г. Ессентуки |
|
5 июля 2021 г. |
Дело N А63-929/2021 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А., рассмотрев без вызова сторон (статья 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2021 по делу N А63-929/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонного), город Невинномысск, к муниципальному унитарному предприятию Ставропольского края "Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района", с. Кочубеевское (ОГРН 1022600768299, ИНН 2610012931) о взыскании суммы штрафа в размере 6 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к муниципальному унитарному предприятию Ставропольского края "Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района" (далее - заинтересованное лицо, предприятие) о взыскании суммы штрафа в размере 6 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования по форме РСВ-1 за полугодие 2010 года, 3 месяца 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, полугодие 2012 года, 2012 год по решению пенсионного фонда от 03.03.2020 N 036S19200002168.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивированной тем, что управлением не пропущен срок обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"; далее - Постановление N 10).
Сторонам предложено в срок до 17.05.2021 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что общество зарегистрировано в пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании расчетов РСВ-1 за полугодие 2010 года, 3 месяца 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, полугодие 2012 года, 2012 год пенсионным фондом осуществлена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой установлено, что в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не проставлены коды в стажевых периодах в соответствии с приложением N 2, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2.
Пенсионный фонд в связи с выявленными ошибками направил обществу уведомление от 06.06.2019 об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней с момента его получения.
Однако в установленный требованием срок предприятие выявленные ошибки не устранило, пояснения в фонд не представило.
Пенсионный фонд по результатам проверки составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.01.2020 N 036S18200000511 и принял решение от 03.03.2020 N 036S09200002168 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде 6 500 рублей штрафа.
Обществу требованием от 10.04.2020 N 036S01200003967 предложено в срок до 28.04.2020 уплатить 6 500 рублей штрафа.
Неисполнение обществом требования от 10.04.2020 N 036S01200003967 послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением суда от 13.11.2020 по делу N А63-15585/2020 судебный приказ от 30.10.2020 отменен.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате штрафа в порядке искового производства.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.01.2017) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ввиду пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на бумажном носителе - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание этой суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
При этом аналогичное условие устанавливал и пункт 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017.
Из материалов дела следует, что по телекоммуникационным каналам связи предприятие представило в фонд отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2010 года (представлена 28.01.2011), 3 месяца 2011 года (представлена 13.05.2011), полугодие 2011 года (представлена 10.08.2011), 9 месяцев 2011 года (представлена 15.11.2011), 2011 год (представлена 15.02.20212), полугодие 2012 года (представлена 13.07.2012), 2012 год (представлена 30.01.2013).
Пенсионный фонд установил, что в представленной предприятием отчетности по форме РСВ-1 не проставлены коды в стажевых периодах в соответствии с приложением N 2п, что послужило основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Эти обстоятельства отражены в акте проверки от 30.01.2020 N 036S18200000511 и решении фонда от 03.03.2020 N 036S19200002168.
В пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 57) разъяснено, что проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума N 57 несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Изложенная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
С учетом пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ песионный фонд, контролирующий соблюдение законодательства об обязательном пенсионном страховании, должен был обнаружить совершенное предприятием правонарушение в момент представления страхователем ежеквартальных расчетов по форме РСВ-1 с содержащимися в них ошибками, и обязан был проверить в предусмотренный срок соблюдение обществом установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ срока предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Следовательно, на дату обращения фонда в суд (27.01.2021) с заявлением о взыскании с общества 6 500 рублей штрафа за непроставление в отчетности по форме РСВ-1 за полугодие 2010 года, 3 месяца 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, полугодие 2012 года, 2012 год кодов в стажевых периодах в соответствии с приложением N 2п и представление тем самым в отчетности недостоверных (неполных) сведений, истек установленный законом срок для взыскания с предприятия в судебном порядке 6 500 руб. штрафа.
Вместе с тем, при обращении в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа пенсионный фонд не заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Как верно указал суд первой инстанции, фиксация правонарушения в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.01.2020 N 036S18200000511, составленном по истечении более восьми лет после совершения нарушения, не изменяет исчисление сроков взыскания штрафа в судебном порядке, свидетельствует о нарушении фондом процессуальных сроков проведения проверки, повлекших соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Несоблюдение сроков проведения проверки в рассматриваемом случае влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности, возложение на него необоснованного, излишне затянутого во времени администрирования, нарушает принцип правовой определенности.
В тоже время администрирование страховых взносов должно осуществляться с учетом принципа добросовестности контролирующих органов, предполагающего учет законных интересов страхователей и недопустимости создания условий для неразумного затягивания срока проверки.
Поскольку статьей 34 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на дату представления обществом расчета по форме РСВ-1) продолжительность проведения камеральной проверки составляет три месяца, при исчислении срока на обращение в суд за взысканием санкции следует исходить из этого срока, а не из даты фактически проведенной проверки за пределами установленного законом срока.
При этом указанный срок не является началом исчисления предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ шестимесячного срока обращения в суд за взысканием со страхователя в судебном порядке финансовой санкции, поскольку начало исчисления срока взыскания определяется с учетом установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений за соответствующий отчетный период, а также предусмотренного статьей 34 Закона N 212-ФЗ срока проведения камеральной проверки и исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер взыскания в продолжительности, установленной Законом N 212-ФЗ.
Поскольку существенное нарушение без уважительных причин срока проведения камеральной проверки на первоначальном этапе контрольных процедур ведет к нарушению срока на обращение в суд с заявлением о взыскании независимо от соблюдения иных сроков, регулирующих этапы привлечения к ответственности (рассмотрения материалов проверки, вынесения решения о привлечении к ответственности, направления требования об уплате и его исполнения, с истечением которого связана возможность обращения в суд в пределах шести месяцев), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем срока обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Учитывая, что пропуск установленного законом срока для обращения в суд с соответствующими требованиями в силу части 2 статьи 115 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд первой инстанции верно заключил, что требование пенсионного фонда о взыскании с предприятия штрафа за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 6 500 руб. не подлежит удовлетворению.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Ставропольского края полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2021 по делу N А63-929/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-929/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г.НЕВИННОМЫССКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОЧУБЕЕВСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: Жилин Роман Геннадиевич