г. Хабаровск |
|
07 июля 2021 г. |
А04-9838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Полигон"; от индивидуального предпринимателя Нестеренко Зинаиды Анатольевны - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Нестеренко Зинаиды Анатольевны
на решение от 15.04.2021
по делу N А04-9838/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759)
к индивидуальному предпринимателю Нестеренко Зинаиде Анатольевне (ОГРНИП 304282725800021, ИНН 282700038426)
о взыскании 40 880, 31 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - истец, ООО "Полигон") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Нестеренко Зинаиде Анатольевне (далее - ответчик, ИП Нестеренко З.А.) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 31.01.2020 по 30.11.2020 в размере 38 811 руб., неустойки за просрочку оплаты за период с 11.02.2020 по 21.12.2020 в размере 2 069 руб. 31 коп.
Решением суда от 15.04.2021 исковые требования ООО "Полигон" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратилась ИП Нестеренко З.А. с жалобой, в которой просила отменить решение суда, принять новый судебный акт. В жалобе приводит доводы о несогласии с примененным судом при расчете стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период нормативов их накопления, полагает, что расчет должен производиться на основании условий договора N 1769 от 26.04.2019. Указала, что начисленная сумма ежемесячных платежей 3 440 руб. является несоизмеримой по сравнению с количеством ТКО, образуемого в результате деятельности магазина ответчика. Указала на не направление ООО "Полигон" ответа на протокол урегулирования разногласий от 25.02.2020 на проект договора от 01.01.2020,на отсутствие ограждения контейнерной площадки и отсутствие препятствий для проезда спецтехники. Указала на подложность представленных истцом актов от 27.03.2020, от 26.06.2020, от 25.09.2020, от 25.12.2020, на то, что ООО "Полигон" не вывозило контейнер ответчика, ответчик не знала о факте заключения нового договора.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству с назначение судебного заседания на 06.07.2021.
ООО "Полигон" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, явку своих представителей не обеспечили, что в силу п.3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Полигон" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019, на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО "Полигон" (региональный оператор).
Согласно заключенному дополнительному соглашению между ООО "Полигон" и МЖКХ Амурской области от 25 декабря 2018 года к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области региональный оператор начал исполнять свои обязанности 01.04.2019 года.
ИП Нестеренко З.А. обратилась в ООО "Полигон" с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в отношении объектов, расположенных по адресу: с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, 24А (многоквартирный жилой дом) и с. Тамбовка, ул. Трудовая, 38А (отдельно стоящее здание).
Между обществом с ограниченной ответственностью "Полигон" и ИП Нестеренко З.А. был заключён договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1769 от 26.04.2019, по условиям которого региональный оператор (истец) обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (ответчик) обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 428,42 руб. за куб.м. твердых коммунальных отходов в соответствии с приложением N 1 к договору.
Приложением N 1 к договору стороны согласовали объём твёрдых коммунальных отходов в отношении обоих объектов согласно поданной ИП Нестеренко З.А. заявке - по фактическому накоплению исходя из количества контейнеров (для объекта 50 лет Октября, 24А - 1 контейнер 0,75 м3 1 раз в 3 месяца, для объекта ул. Трудовая, 38А - 1 контейнер 0,75 м3 1 раз в 3 месяца).
Пунктом 30 договора предусмотрено, что настоящий договор считается продленным сроком на один год и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Вместе с тем в ходе осуществления работ по вывозу ТБО истцом было установлено, что ИП Нестеренко З.А. не располагает оборудованными контейнерными площадками, закреплёнными за указанными объектами, в связи с чем, 30.08.2020 в соответствии с п. 24 договора от 26.04.2019 N 1769 ООО "Полигон" в адрес ИП Нестеренко З.А. было направлено уведомление о расторжении договора 31.12.2019.
В феврале 2020 года в адрес ИП Нестеренко З.А. в отношении тех же объектов ООО "Полигон" был направлен проект нового договора N 2919 от 01.01.2020, в котором в отношении объекта, расположенного по 50 лет Октября, 24А был изменен способ учёта объём твёрдых коммунальных отходов с фактического (по контейнерам) на нормативный (исходя из норматива накопления для указанной категории объекта), поскольку в данном случае, площадкой для накопления ТКО является площадка многоквартирного жилого дома, вывоз ТКО с данной площадки осуществляется ежедневно.
В отношении объекта по адресу Трудовая, 38А изменений не вносилось.
