (клуб) и Соболевым Яном Олеговичем (спортсмен) заключено предварительное соглашение к трудовому договору от 01.09.2019 года (л.д. 79 т.д. 1), в пункте 3 которого указано, что клуб обязуется оплатить игроку заработную плату за июль и август в размере 80 000 руб.
При этом, трудовой договор со спортсменом не был заключен.
В тоже время, платежным поручением от 16.07.2019 года была выплачена заработная плата Соболеву Яну Олеговичу в размере 10 000 руб.
Вместе с тем, согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данный юридический факт является основанием возникновения трудового отношения, когда работник фактически приступил к работе без трудового договора, заключенного в письменной форме. При этом работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе, что ответчиком не было сделано.
Также в ходе проверок установлены случаи списания расходов на проживание и ожидание рейса в зале авиакомпании Едешко И.И. и Антиповой С.А. на сумму 24 000 руб. Посещение указанных спортсменов г. Барнаула приурочено к окружному турниру школьной баскетбольной лиги "КЭС-Баскет".
Однако данные расходы также верно признаны необоснованными, ввиду того, что в соответствии с Регламентом о проведении Чемпионата баскетбольной лиги "КЭС-Баскет" в Алтайском крае среди команд общеобразовательных организаций сезона 2018-2019 гг. организаторами соревнований являются АНО "ШБЛ "КЭС-Баскет", АНО "МШБЛ", Министерство, Минобрнауки Алтайского края и АКОО "Федерация баскетбола Алтайского края" (л.д. 140-160 т.д. 1).
Таким образом, расходы за проживание и ожидание рейса в зале авиакомпании приглашенных гостей являются для ответчика необоснованными.
В ходе проверок также установлено, что в проверяемые периоды производилось возмещение расходов сотрудникам ответчика за аренду жилья и автотранспорта. В частности, тренеру команды Соколовскому Б.И. за период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года необоснованно возмещено расходов за аренду автомобиля в сумме 13 200 руб.
Всего за период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года ответчиком необоснованно оплачено за аренду квартиры и автотранспорт тренера, спортсменов из средств субсидии в сумме 415 261 руб. В период с 01.10.2019 года по 24.01.2020 года - в сумме 96 919 руб. (в том числе НДФЛ в сумме 14 536 руб.).
Также, ответчиком оплачивался проезд иногородних спортсменов и тренера в отпуске (пункт 4 дополнительного соглашения N 1 от 29.05.2018 года к трудовому договору с Соколовским Б.И.).
При этом, в соответствии с пунктом 2.14 приказа N 40/0/1893 предусмотрены расходы на проезд к месту проведения спортивного мероприятия и обратно, питания и проживания, а также аренды автотранспорта при участии в официальных всероссийских и международных спортивных мероприятиях.
Таким образом, возмещение расходов на аренду жилья и автотранспорта в личных целях также не является целевым расходованием бюджетных средств.
Как следует из актов проверки, всего, в периоде с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года необоснованно списано на расходы АНО БК "АлтайБаскет" из средств субсидии на переезд сотрудников в личных целях 61 024 руб. 70 коп.
Истцом также указано, что по результатам двух проведенных проверок у ответчика, предъявляемые для проверки документы, в период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года имели расхождения с документами, представленными в период с 01.10.2019 года по 31.12.2019 года. При переходе полномочий генерального директора от Тулина П.М. на Григорьеву К.С. произведена передача документов по акту-приема передачи. В перечне документов отсутствует информационная база 1:С за 2018-2019 год (л.д. 102-103 т.д. 1).
Кроме того, в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 29 мая 2018 г. трудовому договору с тренером, клуб обязуется за счет собственных средств обеспечивать тренера и его семью отдельной двухкомнатной квартирой на весь период действия настоящего договора, а также обязуется предоставить тренеру корпоративную мобильную связь и возмещать затраты на эксплуатацию личного транспортного средства.
Учитывая вышеизложенное, ответчиком как некоммерческой организацией - получателем субсидии не соблюдены условия, цели и порядок, установленный при ее предоставлении, в части использования субсидии, предоставленной из средств краевого бюджета, на реализацию мероприятий Программы, а именно на оплату товаров, работ, услуг, не предусмотренных сметами расходов и не подлежащих возмещению за счет средств субсидий, в сумме 690 399 руб. 03 коп., из них: - расходование денежных средств на ремонт автомобиля в сумме 920 руб.; - расходование денежных средств на приобретение телефона Айфон 7 в сумме 28 609 руб.; - расходование денежных средств на приобретение призов для мероприятия "Оранжевый мяч" в сумме 24 064 руб.; - расходование денежных средств на аренду автомобиля сотрудникам из средств субсидии на сумму 13 200 руб.; - расходование денежных средств на аренду квартиры тренера, спортсменов на сумму 415 261 руб. и 96 919 руб.; - расходование денежных средств на приобретение алкогольных напитков и продуктов для пикника в сумме 15 001 руб. 33 коп.; - расходование денежных средств на проезд сотрудников в личных целях в сумме 61024 руб. 70 коп. - расходование денежных средств на выплату заработной платы не трудоустроенному в организации лицу в сумме 10 000 руб. - расходование денежных средств на проживание и ожидание рейса не трудоустроенных в организации лиц 24 000 руб. - расходование денежных средств на оказание услуг химчистки в размере 1 200 руб. - расходование денежных средств на списание дебиторской задолженности в сумме 200 руб.
Доказательств возврата денежных средств ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем судом верно признаны подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Вопреки доводам ответчика, порядок проведения проверок не нарушен, акты проверок ответчиком в установленном порядке не обжалованы.
На основании пункта 2.2.4 указа Губернатора Алтайского края от 06.12.2018 года N 193 "Об утверждении Положения о Министерстве спорта Алтайского края", Министерство спорта наделено полномочиями по осуществлению контроля за целевым и эффективным расходованием средств краевого бюджета, выделяемых организациям в виде государственной поддержки на развитие физической культуры и спорта.
В соответствии с пунктом 3.2.7 приказа Министерства спорта от 05.11.2019 года N 376 "Об утверждении Порядка осуществления контроля Министерством спорта Алтайского края за целевым и эффективным расходованием субсидии из краевого бюджета физкультурно-спортивными организациями" (далее - Приказ N 376) руководитель проверяемого объекта уведомляется о предстоящей внеплановой выездной проверке не позднее, чем за 1 рабочий день до ее начала.
Главным специалистом отдела экономики и финансового обеспечения Министерства спорта 04.02.2020 года на официальную электронную почту Организации (altay.basket@mail.ru) направлена сканированная копия уведомления о предстоящей проверке.
Процедура проведения проверки, порядок и сроки обжалования результатов проверки, а также права и обязанности проверяемого объекта утверждены Приказом N 376 и были разъяснены истцом при непосредственном выезде на проверку.
Приказ N 376 размещен на официальном сайте Министерства спорта Алтайского края в сети Интернет в разделе "Документы" - "Нормотворческая деятельность".
Министерством спорта за период с 01.01.2019 года по 31.01.2020 года было проведено 2 проверки целевого и эффективного расходования субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организацией Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", по результатам которых были составлены и направлены для ознакомления акты выездных проверок от 22.11.2019 года и от 17.03.2020 года, в которых подробно описаны факты нецелевого использования средств субсидии из краевого бюджета, с приложением подтверждающих документов.
По результатам акта проверки от 22.11.2019 установлено нарушений на сумму 724 810 руб. 58 коп., в том числе: - нецелевое использование бюджетных средств в сумме 592 080 руб. 03 коп.; - неэффективное использование бюджетных средств в сумме 132 730 руб. 55 коп.
По результатам акта проверки от 17.03.2020 года установлено нарушений на сумму 553 391 руб. 95 коп., в том числе: - нецелевое использование бюджетных средств в сумме 98 319 руб.; - неэффективное использование бюджетных средств в сумме 46 498 руб. 52 коп.; - прочие нарушения в сумме 408 574 руб. 43 коп.
