г. Красноярск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А33-2500/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" апреля 2021 года по делу N А33-2500/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714, далее - истец, ООО "РостТех") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аметист" (ИНН 2465194786, ОГРН 1192468015596, далее - ответчик, ООО "Аметист") о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по договору N 01-000007310 от 30.04.2020 за период с 01.06.2020 по 30.11.2020 в размере 25 485 руб. 98 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть решения подписана 05.04.2021, мотивированное решение изготовлено по заявлению истца 16.04.2021) по делу N А33-2500/2021 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору N 01-000007310 от 30.04.2020 за период с 01.06.2020 по 30.11.2020 в размере 21 238 руб. 20 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1667 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "РостТех" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что на 2020-2022 годы тарифы для прочих потребителей утверждены с учетом НДС, а указаны без учета НДС, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом вне зависимости от того, кто является покупателем товаров (работ, услуг), истец осуществляет реализацию услуг по тарифу с учетом НДС. В связи с чем, по мнению истца, применение НДС 20 % к утвержденному тарифу является правомерным.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе - информационного письма МИФНС N 26 по Красноярскому краю от 04.12.2018 N 2.7-51/02/23058, письма Министерства тарифной политики Красноярского края от 16.04.2021 N 72/925. Данные доказательства не подлежат фактическому возврату истцу, поскольку представлены в электронном виде.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 05.05.2021 10:15:51 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2021 N 99/2021/371250580 ООО "Аметист" является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Коммунальная, д. 26 пом. 84, площадью 379,2 кв.м. на основании договора аренды нежилого помещения (здания) N 13812 от 27.05.2019. Срок аренды установлен на период с 27.05.2019 по 26.05.2024.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 6.08.2018 N 1/1576-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 136-в от 18.09.2020 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "РостТех" на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 949,31 руб. за 1 куб.м. без учета НДС, с 01.10.2020 по 31.12.2020 - 901,79 руб. без учета НДС.
В соответствии с Приказом N 77-2184-од от 31.12.2019, N 77-673-од от 30.04.2020 норматив накопления ТКО применяется в зависимости от категории объекта.
Региональным оператором в адрес ответчика направлялся договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 01-000007310 от 30.04.2020, счета и универсальные передаточные документы за период 01.06.2020 по 30.11.2020.
В подтверждение оказания ответчику услуг истец представил в материалы дела подписанные в одностороннем порядке универсальные передаточные документы N 24107/1 от 30.06.2020 на сумму 4319,74 руб., N 28834/1 от 31.07.2020 на сумму 4319,74 руб., N 33784/1 от 31.08.2020 на сумму 4319,74 руб., N 39363/1 от 30.09.2020 на сумму 4319,74 руб., N 44751/1 от 31.10.2020 на сумму 4103,51 руб., N 46780/1 от 30.11.2020 на сумму 4103,51 руб., выписку из системы ГЛОНАС движения мусоровозов.
Региональный оператор направил ответчику претензию N 2020/7823 от 15.12.2020 об оплате задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 25 485,98 руб., что подтверждается описью вложения и списком отправлений от 18.12.2020.
Ссылаясь на возникновение между сторонами договорных отношений, оказание ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В силу частей 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что между истцом и ответчиком заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
Из содержания пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 ГК РФ следует, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пункту 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил. В силу пункта 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Таким образом, при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления твердых коммунальных отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме, следует применять нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждается подписанными истцом в одностороннем порядке универсальными передаточными документами: N 24107/1 от 30.06.2020 на сумму 4319,74 руб., N 28834/1 от 31.07.2020 на сумму 4319,74 руб., N 33784/1 от 31.08.2020 на сумму 4319,74 руб., N 39363/1 от 30.09.2020 на сумму 4319,74 руб., N 44751/1 от 31.10.2020 на сумму 4103,51 руб., N 46780/1 от 30.11.2020 на сумму 4103,51 руб.; выпиской из системы ГЛОНАСС (спутниковая навигация движения мусоровозов). Универсальные передаточные документы направлены потребителю Почтой России.
Ответчик факт оказания услуг в спорный период не оспорил, возражений относительно объема оказанных услуг не заявил, доказательств оплаты задолженности не представил.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличие у ответчика обязанности по оплате оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В указанной части выводы суда первой инстанции не обжалуются.
Согласно расчету исковых требований, стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена истцом, исходя из объема фактически оказанных услуг (определенного исходя из утвержденного норматива потребления на площадь нежилого помещения), умноженного на единый тариф на услуги регионального оператора с учетом ставки НДС в размере 20 %.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, посчитал определение стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из единого предельного тарифа на услуги регионального оператора увеличенного на сумму НДС необоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 01.01.2020 применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 1182-в от 19.12.2019 для потребителей общества по Красноярской правобережной технологической зоне установлены единые предельные тарифы на период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 949,31 руб. для прочих потребителей без учета НДС.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 136-в от 18.09.2020 для потребителей общества по Красноярской правобережной технологической зоне установлены единые предельные тарифы на период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 901,79 руб. для прочих потребителей без учета НДС.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что с 01.01.2020 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, для которого был утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном начислении истцом на сумму единого тарифа 20 % налога на добавленную стоимость.
Ссылка истца, на положения пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, подлежит отклонению на основании следующего.
Действительно, обязанности продавца, предусмотренной подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, корреспондирует право покупателя применить налоговый вычет на соответствующую сумму на основании пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из части 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, цена услуги по приему и вывозу твердых коммунальных отходов, предусмотренная договором между региональным оператором и потребителем, не может превышать сумму единого предельного тарифа на услуги регионального оператора, установленного Министерством тарифной политики Красноярского края в отношении соответствующих потребителей.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в данной части, истец также ссылается на то, что предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден с учетом НДС, а указан без учета НДС (для прочих потребителей), в связи с чем, оказанные по такому тарифу услуги облагаются НДС. Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный.
Исходя из цели издания органом регулирования тарифов нормативного акта об установлении единых предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, использование в тексте акта формулировки "тарифы указываются без учета НДС" предполагает утверждение органом тарифа без учета НДС.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению только в части 21 238,20 руб. Судом апелляционной инстанции расчет проверен, признан арифметически верным и обоснованным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" апреля 2021 года по делу N А33-2500/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2500/2021
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: ООО "АМЕТИСТ"