город Томск |
|
7 июля 2021 г. |
Дело N А45-34331/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Квашнина Степана Владимировича (N 07АП-5276/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2021 по делу N А45-34331/2020 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Квашнина Степана Владимировича (ОГРНИП 316547600060435, Новосибирская область, г. Куйбышев) к Государственному учреждению - Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N19) (ОГРН 1025403197907, 632385, Новосибирская область, г. Куйбышев, квартал 8, д. 11) о признании незаконным решения N4/ПДС от 20.11.2020.
С привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Квашнин Степан Владимирович (далее - предприниматель, ИП Квашнин С.В., страхователь) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 19) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным решения N 4/ПДС от 20.11.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Новосибирской области.
Решением от 14.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не верно сделаны выводы относительно представленного заказа-наряда от 18.06.2020; судом не исследованы иные представленные доказательства, подтверждающие трудовую деятельность Петиной О.А.; судом не полно выяснены обстоятельства относительно взносов за полугодие 2020 года.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашаясь с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, с 15.12.2017 ИП Квашнин С. В. состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в Филиале N 19 Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИП Квашнин С.В. 03.07.2020 направил в Фонд электронный реестр, необходимый для назначения и выплаты пособий по беременности и родам, единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности на застрахованное лицо Петину Ольгу Андреевну.
При отправке листка нетрудоспособности им была указана ставка 1,0 средний заработок за 2018-2019 годы в сумме 0 руб. 00 коп., средний дневной заработок 478 руб. 55 коп. По листку нетрудоспособности N 331850311961 от 03.07.2020 (Отпуск по беременности и родам) за период с 19.06.2020 по 29.12.2020 на 194 календарных дня, начислено 92 838 руб. 70 коп. (194к.д.*478,55 руб), по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 810 руб. 18 коп.
В связи с этим в период с 28.10.2020 по 14.10.2020 Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности документов (сведений), влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 5 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" ИП Квашнина С.В. за период с 01.01.2020 по 31.07.2020.
Дополнительным требованием от 24.08.2020 N 4 у страхователя были запрошены документы на подтверждение кадровой необходимости принятия Петиной Ольги Андреевны на должность продавца-флориста в период пандемии.
Страхователем дополнительно представлены: пояснительная записка о необходимости приема Петиной Ольги Андреевны на должность второго продавца-флориста в торговую точку (адрес не указан); документ об образовании, об окончании профессионального училища N 8 города Куйбышева по профессии "Мастер отделочных строительных работ"; должностная инструкция; табель учета рабочего времени за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, во всех табелях указаны выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные.
Проверкой установлено, что 15.06.2020 ИП Квашнин С.В. заключил трудовой договор с Петиной О. А. (Трудовой договор от 15.06.2020 N 4, приказ о приеме на работу от 15.06.2020 N 000007), которая принята на должность продавца-флориста.
В соответствии с пунктом 4.1 трудового договора Петиной О.А. установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, с двумя выходными днями. Петина О.А. принята на работу 15.06.2020 отработала 2 дня (в табеле учета рабочего времени за июнь 2020 рабочие дни 15.06.2020 (понедельник) и 17.06.2020 (среда) по 8 часов, 16.06.2020 (вторник) и 18.06.2020 (четверг) выходные, с 19.06.2020 отпуск по беременности и родам (листок нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам дата выдачи 03.07.2020).
У продавца-флориста Петиной О.А. в табеле учета рабочего времени за июнь месяц продолжительность рабочего дня 8 часов, выходные дни вторник и четверг, в то время как у других продавцов-флористов продолжительность рабочего дня 4 часа в день и выходные дни суббота, воскресенье.
03.07.2020 от Петиной О.А. поступило заявление на отпуск по беременности и родам на период с 19.06.2020 по 29.12.2020. Так как больничный лист по беременности и родам выдан медицинской организацией 03.07.2020 с освобождением от работы с 19.06.2020 (т.е. за прошедшее время) в табеле учета рабочего времени за июнь 2020 года, по мнению Фонда, должно быть учтено рабочее время и выходные дни за период с 15.06.2020 по 30.06.2020 с последующей корректировкой этого периода на отпуск по беременности и родам, на основании приказа руководителя. Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам на основании заявления от 03.07.2020 Петиной О.А. страхователем не представлен.
Как установлено Фондом, ИП Квашнин С.В. документально не подтвердил фактическое трудовое участие Петиной О.А. в деятельности торговой точки в должности продавца-флориста. После ухода в отпуск по беременности и родам Петиной О.А., на должность продавца-флориста никто не был принят, обязанности другим работникам не передавались.
Не согласившись с актом, страхователь представил письменные возражения по акту проверки.
По результатам рассмотрения акта и возражений страхователя Фондом принято решение N 4/ПДС от 20.11.2020 о возмещении излишне понесенных расходов в сумме 93648,88 руб.
Не согласившись с указанным решением, страхователь обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что действия предпринимателя фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу Петиной О.А. на должность продавца-флориста непосредственно перед наступлением страхового случая в целях неправомерного получения средств бюджета Фонда социального страхования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 указанного закона определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление N 294) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Пунктом 2 Постановления N 294 установлено, что с 01.07.2012 Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период у страхователей - плательщиков страховых взносов превышает 25 человек, в территориальный орган Фонда по месту регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, такими страхователями представляются сведения в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (далее также - пособие в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности), являются видами государственных пособий для граждан, имеющих детей (абзац 2 и 3 статьи 3 Федерального закона N 81-ФЗ).
