г. Санкт-Петербург |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А42-5787/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8805/2021) ООО Управляющая организация "Апатиты" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2021 по делу N А42-5787/2019, принятое
по иску ПАО "Территориальная Генерирующая Компания N 1"
к ООО Управляющая организация "Апатиты"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский" (далее - истец, ПАО "ТГК N1") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Апатиты" (далее - ответчик, ООО "УК "Апатиты" ) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, поставленную за период с 01.10.2017 по 31.03.2018, на основании договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 779 от 01.04.2015 в размере 17 966 663,40 рубля и 3 656 050,97 рублей неустойки.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать в пользу истца 13 248 501,97 рублей долга, а также 1 000 000 рублей неустойки с учетом применения 333 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, довод истца о проведении корректировки за часть периодов по периодам исполнения коммунальных услуг не соответствует законодательству, расчет начислений по ОДПУ не может быть принят во внимание.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, указывает на то, что в спорный период ответчик являлся исполнителем коммунальных услуг в домах, находящихся под его управлением, расчет платы за жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. за отопление и горячее водоснабжение, а также выпуск платежных документов (квитанций) пользователям жилых помещений в указанный период ООО "УО Апатиты" осуществляло самостоятельно и с сентября 2017 по март 2018 на ООО "УО "Апатиты" как исполнитель коммунальных услуг самостоятельно было обязано произвести корректировку размера платы по отоплению (до смены с 01.04.2018 исполнителя коммунальных услуг в лице ПАО "ТГК-1").
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между сторонами 01.04.2015 заключен договор N 779 для предоставления коммунальных услуг потребителям, по условия которого истец (Поставщик) обязался осуществлять поставку ответчику (Исполнителю) поставку коммунального ресурса (тепловая энергия и теплоноситель) в многоквартирный жилой дом, общим собранием помещений в котором Исполнитель выбран Управляющей компанией, для целей обеспечения коммунальными услугами отопления и горячего водоснабжения (индивидуальное потребление и на общедомовые нужды) потребителей, а также Исполнителя в части горячего водоснабжения на общедомовые нужды, а Исполнитель обязался принять и оплатить поставленную тепловую энергию (пункт 1.1. договора).
Согласно разделу 6 договора, расчетным периодом признается календарный месяц (пункт 6.7 договора). Порядок оплаты согласован сторонами в пункте 6.3 договора. В отношении объема коммунального ресурса, поставленного Исполнителю для оказания коммунальных услуг Потребителям, Поставщик самостоятельно изготавливает платежные документы (квитанции) и при помощи исполнителя направляет потребителям до 15-го числа месяца следующего за расчетным для оплаты, в срок до 20 числа месяца следующего за расчетным.
Объем коммунального ресурса, поставленного потребителям, оплачивается потребителями путем внесения платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, непосредственно на расчетный счет поставщика, указанный в выставленных поставщиком потребителю платежных документах - до 20 числа месяца следующего за расчетным (пункт 6.4 Договора).
В соответствии с пунктом 7.7 Договора для целей определения обязательств Исполнителя по оплате за коммунальный ресурс за расчетный период Поставщик ежемесячно в срок до 10 числа месяца выставляет в адрес исполнителя счет, счет-фактуру и акт выполненных работ на оплату поставленного в многоквартирный дом за расчетный период коммунального ресурса.
Договор вступил в силу с момента его подписания, распространял свое действие на период с 01.04.2015 и считался ежегодно продленным (пункты 9.1, 9.2 договора).
В связи с письменным обращением ответчика от 29.03.2018, на основании подпункта "а" пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), стороны расторгли с 01.04.2018 договор от 01.04.2015 N 779.
Поставив тепловую энергию по утвержденным тарифам, истец выставил ответчику счета за период с 01.10.2017 по 31.03.2018, которые ответчик оплатил несвоевременно и не в полном объеме, что послужило основанием для обращения ПАО "ТГК N 1" в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим иском о взыскании суммы долга, а также 3 656 050,97 рублей неустойки на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 01.12.2017 по 05.04.2020.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения судебного акта.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Факт поставки тепловой энергии подтверждается материалами дела, установлен судом, ответчиком не оспорен.
Между сторонами возник спор относительно порядка определения объема коммунального ресурса подлежащего оплате (по нормативу либо исходя из показаний ОДПУ), о возможности проведения корректировок объемов потребленного коммунального ресурса по периодам.