Таким образом, в направленном в адрес автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" письме Министерства спорта от 26.03.2020 года N 28/П/913 обобщена информация по результатам проведенных проверок и суммированы нарушения за указанный период.
На акты выездных проверок ответчиком составлялись возражения, которые были рассмотрены истцом и частично приняты.
В связи с чем, к возврату подлежит сумма нарушений нецелевого использования бюджетных средств, которая состоит из сумм, направленных автономной некоммерческой организацией Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" на: списание расходов на ремонт автомобиля, приобретение мобильного телефона, отсутствующего на балансе автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет", приобретение призов для мероприятия "Оранжевый мяч", аренду автомобиля сотрудникам, оплату аренды квартир, приобретение алкогольных напитков и продуктов для пикника, переезд сотрудников в личных целях, выплату заработной платы и расходов на проживание нетрудоустроенным в автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" лицам, списание документально не подтвержденных расходов.
Из представленной истцом справки (л.д. 102 т.д. 5) - информации о плановых и фактических расходах за счет средств субсидии за 2019 год, следует, что расходы, предусмотренные сметой на 2019 год на зарплаты должны составлять - 14 052 000 руб., в то время как фактически на зарплаты ответчиком было потрачено всего 7 636 504 руб. 65 коп.
При этом, на договоры гражданско-правового характера, взносы в РФБ, питание, тренировочные соревнования, командирование (билеты, проживание в гостинице, фрахтование, группа поддержки, медикаменты), ЧОП, вода, спортивная форма, инвентарь, афиши, хлопушки, интернет, связь, медицинская бригада, страхование. Юридические услуги, ДМС, одноразовая посуда, закладывалась сумма расходов в размере 5 819 000 руб., а фактически было потрачено 11 544 096 руб. 32 коп.
На приобретение телефона, рюкзаков, футболок, аренду автомобиля, ожидание рейса, ремонт автомобиля, проезд в личных целях, выплату заработной платы нетрудостроенному лицу, аренду квартиры расходы ответчиком в смете не закладывались, при этом, расходы были понесены в размере 690 39 руб. 03 коп. за счет средств краевого бюджета.
С учетом изложенного, коллегия соглашается, что в данном случае денежные средства, выделенные ответчику из краевого бюджета на заработную плату, были не полностью освоены, и без согласования с истцом, были потрачены ответчиком на иные цели, что недопустимо. Все документы, на основании которых проводились проверки, запрашивались истцом у ответчика, и документы представлялись уполномоченными лицами ответчика.
Проверки проведены уполномоченным лицом в соответствии с Приказом Министерства спорта от 05.11.2019 года N 376 "Об утверждении Порядка осуществления контроля Министерством спора Алтайского края за целевым и эффективным расходованием субсидии из краевого бюджета физкультурно-спортивными организациями".
Согласно пункту 5.2 Порядка предоставления субсидии, предоставление субсидии прекращается, и полученная субсидия подлежит возврату в краевой бюджет в случаях: - неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных Соглашением; - выявления Министерством спора и (или) органами государственного финансового контроля Алтайского края фактов нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и Соглашением; - недостижения показателя результативности, предусмотренного Соглашением.
При данных обстоятельствах следует не согласиться с позицией ответчика о недоказанности нецелевого использования денежных средств.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
В целом доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование фактических обстоятельств и условий соглашения не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 названного Кодекса.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции до 11.04.2022, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для ее предоставления на срок более окончания рассмотрения дела.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы апеллянту была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до ее рассмотрения по существу, в связи с оставлением жалобы без удовлетворения государственная пошлина на основании статьи 110 АПК РФ, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит взысканию с апеллянта в доход федерального бюджета в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2021 по делу N А03-10233/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" - без удовлетворения.
Взыскать с автономной некоммерческой организации Баскетбольный клуб "АлтайБаскет" г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2221233913, ОГРН 1172225017315) государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10233/2020
Истец: Министерство спорта Алтайского края
Ответчик: АНО Баскетбольный клуб "Алтайбаскет"