г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А21-3943/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистра13АП-12324/2021) общества с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.02.2021 по делу N А21-3943/2020, принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "МКД Сервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, утоненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" (ОГРН 1093925002423, ИНН 390204785; далее - Общество) о взыскании 1 588 504 руб. 75 коп. задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.07.2019 по 31.08.2019 и 213 942 руб. 19 коп. пени за период с 10.02.2019 по 05.04.2020.
Решением суда от 19.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 19.02.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
В жалобе Общество ссылается на то, что истец не обращался в адрес ответчика о заключении договора, ответчик не подавал заявку на заключение договора. Податель жалобы указывает на то, что собственники многоквартирных домов на общем собрании собственников приняли решение о заключении прямых договоров с Предприятием с 01.01.2019, следовательно, с этой даты ответчик, как управляющая организация, утратила статус исполнителя коммунальных услуг. Ответчик ссылается на то, что истец не производил начисления жителям, и только в апреле - мае 2019 года истец начал выставлять квитанции за январь 2019 года.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предприятие в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором
Истец действует на основании Лицензии N (39) - 4360 - СТУРБ от 08.09.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
Общество заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не подавало.
На основании части 4 статьи 24.7 Закона об отходах и пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключается по типовой форме между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 8.17 Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте регионального оператора размещено 12.12.2018.
В данном случае Договор следует считать заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил N 1156.
Таким образом, с 01.01.2019 между Предприятием и Обществом заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 210100885 (далее - договор), в соответствии с которым истец обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении N 1 к Договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно пункту 5 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.01.2019.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 510,75 руб./куб.м (с НДС), с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 488,57 руб./куб.м (с НДС) (пункт 6 договора).
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).
Во исполнение договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Спорные дома находятся в перечне домов, которыми управляет ответчик на основании лицензии от 27.04.2015 N 039000047.
За период с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.07.2019 по 31.08.2019 оплата услуг ответчиком не произведена, в результате чего образовалась задолженность в размере 1 588 504 руб. 75 коп. Направленная в адрес ответчика претензия от 12.09.2019 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона об отходах, считается заключенным по правилам пункта 8(15) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области ГП КО "ЕСОО" утвержден Приказом службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 N 96-04окк/18 и составляет для населения: с 01.01.2019 по 31.03.2019 -510,75 руб./м (с НДС); с 01.04.19 по 31.12.2019 - в соответствии с Приказом службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 предельный единый тариф составляет 488,57 руб./м (с НДС).
В силу пункта 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана означенная услуга. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
Счета, счета-фактуры, платежные документы направлялись ответчику в соответствии с условиями пункта 9 договора.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
В обоснование факта оказания услуг Предприятие представило в материалы дела выставленные счета-фактуры на оплату услуг за заявленный период.
Доказательства оплаты задолженности в размере 1 588 504 руб. 75 коп. Обществом не представлены.
В свою очередь, Общество указывало на заключение прямых договоров непосредственно с потребителями - собственниками помещений в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период под управлением Общества находилось 92 многоквартирных дома, которые включены в лицензию Общества согласно информации, размещенной на официальном сайте системы ГИС ЖКХ и указанной в приложении N 1 к договору.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о том что ответчик с 01.01.2019 утратил статус исполнителя услуг в связи с заключением прямых договоров.
Истец пояснил, материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто, что в связи с поступлением от ответчика протоколов общих собраний о принятии общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в соответствии частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ региональный оператор заключил договоры на оказание услуг по обращению ТКО непосредственно с собственниками 89 многоквартирных домов с 01.02.2019 и еще с двумя многоквартирными домами, расположенным по адресам: г.Калининград, Московский пр., д.5-15; д.17, с 01.05.2019.
Таким образом, в управлении ответчика остался один многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Калининград, Московский пр., д.89. Доводы подателя жалобы о выставлении истцом квитанций в апреле-мае 2019 за январь 2019 года жителям несостоятельны и документально не подтверждены.
Согласно представленным протоколам общих собраний собственников многоквартирных домов, на которых приняты решения о заключении прямых договоров с региональным оператором, и сведениям, представленным Обществом, о количестве проживающих граждан в многоквартирных домах, истец производил соответствующие корректировки в выставляемых счетах.
Корректировки начислений также произведены в декабре 2019 года во исполнение Закона Калининградской области от 30.05.2019 N 285 "О мере социальной поддерЖ1ш по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и при соблюдении Порядка предоставления меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и Порядка предоставления субсидии из областного бюджета региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области на возмещение расходов в связи с предоставлением меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 05.09.2019 N 589, в том числе за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.07.2019 по 31.08.2019.
При изложенных обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности за оказанные услуги документально подтверждены и являются правомерными.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг Предприятием начислены и предъявлены ко взысканию пени в соответствии с пунктом 24 договора за период с 10.02.2019 по 05.04.2020 в размере 213 942 руб. 19 коп.
Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.02.2021 по делу N А21-3943/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3943/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ", ГП КО "Единая система обращения с отходами"
Ответчик: ООО "МКД СЕРВИС"