г. Москва |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А41-2315/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от Управления делами Президента Российской Федерации (ИНН: 7710023340, ОГРН: 1027739643997)- Кудряшов С.В. представитель по доверенности от 25.12.20 г.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - представитель не явился, извещен;
от Федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации (ИНН: 0710002588, ОГРН: 1020700712680) - Осичева С.В. представитель по доверенности от 28.09.20 г.;
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ИНН: 5032004222, ОГРН: 1025004066966)- представитель не явился, извещен;
от Мальцевой Н. Я.- - представитель не явился, извещен
от Юсуповой А.А. - представитель не явился, извещен;
от Смирнова Н.А. - представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-2315/21 по заявлению Управления делами Президента Российской Федерации к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения, третьи лица Федеральное государственное автономное учреждение "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский", Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Мальцева Н.Я., Юсупова А.А., Смирнов Н.А.
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Президента Российской Федерации ( (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестр) с требованиями
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:50:20:0000000:1798, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 21.10.2020 N КУВД-001/2020-8518451, N КУВД-001/2020-8518452, N КУВД-001/2020-8518453.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:50:20:0000000:1798 по заявлениям о государственной регистрации N КУВД-001/2020- 8518451, N КУВД-001/2020-8518452, N КУВД-001/2020-8518453.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное автономное учреждение "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский", Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Мальцева Н.Я., Юсупова А.А., Смирнов Н.А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-2315/21 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 3 л.д. 111-113).
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца и Федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Мальцева Н.Я., Юсупова А.А., Смирнов Н.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене по следующим основаниям..
Как усматривается из материалов дела в собственности Российской Федерации находятся земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:20:0000000:1798, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, поселок Сосны, ОК "Сосны".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2009 N 290 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370 управление и распоряжение указанными земельными участками осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.
Согласно сведениям из ЕГРН 28.04.2012 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:20:0000000:1798 за ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования (т. 1, л.д. 60-80).
Письмом исх. N 740 от 23.03.2020 ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" обратились в Управление делами Президента Российской Федерации в целях отказа от права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками (т. 1, л.д. 17).
11.03.2020 глава Администрации Одинцовского городского округа Московской области письмом исх. N 3.2.7/340 обратился в Управление делами Президента Российской Федерации с просьбой безвозмездно передать из федеральной собственности земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:20:0000000:1798 в муниципальную собственность Одинцовского городского округа Московской области (т. 1, л.д. 15).
Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 09.06.2020 г. N 178 принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:20:0000000:1798 и передаче их в муниципальную собственность Одинцовского городского округа Московской области (т. 1, л.д. 25-33).
В соответствии со сведениями из ЕГРН в отношении указанных земельных участков зарегистрировано обременение в виде права сервитута в пользу Мальцевой Н.Я., Юсуповой А.А., Смирнова Н.А. на основании соглашений от 26.03.2012 (в редакции доп. соглашения от 01.09.2012), от 26.10.2011 (в редакции доп. соглашения от 28.08.2012), от 04.03.2013 (т. 1, л.д. 34-59).
Представитель Управления делами Президента Российской Федерации обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о государственной регистрации N КУВД-001/2020- 8518451, N КУВД-001/2020-8518452, N КУВД-001/2020-8518453 прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженным в уведомлении от 21.10.2020 N КУВД-001/2020-8518451, N КУВД-001/2020-8518452, N КУВД-001/2020-8518453 отказано в государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:50:20:0000000:1798 по причине наличия обременений земельных участков в виде сервитута.
Считая указанный отказ незаконными, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчиком не обосновано отказано в государственной регистрации на спорный объект недвижимости.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Росреестр указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 275 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено ГК РФ.
Частью 2 указанной статьи установлено, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что сервитут сохраняется и при переходе права на земельный участок, для использования которого установлен сервитут, при этом сервитут следует судьбе земельного участка для использования которого он был установлен.
В соответствии с пунктами 9.2 соглашений об установлении сервитутов от 26.03.2012 (в редакции доп. соглашения от 01.09.2012), от 26.10.2011 (в редакции доп. соглашения от 28.08.2012), от 04.03.2013 при отчуждении земельного участка права и обязанности обладателя частного сервитута переходят к новому собственнику на условиях соглашения, сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, другому лицу.
Учитывая, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности Решения, выраженного в уведомлении от 21.10.2020 N КУВД-001/2020-8518451, N КУВД-001/2020- 8518452, N КУВД-001/2020-8518453.
Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
В целях устранения допущенных нарушений суд обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0050205:76, 50:20:0050204:359, 50:50:20:0000000:1798 по заявлениям о государственной регистрации N КУВД-001/2020-8518451, N КУВД-001/2020-8518452, N КУВД-001/2020-8518453.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-2315/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2315/2021
Истец: Смирнов Николай Андреевич, УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "РУБЛЁВО-УСПЕНСКИЙ" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