Как указывает истец, объем коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, определен ПАО "ТГК-1" на основании показаний приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией согласно пункту 21а Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Ответчик, в свою очередь, полагает, что объем потребленного коммунального ресурса должен быть исчислен исходя из норматива и скорректирован.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В то же время в соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил.
Пункт 25.1 Правил N 124 введен в действие 30.06.2016.
Постановлением Правительства Мурманской области от 05.08.2016 N 386-ПП определен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Мурманской области - равномерно в течение календарного года.
В письмах от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 30.10.2017 N46725-ОГ/04 Министерство разъяснило, что пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
По вопросу о соотнесении пунктов 21 и 25.1 Правил N124 Министерство в письме от 30.10.2017 N46725-ОГ/04 указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил N 124.
Таким образом, пункт 21 Правил N124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
Пункт 25.1 Правил N124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил N 124.
В письме от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 Министерство также указало, что определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от исполнителя коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Наличие возможности и законных оснований для проведения корректировки за период менее 12 месяцев дополнительно подтверждается письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (абзац 4 подп. б) пункта 1), в котором разъяснено, что если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, в жилом доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59.1 и 60.1 Правил N 354.
Данные разъяснения даны применительно к ситуации, когда в течение года в жилом доме происходит смена управляющей организации.
При этом, корректировка производится исполнителем услуг, которым применительно к спорному периоду является ответчик. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что, несмотря на расторжение с апреля 2018 года договора с РСО на поставку коммунального ресурса в МКД, управляющая компания все равно остается исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД по части коммунальных ресурсов, потребляемых на ОДН.
Относительно корректировки объемов суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В абзаце 3 п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех помещениях установлены ИПУ (распределители) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) из Приложения 2 исходя из показаний ОПУ тепловой энергии.
Формула 3 представляет собой расчет платы при осуществлении оплаты в течение отопительного периода: объем потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ распределяется пропорционально площади помещения.
В свою очередь, формула 3(1) предназначена для случая, когда оплата осуществляется равномерно в течение календарного года.
В пояснении к формуле 3(2) сказано, что размер платы, определенный по предыдущей формуле, в первом квартале года, следующего за расчетным, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.
В пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59, 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя, вместе с тем, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4), посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии).
Таким образом, корректировка платы проводится самим исполнителем в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.
С учетом изложенного, корректировка, вопреки позиции ответчика, должна быть проведена им самостоятельно как исполнителем коммунальной услуги, возложение данной обязанности за спорный период на истца не имеется. Кроме того, в возражение позиции ответчика о том, что обязанность по корректировке леижт на истце, суд принимает сылку последнего на то, что согласно утверждению ответчика в отзыве ООО "УО "Апатиты" N 48 от 29.07.2019, 31.08.2016 произведена корректировка платы за отопление жителям, чьи дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии за период с сентября 2016 по август 2017.
Более того, позиция ответчика, изложенная в подписанном сторонами акте сверки от 11.12.2020, заключается в отказе предоставить истцу сведения о начислении им объемов по отоплению, горячему водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовое имущество в разрезе лицевых счетов граждан, что исключает возможность осуществления корректировки..
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что поскольку доказательств оплаты стоимости тепловой энергии ответчиком не представлено, долг в размере 17 966 663,40 рублей правомерно взыскан с ответчика. Ссылка на то, что объем потребленного коммунального ресурса должен быть исчислен исходя из норматива противоречит нормам материального права, предусматривающего расчет задолженности исходя из показаний приборов учета при наличии таковых. Управляющая компания не представила суду в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что истец завысил объем поставленного коммунального ресурса либо определил его с нарушением установленного порядка.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Требование о взыскании пеней соответствует действующему законодательству. Расчет пеней произведен истцом обоснованно и правомерно, ответчиком не оспорен.
Оснований для применения 333 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку
Как разъяснено в пункте 71 Постановления N 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 77 Постановления N 7 указано, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления N 7).
В нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, свидетельствующие о несоразмерности законной неустойки, начисленной истцом, ответчиком не представлены. Неустойка является санкцией за нарушение обязательства. В данном случае неустойка взыскивается в силу указания закона, и, устанавливая в законе размер неустойки, законодатель фактически определяет ее минимальный размер, поэтому при законной неустойке ее несоразмерность исключена.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального права, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2021 по делу N А42-5787/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5787/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО Управляющая организация "Апатиты"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12541/2021
08.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8805/2021
21.01.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5787/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5787/19