25.02.2020 в адрес ООО "Полигон" от ИП Нестеренко З.А. поступило заявление о разногласиях. Проект договора N 2919 от 01.01.2020 ИП Нестеренко З.А. в ООО "Полигон" возвращен не был.
При оказании услуги в отношении отдельно стоящего объекта с огороженной территорией по Трудовой 38А, 27.03.2020 в 16 ч. 31 мин, 26.06.2020 в 10 ч. 56 мин, 25.09.2020 в 15 ч. 18 мин, 25.12.2020 в 12 ч. 56 мин. спецтранспорт подрядной организации ООО "Спецсервис" прибывал по указанному адресу для оказания услуги, однако в доступе на огороженную территорию, где размещен контейнер было отказано под предлогом отсутствия мусора, о чём были составлены акты о невозможности осуществления сбора ТКО от 27.03.2020, 26.06.2020, 25.09.2020 и 25.12.2020.
ООО "Полигон" ввиду наличия неурегулированных разногласий по договору N 2919 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020, не представления ИП Нестеренко З.А. документов, подтверждающие наличие отдельного места (площадки) накопления ТКО, в соответствии с пп.8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами N 1156, посчитав договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора, произвел начисление платы за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями Типового договора, исходя из нормативов накопления, в связи, с чем и обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 3 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления присвоение статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.9 Закон обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Полигон" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО "Полигон" (региональный оператор).
ООО "Полигон", как региональный оператор, осуществляет свою деятельность с 01.01.2019.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (11) указанных Правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил.
В досудебном порядке спор по заключению договора от 01.01.2020 N 2919 в отношении двух объектов по адресам: ул. 50 лет Октября, д. 24А и по ул. Трудовая, д. 38А, сторонами не был урегулирован, между тем, ООО "Полигон" как региональный оператор оказывал деятельность по вывозу ТКО от указанных объектов.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8 (15) Правил N 1156.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с приведенными нормами права заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Согласно пункту 1 типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).
Согласно пункту 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 N 167-пр/у установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2020 год в размере 428,42 руб./куб.м.
Как следует из материалов дела, ИП Нестеренко З.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, имеет магазин смешанных товаров, общей площадью 75,1 кв.м., расположенный в жилом многоквартирном доме по адресу: с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, 24А. Следовательно, в результате его функционирования происходит образование твердых коммунальных отходов, которые необходимо собирать, вывозить и утилизировать. Объект ответчика находится вблизи общей контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома по адресу: с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, 24А.
По факту оказания услуг в период с января 2020 года по декабрь 2020 года в адрес ИП Нестеренко З.А. выставлялись счета (акты) на оплату оказанных услуг, которые оплачены не были.
В отношении объекта ответчика по адресу: с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, 24А коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществлялся расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил.
Плата за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2020 года по ноябрь 2020 года в размере 38 811 руб. начислена ответчику исходя из расчетного объема ТКО в месяц, м3.
Расчет платы проверен судом и признан верным.
Требование ООО "Полигон" о взыскании с ответчика неустойки (пени) за период с 11.02.2020 по 21.12.2020 в размере 2 069,31 руб. основано на положениях ст.ст. 329, 339 ГК РФ, пункте 23 типового договора, в соответствии с которым в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленные типовым договором сроки подтвержден материалами дела, требование истца правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Вопреки доводам ответчика, доказательств того, что региональный оператор услуги не оказывал, или ответчик самостоятельно утилизировал ТКО суду не представлено (стать 9, 65 АПК РФ).
Доводы жалобы в части того, что начисленная сумма ежемесячных платежей 3 440 руб. является несоизмеримой по сравнению с количеством ТКО, образуемого в результате деятельности магазина ответчика не могут быть приняты апелляционным судом ввиду того, что договор на вывоз ТКО на 2020 сторонами заключен не был, плата за оказанные услуги начислялась в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 N 167-пр/у об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2020 год.
Доводы жалобы об отсутствии ограждения контейнерной площадки и отсутствии препятствий для проезда спецтехники документально не подтверждены. Само по себе отсутствие подписи предпринимателя на актах от 27.03.2020, от 26.06.2020, от 25.09.2020, от 25.12.2020 не свидетельствует об их подложности.
Фактически доводы жалобы ответчика направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что не свидетельствует о неправильном применении норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на проигравшую сторону - ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15.04.2021 по делу А04-9838/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9838/2020
Истец: ООО "Полигон"
Ответчик: ИП Нестеренко Зинаида Анатольевна