г. Вологда |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А05-515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 апреля 2021 года по делу N А05-515/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация) обратилась в Октябрьский районный суд города Архангельска с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терраса" (адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 54; ИНН 2901224465, ОГРН 1122901002652; далее - Общество) о возложении на ответчика обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для нежилого помещения - кафе "Терраса", расположенного по адресу: город Архангельск, улица Поморская, дом 54, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением от 05.11.2020 по делу N 2-4361/2020 исковое заявление принято к производству Октябрьского районного суда город Архангельска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников жилья "Дом на Поморской" (адрес: 163000, город Архангельск, улица Поморская, дом 54; ИНН 2901226342, ОГРН 1122901008592; далее - ТСЖ), общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; ИНН 7743274766, ОГРН 1187746816608; далее - ООО "ЭкоИнтегратор").
Определением Октябрьского районного суда города Архангельска от 22.12.2020 дело N 2-4361/2020 направлено по подсудности в Арбитражный суд Архангельской области.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2021 дело принято к производству.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2021 в иске отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил статью 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 11, 22 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пункты 10.11.1, 10.11.5, 10.11.10, 10.11.13 Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила N 581), постановление Администрации от 13.02.2020 N 285 "Об утверждении Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Архангельск" (далее - Порядок N 285), пункт 1.4 постановления Администрации от 22.03.2019 N 390 "Об утверждении Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.04.2021 аренды нежилых помещений Общество использует под размещение кафе нежилое помещение площадью 568,6 кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: город Архангельск, улица Поморская, дом 54.
Организацией, осуществляющей управление указанным многоквартирным домом, является ТСЖ.
Ссылаясь на то, что контейнерная площадка Общества, расположенная по адресу: проспект Советских Космонавтов, дом 70, установлена возле объекта культурного наследия "Дом П.И.Гринфельдта", Администрация 10.03.2020 просила Общество организовать работу по переносу указанной контейнерной площадки в соответствии с установленным порядком.
В результате обследования (осмотр) контейнерной площадки, расположенной по адресу: проспект Советских Космонавтов, дом 70, Администрация в июле 2020 года установила, что на площадке расположено 5 контейнеров, место расположения площадки не соответствует действующему порядку, место накопления ТКО для лиц, использующих площадку (в том числе Общество) в соответствии с установленным в законодательством порядком не определено.
Поскольку требования Администрации об организации места (площадки) накопления ТКО остались без исполнения Обществом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядком N 285 регламентируется процедура определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 10.11.1 Правил N 581 система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и других видов отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктами 4, 7 Правил N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Как правильно установил суд первой инстанции, Администрация наделена полномочиями по организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО в части создания оборудованных мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Город Архангельск".
В соответствии с реестром сведений о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется Департаментом городского хозяйства Администрации, места накопления ТКО для многоквартирного дома 54 по улице Поморская в указанный реестр не включены
Заявки на включение в реестр контейнерной площадки для многоквартирного дома 54 по улице Поморская, ТСЖ и Общества в администрацию не поступали. Решение о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" ранее указанных контейнерных площадок департаментом городского хозяйства не принималось.
Согласно пункту 10.11.3 Правил N 581 организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) opганизовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10.11.5 Правил N 581 предусмотрено, что ответственность и контроль за сбором твердых коммунальных отходов в месте их сбора и уборкой мест сбора возлагаются: по многоквартирным домам - на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья; по частным домовладениям, домам индивидуальной застройки - на домовладельцев; по иным производителям отходов - на собственников, арендаторов, учреждения, организации, иные хозяйствующие субъекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Порядок N 285 устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Как правомерно указал суд первой инстанции, обязанность по благоустройству и содержанию контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, несет управляющая компания.
Из материалов дела видно, что осуществляющей управление многоквартирным жилым домом 54 на улице Поморской, в котором Общество арендует помещения, является ТСЖ.
Общество и ТСЖ заключили договор от 01.01.2020 N 1 на возмещение расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. В соответствии с пунктом 3.1 договора производится оплата за содержание общего имущества дома, в котором расположено кафе "Терраса".
Общество (потребитель) и ООО "ЭкоИнтегратор" заключили договор N 3752 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 1.1 которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа.
Названный договор заключен Обществом с региональным оператором во исполнение обязанности по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Доводы Администрации в обоснование обязанности ответчика по организации места накопления ТКО со ссылкой на положения пунктов 10.11.3. и 10.11.5. Правил N 581 не приняты судом первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании этих норм. Как указал суд первой инстанции, из указанных положений следует, что обязанность по организации места накопления ТКО по многоквартирным домам возложена на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, в том числе товарищества собственников жилья.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 апреля 2021 года по делу N А05-515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-515/2021
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Терраса"
Третье лицо: ООО "ЭкоИнтегратор", ТСЖ "Дом на Поморской"