Согласно п.п. 2 и 3 ч.1 ст. 1.4 названные пособия являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством.
Вопросы назначения и выплаты данных пособий урегулированы нормами Федеральных законов N 81-ФЗ и N 255-ФЗ, а также положениями разд. II, III Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н (далее - Порядок).
Категории женщин, которые имеют право на пособие по беременности и родам, перечислены в ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ, а также в ст.9 Порядка.
К ним относятся женщины, которые работают по трудовому договору, замещают государственные должности Российской Федерации или ее субъектов, проходят государственную службу (гражданскую, военную или правоохранительную), обучаются в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения, а также женщины, уволенные по п. 1 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их безработными (были уволены в связи с ликвидацией организаций или прекращением деятельности индивидуальными предпринимателями). Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначают и выплачивают по месту работы. Если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы в определенных случаях, указанных в п. 14 Порядка, пособие по беременности и родам также назначается и выплачивается по последнему месту работы (п. 14 Порядка).
Правом на пособие в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности обладают те женщины, которые встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности - до 12 недель, а также имеют право на получение пособия по беременности и родам. Пособие в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности является отдельным видом пособий и выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ, п. 19 Порядка).
Пособие в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам (п. 21 Порядка).
Согласно статье 13 Федерального закона N 81-ФЗ и Порядком, пособие по уходу за ребенком, выплачивается как застрахованным лицам, осуществляющим уход за ребенком, так и не трудоустроенным гражданам. В первом случае пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается, и выплачиваться работодателем по месту работы (службы) застрахованного лица за счет средств Фонда социального страхования; тогда как во втором случае указанное пособие назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Как следует из материалов дела, Петиной О.А. назначены и выплачены за счет средств Фонда социального страхования пособия в общей сумме 93 648,88 руб., в том числе: 92 838,70 руб. - пособие по беременности и родам; 810,18 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Судом установлено, что предприниматель представил в суд письменные пояснения и документы, которые при проверке заинтересованным лицом не рассматривались и не анализировались, так как при проверке представлены не были. Приложенные заказы, накладные и акты о списании товара свидетельствуют о приеме денежных средств. Заказ от 18.06.2020 подтверждает деятельность Петиной О.А. и не соответствует данным табеля учета рабочего времени (в табеле данный день указан как выходной Петиной О.А.).
Ссылка апеллянта на то, что в действительности заказ составлен Петиной О.А. 17.06.2020 для доставки заказа на 18.06.2020, подлежит отклонению за недоказанностью.
Судом также правомерно учтено, что Петина О.А. была принята на работу предпринимателем на должность продавца-флориста незадолго до наступления страхового случая - 15.06.2020, с 19.06.2020 - отпуск по беременности и родам, при этом отработала только 2 дня: 15.06.2020 (понедельник) и 17.06.2020 (среда) по 8 часов, поскольку 16.06.2020 (вторник) и 18.06.2020 (четверг) у нее выходные, в то время как у других продавцов-флористов продолжительность рабочего дня 4 часа в день и выходные дни - суббота, воскресенье.
03.07.2020 от Петиной О.А. на основании листка нетрудоспособности поступило заявление на отпуск по беременности и родам на период с 19.06.2020 по 29.12.2020, при этом приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам на основании заявления от 03.07.2020 Петиной О.А. страхователем не представлен.
После ухода в отпуск по беременности и родам Петиной О.А. на ее должность никто не был принят, обязанности другим работникам не передавались.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности заявителем фактического трудового участия Петиной О.А. в деятельности торговой точки.
Судом также принято во внимание, что из представленных в материалы дела сведений из расчета взносов за полугодие 2020 г., который представлен предпринимателем в налоговый орган, следует, что база для начисления страховых взносов, в том числе, по гражданско-правовым договорам, составляет 0 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что во время пандемии действовали правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, подлежит отклонению.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)", постановлением Губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 N 43 "О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации", постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 08.06.2020 N 216-п, Постановлением от 15.05.2020 N168-п Правительство Новосибирской области определило "Перечень отраслей экономики, в которых осуществляется приостановление (ограничение) деятельности находящихся на территории Новосибирской области отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей". В указанном перечне поименован вид деятельности, которым занимается страхователь (код ОКВЭД 47.7 Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах).
При этом деятельность предпринимателя в данный период документально не подтверждена, кассовые документы не представлены.
Помимо этого, согласно расчета по страховым взносам, предоставленным из Федеральной налоговой службы Российской Федерации (приложение N 22), страхователь с кодом тарифа плательщика 21,01 отчитался за второй квартал 2020 года о том, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не начислялись, отчисления не производилось.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Суд первой инстанции в настоящем случае пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица непосредственно перед наступлением страхового случая, неподтверждения осуществления трудовой функции таким работником и при отсутствии производственной необходимости с целью получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Формальное соответствие представленных предпринимателем документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях предпринимателя.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2021 по делу N А45-34331/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Квашнина Степана Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34331/2020
Истец: ИП Квашнин Степан Владимирович
Ответчик: ГУ Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 19, ГУ Новосибирское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд